… в отличие от Одзу или Мидзогути, Нарусе видит/ смотрит совершенно не по-японски - вероятно, отсюда его невозможные в японском кино крупные - портретные - планы, уводящие к крупным планам знаменитого японского графика Утамаро Китагавы, впервые в японии начавший делать погрудные портреты
... взгляд Нарусе как-будто не натренирован на чтении/ письме иероглифов - как-будто его учили писать и читать только по европейски - слева направо - ему незнакома каллиграфическая нормативность японской жизни, ее графика жеста - врожденное чувство пустоты, следствием которого являются и «натюрморты» Одзу, и «зеркала» Мидзогути, отсылающие к плану имманентности Иного
... Нарусе не интересна мизансцена сама по себе - он равнодушен к внутреннему монтажу и той особой «японской» организации пространства - по аналогии с японским домом - на которой основана мизансцена у тех же Одзу и Мидзогути
... хотя в Bangiku (Late Chrysanthemums - 1954 - Нарусе очень ловко подобным пространством пользуется - в одном из эпизодов переход от внутреннего пространства комнаты к внешнему осуществляется задвижкой двери
... даже гейши/ "чайные домики" Нарусе - это не-японские гейши - хотя, конечно, это еще и не европейские шлюхи/ бордели
... в итоге, кино-ритм Нарусе - это универсальный ритм Письма, ритм свойственный не именно японскому, но - любому письму
... Нарусе - это настоящий японский «нео-реализм»
... кажется, единственным из азиатских режиссеров кто настолько же умел «освободиться» от культурной традиции - Эдвард Янг - с лучшим образцом подобного «космополитизма» в Маджонге
... у Нарусе и Эдварда Янга, кажется, есть общие персонажи - американский солдат в Ukigumo у Нарусе очень хорошо соотносится с американским героем Маджонга - и напоминает об "иностранцах" Росселлини - чернокожий солдат из Пайзы и т.п. - хотя это, вероятно, всего лишь ассоциация
... также у них общая - такая европейская - флешбэковая структура (That day on the beach Янга и все тот же Ukigumo Нарусе + ранний - 1935-го года - Otome-gokoro - Sannin-shimai, для которого сценарий написал сам Кавабата)
тексты
http://sensesofcinema.com/2002/20/naruse/http://www.midnighteye.com/features/mikio-naruse-a-modern-classic/http://www.filmcomment.com/article/mikio-naruse-the-other-women-and-the-view-from-the-outsidehttp://www.filmdirectorssite.com/mikio-narusehttp://criterioncast.com/column/on-the-hulu-channel/mikio-naruses-floating-clouds/http://eigageijutsu.blogspot.ru/2011/12/gesture-and-pose-cinema-of-mikio-naruse.html