Feb 25, 2013 20:04
с разницей буквально в несколько дней у меня возникли разговоры с учениками, которые заставили задуматься...
Первый был о силе характера, требуемой для того, чтоб этим самым музыкантом стать... ведь приходя на уроки, ученик постоянно слышит "критику", а точнее говоря замечения педагога о том, где ещё можно что-то сделать лучше, подправить, довести до совершенства... ведь в нашем деле только так, в постоянном поиске совершенства... говорят, что музыкант, которому нравится как он играет - конченый музыкант... и это действительно так, потому что "нет предела совершенству"... на эту тему есть знаменитая история, когда одного великого виолончелиста в какой-то из концертов, схватил репортер сразу за кулисами и спросил "что вы чувствуете вот сейчас, после того как сыграли?" на что Он ответил "вот если б мне сейчас ещё разок дали бы сыграть, то я бы сыграл лучше" :)
В общем, любой выросший музыкант это все знает, но с "растущими организмами" личностями порою происходят загвоздки, когда замечания они воспринимают как личную критику и впадают в состояние от "вы меня все время критикуете" до "я никогда не смогу это сыграть"... и вот тут наступает самый сложный момент для педагога, хождение по лезвию бритвы, потому что с одной стороны надо продолжать делать замечания и расти в профессиональном плане, а с другой поддерживать самооценку ребенка-подростка-студента... И вот так каждый урок превращается в акробатику слов, выражений лица, тона голоса... Но есть такие, у которых все равно глаза на мокром месте, у меня парочка таких мамзелей по 16 лет имеется, которые вместо того, чтоб сцепив зубы сидеть и заниматься, начинают распускать сопли-слезы на тему "достаточно ли я хороша, как я двигаюсь и вообще я так люблю музыку, а вы меня тут критикуете"... вот с ними и велись разговоры о силе характера, выдержке и самокритике...
Второй разговор был о вседозволенности и наглости современного поколения правах ребенка и вытекающих оттуда последствиях. Иногда мне жаль, что отменили розги В данное время, если ребенок не ответсвеннен сам по себе от природы, то методов воздействия на него, кроме внушения быть совестливым практически не осталось. Ведь учителю запрещено ругаться, наказывать, угрожать чем либо, а тем более распускать руки. Максимум на что я имею право - вызвать родителей и им высказать все, что я думаю... и что дальше? у родителей точно так же нет прав. Более того бол-во родителей в музыке не смыслят и детки им дома спокойно заливают что хотят. Так вот, в этом безправии учителей, многие ученики приобретают неслыханную наглость и бесстыжесть... им не стыдно не позаниматься и не подготовиться к уроку или репетиции... и если нам где-то было тоже не стыдно, но так по крайней мере было страшно, потому что учитель мог и наорать, и выгнать, и линейкой по рукам настучать... и если с умными учениками я веду беседы и взываю к самодисциплине, несмотря на вседозволенность, то с не очень умными иногда просто не знаю, что делать... хочется выгнать из класса, а нельзя... наорать тоже... а уж обозвать его всеми правдивыми словами, так тем более :))
Ну и напоследнок, пока я тут писала, Ассолька после занятий виолончелью выдает "я наверное никогда не смогу быть солисткой", потому что эта пьеса, которую я играю - очень сложная :)) и смех и слезы, чтоб у меня хоть ещё один ученик был такого возраста и который бы так развивался как она... и тут тоже приходится быть и мамой (не плачь, ты самая лучшая на свете) и в то же время оставаться педагогом (все сложности они дают нам рост, и нельзя сдаваться и опускать руки при малейшей сложности)
так и живем :))
работа,
размышлялки