(no subject)

Jun 29, 2022 00:08

... 28 го июня 1922 года в деревне Санталово - сейчас в Новгородской области, Крестецкий район - умер Велимир Хлебников - у Хлебникова две могилы - в первой - на погосте деревни Ручьи, в полутора десятках километров от исчезнувшего сейчас Санталово - его похоронили 1-го июля 1922 г. - вторая - на Новодевичьем кладбище, куда в 1960 г. перенесли часть останков - могилу на Новодевичьем трудно найти - ее укрывает высокий куст с жесткими цепкими ветвями и крохотными - как буквы - листьями - напротив - полувековой вяз с едва пробиваемой солнечными лучами кроной - над могилой - гранитный цоколь, на который уложена настоящая каменная баба со старого могильного кургана - тюркские черты лица - в правой руке предмет похожий на круглый сосуд в форме плода граната - каменной бабе полторы тысячи лет, но она хорошо отреставрирована - даже в день столетия со дня смерти на могиле нет живых цветов - только траченые искусственные - и - траченый веселый смехач - зеленый игрушечный лягушенок с красным только что вылупившимся месяцем рта - смехач смеянствует - смеяльно - усмеяльно - иссмеивается рассмеяльно - и - вместе с ним - крылышкуют по поверхности каменной бабы солнечные зайчики - смешики - смеюнчики - смехачи - настоящее смейво !!! ...









... ближайшие соседи Хлебникова по Новодевичьему - генерал Павловский Николай Осипович - напротив - это его могилу укрывает вяз - рядом с ней есть сломанная скамейка, с которой удобно наблюдать за игрой солнечных смехачей - и - еврейский поэт Самуил Галкин, писавший на идиш - похороненные в том же 1960-м - но еще несколько могил расположены на участке, где похоронен Хлебников: 1) здесь похоронена урна с прахом его матери - Екатерины Николаевны (отец Хлебникова - Владимир Алексеевич, хотя умер в Москве, похоронен в Астраханском заповеднике, в создании которого он участвовал и несколько лет возглавлял); 2) его сестра Вера Владимировна и 3) ее муж - Петр Васильевич Митурич, с которым Хлеюников приехал в Санталово; 4) в 2008 г. сюда подзахоронили их сына - Мая Петровича Митурича (вместе с Борисом Слуцким он возглавлял комиссию по литературному наследию Хлеюникова, которая в конце 1950-х вела переговоры с Литфондом о перезахоронении); 5) редактор последнего шеститомного собрания Хлебникова, вышедшего в 2000-2006 гг. Рудоль Дуганов, умерший в 1998 г. (у меня было это собрание - я купил его на Озоне - страницы между томами были перепутаны - в третьем томе оказывались части стихов из второго и т.п. - книги я вернул, но теперь жалею - возможно, это лучший способ читать Хлебникова) и 6) Ирина Ермакова - 1933-2011 - кто она - узнать не удается ...

КАМЕННАЯ БАБА

Старик с извилистою палкой
И очарованная тишь.
И, где хохочущей русалкой
Над мертвым мамонтом сидишь,
Шумит кора старинной ивы,
Лепечет сказки по-людски,
А девы каменные нивы -
Как сказки каменной доски.
Вас древняя воздвигла треба.
Вы тянетесь от неба и до неба.
Они суровы и жестоки,
Их бусы - грубая резьба.
И сказок камня о Востоке
Не понимают ястреба.
Стоит с улыбкою недвижной,
Забытая неведомым отцом,
И на груди ее булыжной
Блестит роса серебряным сосцом.
Здесь девы скок темноволосой
Орла ночного разбудил,
Ее развеянные косы,
Его молчание удил!
И снежной вязью вьются горы,
Столетних звуков твердые извивы.
И разговору вод заборы
Утесов, сверху падших в нивы.
Вон дерево кому-то молится
На сумрачной поляне.
И плачется и волится
Словами без названий.
О, тополь нежный, тополь черный,
Любимец свежих вечеров!
И этот трепет разговорный
Его качаемых листов.
Сюда идет «пиши-пиши»,
Златоволосый и немой.
Что надо отроку в тиши
Над серебристою молвой?
Рыдать, что этот Млечный Путь не мой?
«Как много стонет мертвых тысяч
Под покрывалом свежим праха!
И я - последний живописец
Земли неслыханного страха.
Я каждый день жду выстрела в себя.
За что? За что? Ведь всех любя,
Я раньше жил, до этих дней,
В степи ковыльной, меж камней».
Пришел и сел. Рукой задвинул
Лица пылающую книгу.
И месяц плачущему сыну
Дает вечерних звезд ковригу.

