Алексей Битов (poziloy)И опять сделаем паузу в нашей хронике, выйдем из Театра Гоголя и погуляем где-нибудь около. Не около Дома Станиславского, конечно, но и не около ноля
( Read more... )
Здорово написал. Алексей, а вам не кажется, что примета времени не Соленый, не Печорин и даже не Базаров, а именно вот это - сорокалетний плохо воспитанный и плохо образованный Питер Пэн,у которого основа самоиндентефикации - эпатаж "взрослых"( " нафталина" ) и который считает, что именно его модус, так сказать, вивенди - и есть вершина человеческого развития.
Питер Пэн - да, конечно. Об этом уже много написано, да и я свою лепту внёс (наверху, среди былых постов, например, упомянут "Ктулху в Разливе"). Но Питер Пэн, как многие дети, под кого-то работает, пусть чаще всего и неосознанно. У нас сейчас они, похоже, косят в основном под Солёного, разве нет? А не у нас - не знаю, судить не возьмусь, но тоже наверняка под кого-то косят:)
мне казалось всегда что подростки соответствующего возраста работают не столько " под" кого-то - сколько на отталкивании. Сейчас - на отталкивании от нормального здравомыслия.
Алексей, проблема поставлена Богомоловым правильно. "любая попытка эмоции на сцене - сорт кривляния". С претензией, что кривляние - правда. Но из-за атеизма он предлагает идиотские решения этой проблемы. Вы тоже предлагаете неосторожно:пусть живут! Имея в виду, конечно, жизнь персонажей. Вот, это то самое кривляние и получается автоматически. Актёры должны жить своей собственной жизнью, а персонажи своей. Это две разные логики поведения. Чтобы согласиться с таким парадоксом нужно понимать персонаж как идею, которая живёт своей собственной жизнью, независимо от того, что мы о ней думаем и как ведут себя актёры. А это религиозный взгляд на драматическое искусство.
простите, чуть отстранюсьivan_agurovOctober 9 2012, 17:12:48 UTC
Мне все-таки кажется, что проблема чуть шире. А именно в чем-то таком, что можно обозначить синдромом "вавилонской башни", когда все разговаривают на разных языках и давно уже безнадежно друг друга не понимают. И как и по какому принципу эти языки считывает и понимает для себя зритель, тоже вопрос. А вообще мне, все-таки, ближе позиция Валерия. Исходя из своего небольшого опыта наблюдения за "стариками", в том числе и БДТшными, всегда удивлялся тому, насколько все это расходится с тем, чему нас в институте учили (это по поводу себя любимого в клинических обстоятельствах). Удивляло именно это сочетание !почти! формального подхода и неформального исполнения. В результате и цельность и персонаж и красота - все на месте, никаких вопросов. Когда же сегодня заявляют какие-то, вроде как, свежие вещи, типа отстранения, игрового способа существования и т.п. - у меня перед глазами стоят как раз они, родные - старые хорошие театральные артисты. Раз Смоктуновского нельзя в пример - не стану. А вот Евгения Алексеевича Лебедева, с превеликим
( ... )
Re: простите, чуть отстранюсьpredsedatel1October 9 2012, 17:35:03 UTC
"когда все разговаривают на разных языках" - это затрудняет, конечно. Но главное - это как отвечаешь на основной вопрос философии: - Что первично? Идея, или материя? И весь наш тетр, хором кричит - Материя!
Хотя 99% текстов мировой драматургии написано идеалистами. Нестыковочка, однако.
Re: простите, чуть отстранюсьpredsedatel1October 9 2012, 18:47:33 UTC
На самом деле Вы понимаете, что никто ничего не кричит. Это я так СМЫСЛ происходящего выразил. А он абсолютно точно отражает характер любой репетиции сегодня. Вы, Иван, когда пьесу открываете, разве во-первых, не стараетесь понять логику жизни персонажей? Вам ведь надо в этого человека вживаться, сыграть. Из этого строите Вашу партитуру. Это и есть материализм. А идеализм в том, чтобы понять только КАКАЯ ТЕМА и КАК ПЬЕСА УСТРОЕНА. А персонаж приложится.
Это совершенно противоречит одно другому в корне. Тут не может быть двусмысленностей типа "говорим - одно, а подразумеваем другое".
