У отечественного /умозрительного/ рока пока что есть некоторые признаки, позволяющие отличить "рок" от "не-рока". Как уже говорил я, можно о некоторых артистах дискутировать, но все-таки они не случайно светятся на рок-фестивалях, значит, заслужили. В то время как группа Корни или группа Челси, воспроизводя околороковые ходы, не удостаиваются этой чести. Не попадает на рок-фестивали и Александр Маршал в нынешнем состоянии, разве что Парк Горького пригласят на фестиваль, и его туда как былого участника вместе с Носковым пригласят... Сиречь, некая аура у отечественного рока, относящаяся в том числе к артистам категории "какой-же-это-рок", на Западе она уже отсутствует, музыкальные течения слились. Ничего плохого нет ни в первом, ни во втором случае. Просто естественное развитие музыки. Равно как нет ничего плохого в заядлой любви к отечественной музыки такой, какая она есть. Музыкальный патриотизм. Другой разговор, что я несказанно рад своему возвращению в состояние до 1992 года, когда был музыкальным гурманом и поглощал лучшие образцы западной музыки; сейчас упущенное наверстываю и просто благодарен своему школьному другу Вадиму за возвращение в это русло.
А плохо, причем очень плохо, когда такой музыкальный патриотизм перерастает в музыкальный ура-патриотизм. Всякий ура-патриоизм - это плохо, является, извините, разновидностью идиотизма. Именно это самое явление весьма широкое получило распространение.
В общих чертах можно сформулировать так: музыкальные трафареты 10-, 15-, 20-летней давности (а то и хуже) воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, а современность отправляется "в отстой". В основной массе это проявления так называемой ханжеской эстетики.
Зачастую доходит дело до оголтелого маразма. Уж насколько я просто с юморком привык относиться к недальнозоркости (благо сам был таким), но просто не могу без раздражения читать некоторые высказывания, в которых нашим артистам приписывается то, чего нет на самом деле.
Например, вот это. Про группу Алиса. Высказывания от одного и того же автора на одном и том же форуме (имя не назову из этических соображений).
"Святая святых русского рока! За всё время своего существования группа никак не опопсела и не приземлилась в своей музыке. Даже наоборот, с каждым выпущенным альбомом всё музыкальное оформление становилось интереснее при условии отсутствия особого разнообразия". Перечитайте-ка выделенные строчки. Это как вообще понимать?
Далее: "За год настроение погода успевает поменяться - и записывается "Шестой лесничий", кардинально отличный от "Статьи". На этой записи даёт о себе знать сотрясающий слои литосферы бас графа Петра Самойлова. Хиты, опять хиты. Один "Стерх" чего стоит, весьма пафосный опус. И "Театр теней". Ну и пусть, что "прообразом" послужила песня The Cure - Kyoto Song. Кинчев без лишнего бахвальства отметил, что они сделали лучше, чем Зэ Кьюрэ:)", "Алиса не будет моторхэдами в своём стиле, даёшь палитру и разнообразие!", "у Кинчева музыкальная тематика альбома зависит от настроения, поэтому нельзя говорить, что Алиса куда-то ударилась, она просто экспериментирует", плюс еще более недальновидное высказывание от некоей дивчины на сервере mail.ru, что "Раммштайн в подметки Алисе не годится" - вот он, попер ура-патриотизм! Группе Алиса, конечно, почтение за живучесть, за когда-то нагнетенную ауру, благодаря которой группа и сейчас остается на плаву, за творческое наследие (до "Дурня"), а также за то, что с точки зрения техники эта группа действительно мощна, но простите, о каких еще экспериментах вы говорите? И разберитесь вообще для начала - "интересное музыкальное оформление при отсутствии особого разнообразия" или-таки "эксперименты", "разнобразие"? Оставляю уж без комментариев нынешнее текстописание у маэстро, ему, как говорится, видней, но... "Как называется человек, который хочет, но не может? - Импотент. - Как называется человек, который может, но не хочет? - Да урод он". Отрывок из беседы с
yariklermont. Так вот. Ко второй категории относятся музыканты вроде Зверей, Ленинграда или Ляписа Трубецкого - они могут удивить нестандартными для себя песнями, играют они очень даже неплохо, но в целом зациклились в своих жанрах и штампуют вот это дворовое стебалово. И появляются на премиях Муз-ТВ/МТВ как представители рока. Алиса как раз из первого типа. Какими бы ни были профессиональными музыкантами, но пытаются все время чем-то удивить слушателя, а попадают впросак. Потому просто бесят высказывания их особо оголтелых фанатов о том, якобы Алиса что-то сделала круче, чем The Cure или Rammstein. Да ничего подобного! Западным артистам - и легендарным, и современным - известна такая технология звука, как полифонизм. А Алиса этого до сих пор не освоила и уже не освоит. Вместо этого мы так и будем впитывать песни Алисы "2008 года", "2009 года", "N-го года", в плане музыкального оформления, как правило, равнозначные песням 1980-х. Тем не менее и самоповторы, и малоудачные попытки модернизироваться Кинчев выдает за творческие находки. Фактически все равно самоштамповка и конъюнктура. Вот это обидно. Практически то же самое можно сказать про группу Ария.
