Mar 04, 2014 10:06
... несмотря на то, что в дальневосточных кинематографиях настолько пренебрегают байопиком, что он даже не выделен в отдельный жанр (навскидку вспомнил только Актера Синдо и Chiwaseon Им Квон-Тека + м.б. его же "биографии" певцов пансори), на трекере нашлось целых два байопика об Утамаро - ч/б фильм Мидзогути 1946-го года и цветной фильм Akio Jissoji 1977-го года - последний, видимо, лучший японский цветной фильм, который я видел
... визуально кинематография здесь идеальна - если - как я писал - Яркий летний день Янга представляет собой эквивалент всех возможных способов искусственного освещения, то Дзиссодзи делает то же самое с естественным - лунный свет, тени на ширмах, яркое солнце и т.п. - при этом для изображения лиц - так же как в рисунках Утамаро - используется крупный и сверхкрупный план - так чтобы были заметны поры на коже, пот их заполняющий, толщина и запах косметики - кажется, даже - и это не в кинотеатре, где мог бы возникнуть непосредственный визуальный контакт с пленкой - что сама фактура пленки та же самая, что фактура бумаги, на которой рисует Утамаро - не случайно, в эпизоде, в котором сжигают его рисунки с изображением женщин, он кричит - что вы делаете!!! вы сжигаете кожу моих женщин !!!
... но главное здесь даже не в этом - и не в том, что Дзиссодзи использует весь набор взглядов из арсенала Утамаро, выходя при этом за его пределы в чисто кинематографическое пространство - и даже несмотря на то, что это не синемаскоп, эффектно децентрирует и "зарезает" лица - но, возможно, в том, что Дзиссодзи здесь монтирует не кадры, но - жанры - создавая некую полифонию жанров
... жанры именно монтируются - японский художник таким же образом работал во всех популярных жанрах, но в каждом из них он как-будто бы становился другим, отдельным от себя в другом жанре - и можно бы было разработать теорию этого монтажа - порнографические сюнга/ nureba/ "мокрые сцены"/ "сцены воды" - в Японии секс, отношения тел связаны с движением воды - монтируются с традиционным кэн-гэки (фильм даже завершается традиционным поединком на мечах), историческая драма - дзидай-гэки (только история - никакой памяти, быт раннего сегуната Токугава - его Эдо (ранний Токио) - воспроизведены с исторической - по крайней мере какой я ее знаю - точностью) монтируется с дзёсей-эйга, связанной с преданностью женщины и судьбы и т.п. - так же театр Но монтируется с "реальной жизнью", реальная жизнь с - рисунками Утамаро
... в качестве бонуса здесь репрезентованы все архетипы японского сексуального поведения - мужского и женского - недавно я пролистал в Фаланстере переизданную Обнаженную Японию - так что даже женщина кричит не "еще, еще", а "больно, больно" - архетип, который разрушает только высокостатусная "куртизанка"-ойран - плюс очень "правильные" японские тела (чтобы носить кимоно - согласно все той же Обнаженной Японии - нужно быть плоскопопой и плоскогрудой и почти не иметь талии) - но все это было бы бес-смысленным, если бы в итоге Дзиссодзи не добрался до некой незнакомой, по крайней мере мне, концепции тела как сна - т.е. женщина во время секса смотрит на свое тело, как-будто бы это происходит во сне - отчуждается от него - и японский вуайеризм также оказывается вуайеризмом сна - и женщина благодарит мужчину, который дает ей почувствовать что ее тело - это сон - но это уже очень глобальная дальневосточная идея
Япония,
кино,
Корея,
Мидзогути,
живопись,
Эдвард Янг