«Мне много ль надо?
Коврига хлеба
И капля молока.
Да это небо,
Да эти облака!»
Люблю и млечных жен, и этих,
Что не торопятся цвести.
И это я забился в сетях
На сетке Млечного Пути.
Когда краснела кровью Висла
И покраснел от крови Тисс,
Тогда рыдающие числа
Над бедным миром пронеслись.
И синели крылья бабочки,
Точно двух кумирных баб очки.
Серо-белая, она
Здесь стоять осуждена
Как пристанище козявок,
Без гребня и без булавок,
Рукой грубой указав
Любви каменный устав.
Глаза серые доски
Грубы и плоски.
И на них мотылек
Крылами прилег,
Огромный мотылек крылами закрыл
И синее небо мелькающих крыл,
Кружевом точек берёг
Вишневой чертой огонек.
И каменной бабе огня многоточие
Давало и разум и очи ей.
Синели очи и вырос разум
Воздушным бродяги указом.
Вспыхнула темною ночью солома?
Камень кумирный, вставай и играй
Игор игрою и грома.
Раньше слепец, сторож овец,
Смело смотри большим мотыльком,
Видящий Млечным Путем.
Ведь пели пули в глыб лоб, без злобы, чтобы
Сбросил оковы гроб мотыльковый, падал в гробы гроб.
Гоп! Гоп! В небо прыгай, гроб!
Камень, шагай, звезды кружи гопаком.
В небо смотри мотыльком.
Помни, пока, эти веселые звезды, пламя блистающих звезд, -
На голубом сапоге гопака
Шляпкою блещущий гвоздь.
Более радуг в цвета!
Бурного лёта лета!
Дева степей уж не та!

10 марта 1919

Источник: http://hlebnikov.lit-info.ru/hlebnikov/stihi/poemy/kamennaya-baba.htm

PS
из жзл-овской биографии Хлебникова Софии Старкиной

"В конце 1950-х годов, после смерти Петра Васильевича Митурича, его сын Май Петрович Митурич-Хлебников побывал в Ручьях на месте захоронения поэта. В те годы имя Хлебникова было в забвении и могилой никто не интересовался, никто за ней не следил. Кладбище разрасталось, и через несколько лет могила Хлебникова была бы полностью уничтожена новыми захоронениями. Тогда еще были живы местные жители, которые принимали участие в похоронах Хлебникова. С их помощью могилу нашли. Комиссия по литературному наследию Хлебникова во главе с Борисом Слуцким и Май Митурич стали вести переговоры с Литфондом о перезахоронении Хлебникова в Москве.

На все формальности ушло несколько лет, и в 1960 году разрешение на вскрытие могилы было получено. В присутствии приезжих из Москвы, местных представителей власти и жителей Санталова и Ручьев могилу вскрыли, составили акт, и останки Хлебникова были перевезены в Москву на Новодевичье кладбище. Туда же подхоронили урну с прахом матери Велимира - Екатерины Николаевны, сестры - Веры Владимировны, а также Петра Васильевича Митурича. На надгробии решено было установить «каменную бабу». Такие изваяния ставили древние народы на вершинах курганов. Их можно встретить и в степях Причерноморья, и в Средней Азии, и в Сибири. И хотя «каменных баб» до наших дней сохранилось довольно много, оказалось, что увезти какую-нибудь в Москву практически невозможно. Писатель и археолог Г. Федоров, к которому обратились за помощью Слуцкий и Митурич, вспоминает: «…выяснилось неожиданное обстоятельство. Все „каменные бабы“, стоящие на вершинах курганов, пользуются у местных жителей большой популярностью и находятся под их охраной. Перед праздниками их даже частенько моют и белят». Казалось, поиски зашли в тупик, и все же через несколько лет «баба» была найдена. Она когда-то давно упала с кургана, на котором стояла, и стала погружаться в землю. К тому времени, когда ее нашли археологи, она ушла в землю уже по самую макушку. «„Баба“ оказалась удивительно выразительной, - пишет Г. Федоров. - Черты лица ее явно тюркские. В правой руке - нечто, напоминающее круглый сосуд, имеющий форму плода граната, который на всем Востоке является символом вечной цикличности, взаимосвязанности и взаимоперехода жизни и смерти. Скульптор, изваявший ее около полутора тысяч лет тому назад, был подлинным художником». Эта «каменная баба» теперь установлена на Новодевичьем кладбище в Москве на надгробии ..."

стихи, кладбища, Хлебников

Previous post Next post
Up