Насчет Арии вообще могу сказать, что не понимаю, с какого же панталыку эта группа считается главным и лучшим представителем отечественного металла (хотя это, простите, не металл, а металлоид - полуметалл). Воздавая должное Арии и уже отдельно Кипелову за все тот же профессионализм, я тем не менее не разделяю шумихи вокруг сего бренда. Да Черный Кофе в свое время куда лучше играл, Черный Обелиск тоже, да Парк Горького - уж на что это был одноминутный проект, но создавал весьма адекватную времени музыку. Сейчас достойным образцом можно назвать музыку Ивана Царевича и даже коллективов Butterfly Temple или Аркона, несмотря на рискованные тексты последних двух. Ну а вы - "Ария".
Так вот на том же форуме высказывания по поводу Арии и Кипелова того же самого человека. "На www.fanaria.ru все уже задолбали: типа тырит Ария, тырит. Ни черта она не тырит! Они только стиль заимствовали. В конце концов, нот-то всего 7 штук. Если кто слышал совпадения якобы, то это не стыренное, а тяжметовские риффы! Просто многие ни во что не ставят нашу, настоящую, проникнутую русской психологией, музыку" , "3 стоящих особняком арийских кавера, особенно "Пробил час" мне нравится, получилось даже лучше, чем у Мановаров", "Её музыка проникнута русской психологией, тексты на русские вечные темы", "Это не просто металл, этот самый металл у них даже намного разнообразнее, чем у Айрон Мэйден", "Редиски, Они вместо альбома выпустили трёхпесенный сингл! Ну ёжкин! Хотя даже по одной песне "Чужой" с одноимённого сингла можно судить, что Ария стала мощнее и даже самобытнее. Да и кровавая она какая-то стала: на обложку посмотрите. Теперь я заявляю, что Ария - поистину самая лучшая группа в мире и пусть кто-нить попробует мне возразить!!!", "Ария ничем не хуже западных групп. Ну и что, что те же Iron Maiden, например, образовались ранее и являлись одними из основателей как такового heavy metal? Но у них нето того огня, что есть у Арии, и Ария достойна гораздо большего звания". "Ария - это эталон подлинной музыки русской души". "Стиль Арии, основанный на забитом, признаясь честно, британском тяжмете, сейчас окончательно сформировался и представляет собой нечто самобытное и уникальное". О Кипелове: "А что стиль меняет (Ария - heavy metal, Кипелов - hard rock), тоже нормально, я думаю, потому что это ему более к лицу". Ну то же самое, что и с Алисой: приписывание несуществующих достоинств. Уж извините, но все равно в плане техники Ария во все времена ну никак не могла потягаться с коллективами Iron Maiden, Aerosmith, Metallica, все тот же самый полифонизм, которого нет у наших. Тексты группы - русская душа? Ну допустим! Только вот Маргарита Пушкина что-то в творческом плане уже давно выцвела, все то же самое, штампует, штампует. И где же прогресс, разнообразие? Кипелов от Арии взял мелодичность, Ария же наоборот утяжелилась ... это все??? Только вот трафарет все тот же, двадцатилетней давности. Потому это просто неуважение к самому понятию о звуке - утверждать, якобы Ария играет лучше, нежели Iron Maiden.
