Прогулки по Стамбулу в поисках Константинополя - ч. 3

May 27, 2024 08:19

... мы сидим на скамейке в сквере на пересечении бульвара Ататюрка и 15 Temmuz Şehitleri Caddesi - кроны чинар полностью укрывают от стамбульского летнего солнца - ощущение, что находишься в замкнутом пространстве - в огромном храме/ мечети - под куполом

... рядом - продавец кукурузы - по турецки - mısır - в Стамбуле варёную/ печеную кукурузу продают только на европейской части - на набережной Эминоню, в районе Фатих и Султанахмет - початок кукурузы - прежде чем передать покупателю - посыпают солью

... сквер разбит вокруг останков византийского храма Полиэвкта - сейчас огороженных - ворота закрыты

... храм конкурировал с самой Святой Софией - и был построен раньше неё

... "Женщина - пишет С. А. Иванов - на свои средства построившая храм Св. Полиевкта, Аникия Юлиана, была личностью приметной. Она возводила свой род к императору Феодосию I. Василевсами были и все ее предки со второго по пятое колено, а отец, Аникий Оливрий, стал в 472 г. последним императором Запада. В 512 г. корону предлагали и мужу Аникии, Ареовинду, но тот от нее отказался. В 478 г. эта женщина стала единственной наследницей гигантского состояния и сделалась покровительницей многих церквей. Ее конфликт с императором Анастасием был вызван религиозными причинами - Аникия не принимала его монофиситства. Что же касается неграмотного Юстина I, то хотя с ним она и сходилась в вере, но должна была презирать как выскочку. Григорий Турский рассказывает, что, придя к власти, Юстиниан позарился на огромные богатства Аникии и намекнул ей, что хорошо бы пожертвовать их казне. В ответ она попросила некоторое время на то, чтобы их собрать, и, получив отсрочку, тотчас потратила все свое состояние на строительство Св. Полиевкта. Когда же Юстиниан явился к ней опять, Аникия предложила ему вместе помолиться в новопостроенной церкви. Император понял, что его обманули, но не посмел “обокрасть мученика”... Видимо, Аникия своим храмом действительно вызывала ревность у Юстиниана. И его Св. София была своего рода ответом вредной старухе. ... Это было самое грандиозное сооружение до строительства Св. Софии. Представьте себе надпись длиной 135 погонных метров, вытянутую почти в одну линию по опоясывающему всю церковь карнизу и полукружиям арок. Получается базилика со стороной больше 50 м - подтверждение описанному в поэме сходству с храмом Соломона со стороной в 100 локтей - с апсидой на востоке и нартексом на западе, с двором-атриумом, возможно, с баптистерием, с амвоном в центре, и она, разумеется, примыкала к дворцу Аникии. Из эпиграммы мы узнаем о “золотой кровле” и двухъярусных колоннадах внутри - остальное в тексте настолько вычурно описано, что не поддается внятной визуализации. Археология - хорошее подспорье, но информации еще недостаточно. Велико искушение вообразить Полиевкта как прототип Софии... "

... отсюда совсем недалеко до изящной византийской игрушки, построеной по заказу некоего Константина Липса - церковь Богородицы, сейчас - Фенери Иса Джами - недавно отреставрированная

... постная кирпичная кладка апсид, по которой узнаешь Византию - сохранённые византийские капители колонн и резные мраморные бордюры в интерьере, но главное - миниатюрные помещения в апсидах, в которых уютно укрыться - сесть на ковер - вслушаться в шум времени, упокоенный в кирпичах

... в 1303 г. в Липсе была похоронена Феодора - жена Михаила VIII, возродившая церковь после упадка в конце XIII в., открывшая здесь женский монастырь; в 1324 г. - Ирина Брауншвейгская, жена Андроника II, а в 1332 г. - император Андроник II. Здесь же были погребены многочисленные второстепенные Палеологи

... несмотря на свою особенность, здесь - всё те же архитектурные формы - повторение, повторение, повторение повторения - на протяжении тысячи лет - однообразие архитектурной формы и материала

... возможно, архитектурное однообразие османской архитектуры унаследовано именно от однообразия архитектуры византийской

... остаётся лишь войти под арку акведука Валенса и - выйти на пристани Кадыкёя - вернуться из Византии в Стамбул

Липс/ Фенери Иса Джами









стихи, 2024_3, архитектура, Кавафис, Стамбул, Турция

Previous post Next post
Up