16.12 - Конья

Dec 17, 2014 23:41

... Конья - настоящий восточный город - мусульманский - около междугородного отогара - большая мечеть, т.е. когда бы ты ни приехал - будет ночлег - на автобусной остановке колоритный старик с длинной цвета полыни бородой и в зеленой сеидской шапочке - мужчины при расставании - или встрече - кроме пожатия рук один или два раза касаются друг друга головами - боковой стороной - пахнет жареным мясом и какими-то специями - так - что стал бы весь - как Катулл - носом - многочисленные скамеечки у мечетей и по всему городу, на любом свободном пространстве не занятом рынком, мечетью или тротуаром, многие из которых заняты, несмотря на холод, и - велосипедные парковки около них - многие так и перемещаются - медленно крутя педали, на ходу перебирая четки - никуда не спеша - как сказал один суфий - в гости к Богу не бывает опозданий

... в первую очередь я разыскал мечеть Шамс ад-Дина ат-Табризи - того самого суфийского шейха в честь которого Руми основал свой ритуал сама - здесь его мавзолей, а значит на этом месте когда-то стоял медресе, в котором жил Руми - согласно преданию, что когда шейха убили мюриды Джалал ад-Дина Руми, бывшего тогда авторитетным конийским факихом, пытаясь уберечь своего учителя от влияния Шамса, шейх подхватил свою отрубленную голову и пошел с ней кружась - это стало маулавийской самой - поминками по Шамс ад-Дину, а позже - по самому Руми

... как ни странно в мечети не занавешены окна - даже в комнате с мавзолеем - ничего тайного - сокрытого - то что по сути и должно составлять дух ислама

... позже - влюбленный в Конью - с первого взгляда и запаха - на какую бы мечеть я ни наткнулся - везде оставались незанавешенными окна - "бывают мечети живые/ и я догадался сейчас/ быть может, мы Айа-София/ с бесчисленным множеством глаз" - написал о турецких мечетях, в которых - впервые в исламском мире - были устроены настоящие окна, Мандельштам

... здесь - в Конье - даже юноши обнимают девушек в открытую - в парке за мечетью Ала ад-Дина - прогуливаются, обняв за плечи, на которых - черный мусульманский чаршаф

... от мечети Шамс ад-Дина Табризи я вышел к отелю Сельджук - здесь - на углу - напротив здания Министерства просвещения - Мардж аль-Бахрейн - место, на котором 26 ноября 1244 г. впервые встретились Шамс ад-Дин и Джалал ад-Дин: "бродячий дервиш Шамс ад-дин Мухаммад, уроженец Табриза, вдруг появился в г. Конья, куда пришел из Дамаска и остановился на постой в караван-сарае торговцев сахаром. Спустя некоторое время он вышел на улицу и присел около ворот. Еще издали он увидел, что в его сторону направляется верхом на муле процветающий, судя по внешнему виду, факих, окруженный толпой почтительно шествующих рядом учеников и студентов. Когда эта процессия поравнялась с дервишем, тот встал и, обратившись к Джалал ад-дину (а это был именно он), спросил: «Скажи мне, кто более ве­лик из всех слуг Господа: пророк Мухаммад или же Байазид из Бистама?». Услышав в ответ, что об этом и речи быть не может, конечно же, Мухаммад, поскольку в Коране записано, что он «печать пророков», т.е. последний Про­рок, посланный к людям, он возразил: «Тогда как же понять слова Мухамма­да, который изрек: «О боже, мы не знаем тебя так, как должно было бы знать на самом деле!» А Байазид восклицал: «Преславен я! Преславен я! О сколь велико мое могущество!» <очень смелое заявление - провозгласивший «Ана-л-Хакк» - "Я есть Истина" - Мансур Аль-Халадж был казнен в Багдаде три столетия назад> Джалал ад-дин был потрясен его возражением"

... я несколько часов ходил по ночному, запутанному в тумане и иллюминации, городу, пока не зазвучал азан в мечети Сараф ад-Дина - я остановился - сел на устроенную здесь скамейку - лицом к мечети - к - пронзительному - по ирански оплакивающему - Аааааалллааааах - и - видимо по тюркски величественному - грозному - как удар шашкой - Акбар

... разыскивая культурный центр Мевланы, я накнулся на лавочку по ремонту швейных машинок - такая была у моей бабушки - в темноте долго шел за стариками одетыми в тесные мусульманские шапочки, медленно возвращающимися на велосипедах из мечети - культурный центр обнаружился за кладбищем - неожиданно - в темноте - но внутри было шумно - многочисленные сувенирные лавочки - организованная суета Востока

... после сема - в 11-м часу ночи - возвращался в еще более сильном тумане - видно только рассеянный свет фар, выкроенные этим светом фигуры и мигающие на аварийке маячки фар автомобиля, застопленного напротив закрытого сейчас мавзолея Мевланы - двое парней выскочили из автомобиля - быстро - как сломанная пружина из часового механизма - словно для того, чтобы ограбить банк - но, они выскочили - чтобы помолиться лицом к мавзолею, зеленый купол которого - что сахарная голова - полностью растворился в тумане - и, когда я подошел, они уже садились в машину обратно

... не работают магазины, но работают сувенирные лавки - своими разбрасывающими свет сувенирами - латунь и медь - как-будто замещая закрытые туманом звезды ...

отогар - или пейзаж с мечетью


сумерки - мавзолей Шамса ат-Табризи со светящимися окнами - именно окнами, имеющими то же значение, что незанавешенные окна первых этажей в протестанской Голландии - в Гааге, Хаарлеме, Дельфте ...



... Ш. Шукуров писал, что "... храмы не знают окон", "все то, что ... по установившейся традиции, мы называем окнами ... не являлось ок­нами, в них никто не смотрел наружу или снаружи внутрь... Это были разнообразной формы световые проемы ... Окно, разумеется, обладает очевидными антропоцентрическими функциями: диафания окна назначена миру и человеку, а потому оно обслуживает исключительно связь с миром по горизонтали. Чего не скажешь о световом проеме, в храмовой теологии он, скорее, теоцентричен и характер его связи с внешним миром осуществляется по вертикали. Между миром и человеком в храме высились стены, прорезанные световыми проемами, на­значенными вовсе не для человека. Египетские пирамиды, лишенные свето­вых проемов, ярчайший пример тому, что архитектура с древнейших времен знала стены, лишенные окон. Только в архитектуре 20 в. стенная преграда и отсутствие окон в храмах были окончательно решены. Хотя и в прошлом существовали попытки пре­одоления замкнутости интерьера и у иранцев, а в особенности в архитектуре Синана". В данном случае конийские турецкие мечети - отголоски наделенной окнами архитектуры Синана.

конийский рынок после закрытия

Мандельштам, стихи, Голландия, архитектура, Турция, туман, 2014_3, Иран

Previous post Next post
Up