Концерт “Chirgilchin” - музыкальное Чудо из Тувы

May 10, 2014 00:24




Наверное, многие слышали о таком феномене, как горловое пение. Это, когда один музыкант может петь одновременно несколько нот.  Чаще всего поётся низкий гнусавый голос на который каким-то чудесным образом сверху накладываются высокие верхние ноты. Именно такова многовековая техника исполнения песен у многих азиатских народностей. Одним из родоначальников такого пения под названием „хоомей“ считается небольшая горная республика Тува, входящая в состав России у самой границы с Монголией.  Поверьте, этот феномен стоит услышать вживую, так как любая запись не передаст того магнитического воздействия под влияние которого мы попали в тот дождливый осенний день, прийдя в костёл Святой Котрины на концерт тувинских мастеров горлового пения - квартета “Chirgilchin”.



Это слово на русский язык переводиться, как “чудо”. Хорошее название для группы, под музыку которой я почувствовал себя побывавшим в средневековой Монголии - стране с бескрайними просторами, величественными пейзажами и свободолюбивыми жителями. Большинство услышанных композиций были очень монотонны, но эта музыкальная однообразность повергала большую часть собравшейся публики в состояние лёгкого транса. Ничего подобного мне не доводилось слышать  до этого! И признаться честно, в этот вечер я безоговорочно стал фанатом подобной музыки. 


Словно под гипнотическим воздействием, стоило только закрыть глаза, и перед глазами начинали мелькать картины, которые мне знакомы разве, что по фильмам - лишённые растительности холмы и равнины, табуны лощадей,  фигуры людей в ярких одеждах и с раскосыми глазами. А может где-то на подсознательном уровне все эти видения уже ,были некогда вложенны в нашу генетическую память? Кто знает...


Да и сам антураж концерта, национальные шелковые халаты исполнителей, их инструменты с вручную вырезанными головами лошадей и быков и даже входящий в лёгкий диссонанс с исполняемой музыкой католический интерьер костёла Святой Котрины способствовал проникновению всех собравшихся слушателей в самую глубь исполняемой медетативной музыки. Каждый из четырёх исплнителей обладал своей особой техникой горлового пения. На общем фоне мужских низких голосов очень ярко выделялось пение единственной женщины в колективе. Её высокий грудной голос  хорошо разбавлял слаженный мужской хор.


Каждый из исполнителей раскрывал свои уникальные возможности в многочисленных сольных номерах. Аккомпанимент группы состовляли не только национальные струнные интрументы, но и многочисленные прибамбасы в виде колокольчиков, варгана, погремушечек и прочих экзотических перкуссионных инструментов. Одни названия этих инструментов завораживают своей необычностью. Например, струнный смычковый инструмент Бызанчи или двухструнный смычковый инструмент Игиль, а ещё гусли Тошпулур, варган Темир-хомус и так далее. Одна из песен вообще была исполнена на деревенской гармони. 


“Chirgilchin“ литовской публике не дали заскучать. Среди монотонных тягучих песен было исполненно и не мало весёлых композиций, чья тематика не менялась столетиями. Одни песни посвящались тувинским лошадям, другие тувинским девушкам, третьи девушкам и лошадям вместе. На этом фоне хорошо выделилась песня, рассказывающая о современных тувинках-студентках, часто транзующих на местных дорогах, и о молодом тувинце, любящим погонять по бескрайним просторам своей страны, причём звук, извлекаемый смычком во время этой песни, удивительно напомнил рёв мотора. 


Что и говорить, это был замечательный вечер, позволивший всем слушателям попутешествовать, не выходя из зала, не только по времени, но и на огромнные расстояния в страну, до которой вряд ли кто из нас доберётся когда-нибуть на самом деле...

Особо любознательным публикую аудиовизуализированную версию тувинского "чуда":

Оригинал взят у lavagra в Концерт “Chirgilchin” - музыкальное Чудо из Тувы

концерт

Previous post Next post
Up