Уголок самообразования. Часть 4 - "Городские сообщества - право на город"

Sep 15, 2015 14:43


Уголок самообразования. Часть 1 - "Я плачу налоги, где мои дороги?"
Уголок самообразования. Часть 2 - Фильм "Человеческий масштаб".
Уголок самообразования. Часть 3 - Доклад ВОЗ о состоянии безопасности дорожного движения в мире.

Лекция Свята Мурунова "Городские сообщества - право на город" в Парке Горького.

Сценарии и технологии развития сети сообществ, методы мягкого влияния, локальные, неформальные, профессиональные сообщества как прообраз гражданского общества. В чем ценность активистов для города, как из событий сделать пространство и наоборот? Почему нам придется зарабатывать самим на новые города? Как закрывать города и создавать новые смыслы?

Лектор: Свят Мурунов, руководитель Центра прикладной урбанистики, эксперт по городским сообществам и сетевым моделям.

image Click to view



Глава 1 - "Модель постсоветских городов"

image Click to view



Условно город состоит из трех слоёв:

1) Физическое пространство - ландшафт, здания, сооружения, инфраструктура и т.д.

2) Социальные системы и соотношения между ними:

- администрация (целеполагание: консервативное управление)
Все городские вопросы завязаны на администрации.

- крупный бизнес (целеполагание: больше ресурсов за меньшую компенсацию)
Бывшие советские крупные предприятия, ныне входящие в промышленные группы.

- средний бизнес (целеполагание: больше денег)
Ритейл, девелопмент т.д. Срок окупаемости их проектов выше электорального цикла, поэтому до 90% мест в городской думе занимают представители от среднего бизнеса

- креативный класс (целеполагание: fun&enjoy)
Более 40 видов деятельности, сформирован вокруг среднего и крупного бизнеса (дизайнеры, программисты и т.д.)

- малый бизнес (целеполагание: "нас не трогайте")
Думает только о том как выжить и эффективнее уйти в тень от родного государства.

- городские медиа (сильная зависимость от администрации и бизнеса)
Чаще всего несамостоятельны и являются продолжением пресс службы администрации города

- локальные эксперты, институции (целеполагание: любая презентация за ваши деньги)
Институты сейчас это бизнес структуры.

- общественные организации, НКО (целеполагание: купирование социальных проблем)
40% времени тратят на оформление грантов и написание отчётов по этим грантам. Борются как правило не с причинами, а с последствиями.

- жители (горизонт планирования не далее одного года)
Никак не включены в систему принятия решений, 80% людей - "городские пассажиры".

- городские сообщества (целеполагание: хотим жить хорошо)
Самоорганизованные, некоммерческие, неформальные общности людей.

3) Культурные коды - нематериальное пространство города (смыслы, идеи, творческие продукты, легенды мифы и т.д.)

Существуют как цепочки и воспринимаются нами через эмоции. Чем длиннее цепочка, тем сильнее эмоциональное воздействие. Одна из самых длинных цепочек это русский мат :) За последнее столетие случилось два больших разрыва цепочек культурных кодов: в 1917 и в 1992 году. Сейчас около 60% цепочек сформированы глобальными культурными кодами.

Глава 2 - Как перезапустить город.

image Click to view



Создание сети городских сообществ, которые через взаимодействие друг с другом начали бы оказывать мягкое влияние на всех остальных субъектов. Основу каждого городского сообщества составляют городские активисты (ГА), обладающие тремя базовыми компетенциями:

Идеолог - кто-то кто должен придумать и понимать ценности, транслирует/разрабатывает смыслы.

Коммуникатор - рассказывает о новых смыслах своим знакомым (внутренний),  незнакомым людям (внешний), создаёт вокруг себя волны эмпатии (эмоциональный, т.н. городской сумасшедший).

Организатор - управляет орг. структурой, может превратить идею в проект и набор задач.

Классический городской активист это 3 в 1 (И,К,О) - сам придумал, сам собрал людей, сам организовал.

У любого городского сообщества есть два типа пространств:
1) штаб - место где они собираются
2) сцена - место где они себя проявляют

Продуктом любого сообщества является событие. Чем сильнее система ценностей, тем сложнее может быть событие, чем сложнее орг. структура, тем это событие масштабнее. В большинстве случаев структуры у городских сообществ слабые, ресурсов практически нет, поэтому события, которые они генерируют  достаточно простые и повторяются из города в город.

Сеть городских сообществ формируется в результате разного типа отношений:

1) Мы друг друга знаем (где штаб, где сцена, чем занимаются, какими уникальными компетенциями обладают)
2) Обмен ресурсами
3) Обмен компетенциями
4) Общая система ценностей, выращенная в ходе подготовки и проведения событий, которая и формирует в итоге саму сеть.

Для построения сети городских сообществ необходима смена регламентов:

1) Открытый орг. комитет - технология, которая позволяет создавать общие новые смыслы силами городских сообществ.

Проблематика городских сообществ:
- культура
- образование
- городская среда
- будущее

2) Мараторий на критику.
3) Любая идея имеет право на жизнь.
4) Любое событие доложно решать комплекс проблем (см. выше пункт 1).
5) Принципы важнее личности.

Глава 3 - Человеческий капитал (+ ответы на вопросы)

image Click to view



Модель человеческого капитала/счастья.

1) Свободное время (сколько его и как я могу им распоряжаться).

Пенсионеры имеют в своём распоряжении в среднем до 100% свободного времени, подростки - 30%, активная часть населения - стремится к 0% или имеет отрицательные значения.

2) Социальные компетенции, профессиональные и умения, хобби и увлечения.

3) Эффективные социальные связи (количество, гетерогенность).

Пенсионеры в среднем - 3, подростки - 80 (такие же подростки), активное население - 20-25.

4) Мечты, цели, сценарии (формируются культурными кодами).

Все эти параметры можно посчитать в цифрах и исследовать качественно. По этой формуле видно, что наша система социально-экономическая и культурная воспроизводит несчастных людей.

Социальный капитал города (потенциал реализации человеческого капитала на данной территории) формируется:

- общественными пространствами (количество и разнообразие)
- возможными компетенциями, которые можно получить в этом городе
- социальными системами (городские сообщества, профессиональные союзы и т.д.)
- отношениями (какие типы отношений, кем они формируются, виды связей и т.д.)
- локальными культурными кодами (кто и как формирует эти коды, соотношение с глобальными культурными кодами)

Городские сообщества во всём этом выступают как субъекты изменений и играют ключевую роль.

Продолжение следует...

ЦПУ, Мурунов, уголок самообразования, урбанистика, города, удобные для жизни, РосЯма Волжский, будущее, город

Previous post Next post
Up