Или вот еще одни возведенные в ранг легенд импотенты и пустышки от отечественного рока, в плане звука еще хуже, чем Ария и Алиса. Крематорий прикольно послушать на дискотеках, но... Может быть, это все вполне согласуется с названием, только все равно эта конъюнктура уже порядком поднадоела. Пластинки практически неотличимы, тексты - блин, абсурдизм, выцветший со временем, в большинстве случаев просто оголтелый маразм, сельхозтупость ("Реанимационная машина", "Бегают зебры, зебры", "Трансконтинентальный секс", "Павлик Морозов жив" - где тут смеяться, простите?). В плане техники это просто закосневший гараж (а гараж можно играть и профессионально - послушайте КеДы с Ривущими Струнами). У Автоматических Удовлетворителей, Сектора Газа, новейшей волны типа тех же Ляписа Трубецкого, Ленинграда, Зверей, Запрещенных Барабанщиков хотя бы все живее звучит и при этом не настолько претенциозно. Хотя надо отдать должное Григоряну за песни "Маленькая девочка", "Сексуальная кошка" или "2001 год" - вот тут Григорян показал себя как неплохой текстовик, так что можно простить даже украденность музыки для "2001 года". Жалко, что это только редкие творческие озарения. Неплохим оказался и проект Армена Григоряна "Третий ангел", в котором он все-таки совместил то, что на первый взгляд казалось невероятным: традиционную "крематорскую" основу да актуальные звучки (как он сам сказал и тут не солгал), такую смесь из Rammstein, HIM + The Rasmus. Относительно привычного однообразия Крематория это действительно получился прорыв (впервые за сколько лет!). Как раз любители традиционного звука вот эту самую реинкарнацию не восприняли, во всяком случае далеко не все. Другие же вот как говорили - Григорян попсовые интонации вот тех групп (особенно HIM и The Rasmus, так как Rammstein пользуется-таки в народе каким-никаким уважением) наполнил настоящим содержанием (каким???), следовательно, сделал лучше. В очередной раз было показано превосходство отечественной тягомотины над западным качеством - ну бред же заведомый! В общем, остается все это сторонним проектом Григоряна, "обыкновенный Крематорий" вряд ли уже не изменится.
Сергей Чиграков у нас, видите ли, лучший блюзмен.
Примеров такого музыкального ура-патриотизма можно преумножать. Но рядовому слушателю разве что-то объяснишь?
PS. Данные претензии недействительны к: ДДТ (вот уж кто играть может и реально экспериментирует со звуком), Машине Времени, Воскресенью, коллективам вроде Декабря или Тринадцатого Созвездия, Летову особое почтение... Ну в общем не генерализую.
Вот мне говорят - зато какие тексты! А что у этих современных? Ерунда какая-то!.. Ну знаете ли. Мне HIM, The Rasmus или группа tATu нравятся прежде всего из-за того, что эти артисты в теме, проявляют уважение к слушателю прежде всего в плане звука. А что же до текстов - ну таковы они, таковы требования времени, не все же ныть про несостоятельность бытия. Должно быть и это. Прощаю именно за привлекательность звука. Так же как прощаю Запрещенным Барабанщикам и другим представителям "альтернативного шансона" отсутствие качества звука за отсутствие позерства и никчемной мейнстримовости. Неоригинальны, но оригинальнее многих русрокерских: Чи-Ли, да те же КеДы с Ривущими Струнами. Кровосток - прорыв для нашего рэпа, никакого нытья и в помине. А морализаторы русрокерские поднадоели. "Душевные" тексты созданы под копирку, музыка сама по себе привычна, никакого прогресса в звуке. Так что, извините, если даже HIM,The Rasmus, tATu - прежде всего проекты, в которые вложены деньги, соответственно, уважение к слушателю у них мнимое, то тем не менее в этом "стандарт-роке", извините, неуважение проявляется в иной форме: отсутствие развития или даже в худшем случае деградация подается как нечто естественное. Так что всего хорошего, предпочитаю модерн. С уважением, музыкальный эстет Алекс...