(no subject)

Nov 02, 2010 16:44

... однажды я участвовал в дуэли - т.е. когда " берется пистолет лепажа/ и сыплется сухой на полку порох" - мы смотрели с другом какой-то фильм - кажется, Жюль и Джим Трюффо - пили пиво и слово за слово перешли на выяснение отношений с одной девушкой - мы эту девушку оба любили - я же с ней ко всему прочему еще и встречался - и мы решили - стреляться

... у моего друга был небольшой барабанный револьвер - а у меня не было - но эту проблему мы очень быстро решили - т.к. мы абсолютно друг другу доверяли, то решили что сначала выстрелит один, потом - передаст револьвер другому

... но была еще одна проблема - секунданты - мобильных телефонов еще не было - мы позвонили паре приятелей, но либо было занято, никого не было, либо - я не помню - в общем - мы решили стреляться без секудантов

... но оказалось есть еще одна проблема - барьер - ее мы решить никак не могли - поэтому купили еще пива, залезли по пожарной лестнице на крышу дома, где я тогда жил, и пытались проблему барьера решить

... барьер - это философская проблема - мы выпили все пиво, но так к решению и не приблизились пока - кому то не пришла в голову гениальная идея - я жил около железной дороги - что рельсы - это и есть - барьер - мы кинули жребий - разошлись - кто-то стрелял первым, кто то вторым - уже после первого выстрела я помню что бессмысленность дуэли казалась - очевидной - тот кто стрелял вторым, стрелять не хотел, но другой - настаивал - выстрел был произведен - т.к. мы уже были достаточно пьяны никто не попал - и мы пошли снова за пивом

... а вообще-то я собирался написать о кино-литературе Сатантанго Белы Тарра - т.е. кроме того, что у него безусловно была "идея кино" - фильм очень литературный - даже более литературный чем Дикие травы Рене - в первую очередь, конечно, вспоминается Улисс Джойса - во-первых (а на самом деле - в последних) в Улиссе изначально так же были размечены главки, но со ссылкой на Илиаду, у Тарра - это 12 фигур танго - Джойс потом ссылки снял, но сама сущность ссылки - reference - к чему-то внешнему - осталась, во-вторых - хронология у Краснохаркаи и Джойса почти совпадают - оба сюжета длятся чуть более суток - наверное, было бы радикально снять в реальном времени фильм по Улиссу, а потом показывать в передвижном кинотеатре-автобусе - т.е. скажем раз в месяц организуется автобус скажем Москва-Питер, или Москва-Киев - и там этот фильм показывают - в третьих - тот принцип синхронизации который есть у Беллы Тарра - т.е. когда сцена снятая одной камерой, позже монтируется с этой же сценой, но снятой другой камерой - жва взгляда на один эпизод размещенные в разном времени - это характерно для Джойса - в Улиссе - постоянно - пивная, девушки продающие сладости и т. п. - и это прием литературный, не киношный (позже Джойс увлекался Эйзенштейном, принципами монтажа, но эта тема насколько я знаю так никем и не исследована) - я думаю, что Краснохаркаи вдохновлялся именно Джойсом

... но здесь есть еще один источник - Александийский квартет Лоренса Даррела - именно в нем дается описание одного и того же события, временного отрезка с "разных камер" - т.е. первые три составляющие квартета это взгляд на одни и те же события с точки зрения разных лиц - четвертая книга - попытка объективного взгляда

... но здесь надо иметь в виду и еще одну вещь - структуру Квартета рассматривают и с точки зрения расклада карт Таро, которые репрезентуют - исчерпывающе - по замыслу - собой 21 архетипическую ситуацию (почти как 3 сюжета Борхеса) - в этом направлении текст Краснохаркаи или кино-текст Тарра было бы любопытно исследовать

... и еще две - возможно второстепенные, а возможно - более важные - вещи: в какой-то момент возникает стойкое ощущение что ты смотришь экранизацию Чевенгура Платонова - например, в момент когда Иримиш зовет всех на "идеальную ферму" - он кажется Сашей Двановым - но таким "лже-Сашей" - в этой связи вспоминается фильм Сокурова по Реке Потудань

... есть еще один момент - для меня очень существенный, но наименее ясный - связь фильма Тарра с немецким экспрессионизмом - мне кажется, что "визуальное" мастерство Тарра именно оттуда - из начальных кадров Мурнау в Последнем человеке, которые в т.ч. повлияли и на Херцога - в Агирре по крайне мере - именно такое построение кадра - когда самое важное происходит "внутри" - характерно и для Тарра, и для Херцога, и - у меня - ассоциируется именно с экспрессинизмом - на уровне сюжета, мне кажется, это также - экпрессионизм - или - ментальная программа немцев (к которым тяготеют и венгры)

... и если продолжать тему экспрессионизма, то нельзя не вспомнить Густава Мейринка - ведь "литературным" вдохновителем экспрессионизма был именно он (не случайно я писал о третьем выходе - через зеркало) - ведь структура Кабинета доктора Калигари - ее мне кажется нельзя не иметь в виду - она у Краснохаркаи присутствует - задается образом Доктора

Даррел, Херцог, Пруст, Мейринк, Рене, кино, Трюффо, Джойс, Бела Тарр

Previous post Next post
Up