Уголок самообразования.
Часть 1 - "Я плачу налоги, где мои дороги?"Уголок самообразования.
Часть 2 - Фильм "Человеческий масштаб".Уголок самообразования.
Часть 3 - Доклад ВОЗ о состоянии безопасности дорожного движения в мире. Лекция Свята Мурунова "Городские сообщества - право на город" в Парке Горького.
Сценарии и технологии развития сети сообществ, методы мягкого влияния, локальные, неформальные, профессиональные сообщества как прообраз гражданского общества. В чем ценность активистов для города, как из событий сделать пространство и наоборот? Почему нам придется зарабатывать самим на новые города? Как закрывать города и создавать новые смыслы?
Лектор: Свят Мурунов, руководитель
Центра прикладной урбанистики, эксперт по городским сообществам и сетевым моделям.
Click to view
Глава 1 - "Модель постсоветских городов"
Click to view
Условно город состоит из трех слоёв:
1) Физическое пространство - ландшафт, здания, сооружения, инфраструктура и т.д.
2) Социальные системы и соотношения между ними:
- администрация (целеполагание: консервативное управление)
Все городские вопросы завязаны на администрации.
- крупный бизнес (целеполагание: больше ресурсов за меньшую компенсацию)
Бывшие советские крупные предприятия, ныне входящие в промышленные группы.
- средний бизнес (целеполагание: больше денег)
Ритейл, девелопмент т.д. Срок окупаемости их проектов выше электорального цикла, поэтому до 90% мест в городской думе занимают представители от среднего бизнеса
- креативный класс (целеполагание: fun&enjoy)
Более 40 видов деятельности, сформирован вокруг среднего и крупного бизнеса (дизайнеры, программисты и т.д.)
- малый бизнес (целеполагание: "нас не трогайте")
Думает только о том как выжить и эффективнее уйти в тень от родного государства.
- городские медиа (сильная зависимость от администрации и бизнеса)
Чаще всего несамостоятельны и являются продолжением пресс службы администрации города
- локальные эксперты, институции (целеполагание: любая презентация за ваши деньги)
Институты сейчас это бизнес структуры.
- общественные организации, НКО (целеполагание: купирование социальных проблем)
40% времени тратят на оформление грантов и написание отчётов по этим грантам. Борются как правило не с причинами, а с последствиями.
- жители (горизонт планирования не далее одного года)
Никак не включены в систему принятия решений, 80% людей - "городские пассажиры".
- городские сообщества (целеполагание: хотим жить хорошо)
Самоорганизованные, некоммерческие, неформальные общности людей.
3) Культурные коды - нематериальное пространство города (смыслы, идеи, творческие продукты, легенды мифы и т.д.)
Существуют как цепочки и воспринимаются нами через эмоции. Чем длиннее цепочка, тем сильнее эмоциональное воздействие. Одна из самых длинных цепочек это русский мат :) За последнее столетие случилось два больших разрыва цепочек культурных кодов: в 1917 и в 1992 году. Сейчас около 60% цепочек сформированы глобальными культурными кодами.
Глава 2 - Как перезапустить город.
Click to view
Создание сети городских сообществ, которые через взаимодействие друг с другом начали бы оказывать мягкое влияние на всех остальных субъектов. Основу каждого городского сообщества составляют городские активисты (ГА), обладающие тремя базовыми компетенциями:
Идеолог - кто-то кто должен придумать и понимать ценности, транслирует/разрабатывает смыслы.
Коммуникатор - рассказывает о новых смыслах своим знакомым (внутренний), незнакомым людям (внешний), создаёт вокруг себя волны эмпатии (эмоциональный, т.н. городской сумасшедший).
Организатор - управляет орг. структурой, может превратить идею в проект и набор задач.
Классический городской активист это 3 в 1 (И,К,О) - сам придумал, сам собрал людей, сам организовал.
У любого городского сообщества есть два типа пространств:
1) штаб - место где они собираются
2) сцена - место где они себя проявляют
Продуктом любого сообщества является событие. Чем сильнее система ценностей, тем сложнее может быть событие, чем сложнее орг. структура, тем это событие масштабнее. В большинстве случаев структуры у городских сообществ слабые, ресурсов практически нет, поэтому события, которые они генерируют достаточно простые и повторяются из города в город.
Сеть городских сообществ формируется в результате разного типа отношений:
1) Мы друг друга знаем (где штаб, где сцена, чем занимаются, какими уникальными компетенциями обладают)
2) Обмен ресурсами
3) Обмен компетенциями
4) Общая система ценностей, выращенная в ходе подготовки и проведения событий, которая и формирует в итоге саму сеть.
Для построения сети городских сообществ необходима смена регламентов:
1) Открытый орг. комитет - технология, которая позволяет создавать общие новые смыслы силами городских сообществ.
Проблематика городских сообществ:
- культура
- образование
- городская среда
- будущее
2) Мараторий на критику.
3) Любая идея имеет право на жизнь.
4) Любое событие доложно решать комплекс проблем (см. выше пункт 1).
5) Принципы важнее личности.
Глава 3 - Человеческий капитал (+ ответы на вопросы)
Click to view
Модель человеческого капитала/счастья.
1) Свободное время (сколько его и как я могу им распоряжаться).
Пенсионеры имеют в своём распоряжении в среднем до 100% свободного времени, подростки - 30%, активная часть населения - стремится к 0% или имеет отрицательные значения.
2) Социальные компетенции, профессиональные и умения, хобби и увлечения.
3) Эффективные социальные связи (количество, гетерогенность).
Пенсионеры в среднем - 3, подростки - 80 (такие же подростки), активное население - 20-25.
4) Мечты, цели, сценарии (формируются культурными кодами).
Все эти параметры можно посчитать в цифрах и исследовать качественно. По этой формуле видно, что наша система социально-экономическая и культурная воспроизводит несчастных людей.
Социальный капитал города (потенциал реализации человеческого капитала на данной территории) формируется:
- общественными пространствами (количество и разнообразие)
- возможными компетенциями, которые можно получить в этом городе
- социальными системами (городские сообщества, профессиональные союзы и т.д.)
- отношениями (какие типы отношений, кем они формируются, виды связей и т.д.)
- локальными культурными кодами (кто и как формирует эти коды, соотношение с глобальными культурными кодами)
Городские сообщества во всём этом выступают как субъекты изменений и играют ключевую роль.
Продолжение следует...