Религиозный взгляд на театр - согласен!...) Как говаривал А.И. Кацман, в мастерской которого я учился: "Моя религия - театр"...Но дело в том, как мне сейчас думается, прав все же А.С.Пушкин, сказав, что "нравственность и красота никогда не смогут ни понять ни объяснить друг друга", т.е. по-моему, священник который говорит молодой девушке пианистке - "ну, тебе прямая дорога в ад" - неправ и недальновиден, равно как и "всемогущий" мэтр соблазняющий юношу (об этом у нас не принято вообще рассуждать - ведь в СССР секса нет!!!)))))или же "имеющий" всех артисток своего театра, простите за откровенность
( ... )
Полагаю, ни один приличный зритель тоже не хотел бы, чтобы артисты перед ним "играли или кривлялись"; полагаю, такой зритель ходит в театр для того, чтобы посмотреть на персонажей, с которыми он себя так или иначе отождествит, а не на актёров, с которыми отождествить себя гораздо труднее, да и зачем? А что касается изменчивости... Мир вокруг человека меняется, порой очень быстро, но сам-то человек - другое дело. Словами Антониони, "человек мало изменился со времен Ветхого Завета". Или много раз цитированная история из "Записных книжек" Довлатова: "Издавался какой-то научный труд. Редактора насторожила такая фраза: «Со времен Аристотеля мозг человеческий не изменился». Может быть, редактор почувствовал обиду за современного человека. А может, его смутила излишняя категоричность. Короче, редактор внес исправление. Теперь фраза звучала следующим образом: « Со времен Аристотеля мозг человеческий ПОЧТИ не изменился»". С Антониони соглашусь, с редактором - нет:)
C Антониони трудно не согласиться..., не говоря уже о Ветхом Завете, на этом фоне группировка Богомолов-Серебрянников-Табаков-Капков выглядит особенно комично...) А "Ночь" - один из величайших шедевров мирового кино! )
естно говоря, я - "феллинист" ("Амаркорд", конечно, но никак не "Восемь с половиной"). Но это не значит, что я не ценю Антониони как замечательного мастера. И тут я вижу некоторый нюанс: Феллини, Антониони или, к примеру, Пазолини стремились сказать о чём-то на языке кино. А Серебренников с Богомоловым на кино- или театральном языке показывают нам себя. Потому и выглядят пигмеями, как выглядел бы любой из нас на фоне большого мира:)
из Мордокниги: заступился за своегоgorgonopsiaOctober 9 2012, 19:58:26 UTC
извините, что вношу юмористические нотки в серьезную теоретическую дискуссию, но раз уж зашла речь о Богомолове: видели обсуждение экскрементального шоу Костеллуччи? www.facebook.com/olga.nikiforova.142
Марина Тимашева Оль, это лучшая рецензия на Кастеллучи, которую я читала. А объяснить они тебе могут все, что угодно. Кураторы от актуальных фекалий Вчера, в 2:26 · Света Иванникова браво! Вчера, в 2:32 · константин богомолов охохох... "кураторы от актуальных фекалий"... охохох... Оля, я не поклонник Кастелуччи, но это в сотни раз интереснее многого... того, что Марина не назовет "актуальными фекалиями"... Неважно. Просто пересказать подобным образом можно любой спектакль. Морталера, Някрошюса... все что угодно...
Re: из Мордокниги: заступился за своегоpoziloyOctober 9 2012, 20:31:46 UTC
Читал, читал. И даже комментом отметился, только не у Никифоровой, а у самой Тимашевой (она перепостила). Представьте, я удостоился отповеди от самой Алены Карась:) Кстати, гляньте, если не очень лениво, первый её (Карась) коммент, ещё до моего вмешательства - это нечто!
Comments 32
Алексей, а вам не кажется, что примета времени не Соленый, не Печорин и даже не Базаров, а именно вот это - сорокалетний плохо воспитанный и плохо образованный Питер Пэн,у которого основа самоиндентефикации - эпатаж "взрослых"( " нафталина" ) и который считает, что именно его модус, так сказать, вивенди - и есть вершина человеческого развития.
Reply
А не у нас - не знаю, судить не возьмусь, но тоже наверняка под кого-то косят:)
Reply
Reply
Они работают на "отталкивании", но при этом чаще всего невольно кого-то копируют - несамостоятельный народ, так сказать.
Reply
Но из-за атеизма он предлагает идиотские решения этой проблемы.
Вы тоже предлагаете неосторожно:пусть живут! Имея в виду, конечно, жизнь персонажей. Вот, это то самое кривляние и получается автоматически.
Актёры должны жить своей собственной жизнью, а персонажи своей. Это две разные логики поведения. Чтобы согласиться с таким парадоксом нужно понимать персонаж как идею, которая живёт своей собственной жизнью, независимо от того, что мы о ней думаем и как ведут себя актёры. А это религиозный взгляд на драматическое искусство.
Reply
Reply
Хотя не уверен, что со мной согласится:)
Reply
Reply
Reply
И весь наш тетр, хором кричит - Материя!
Хотя 99% текстов мировой драматургии написано идеалистами.
Нестыковочка, однако.
Reply
Reply
А идеализм в том, чтобы понять только КАКАЯ ТЕМА и КАК ПЬЕСА УСТРОЕНА. А персонаж приложится.
Это совершенно противоречит одно другому в корне. Тут не может быть двусмысленностей типа "говорим - одно, а подразумеваем другое".
Reply
Reply
А что касается изменчивости... Мир вокруг человека меняется, порой очень быстро, но сам-то человек - другое дело. Словами Антониони, "человек мало изменился со времен Ветхого Завета".
Или много раз цитированная история из "Записных книжек" Довлатова: "Издавался какой-то научный труд. Редактора насторожила такая фраза:
«Со времен Аристотеля мозг человеческий не изменился».
Может быть, редактор почувствовал обиду за современного человека. А может, его смутила излишняя категоричность. Короче, редактор внес исправление. Теперь фраза звучала следующим образом:
« Со времен Аристотеля мозг человеческий ПОЧТИ не изменился»".
С Антониони соглашусь, с редактором - нет:)
Reply
А "Ночь" - один из величайших шедевров мирового кино! )
Reply
И тут я вижу некоторый нюанс: Феллини, Антониони или, к примеру, Пазолини стремились сказать о чём-то на языке кино. А Серебренников с Богомоловым на кино- или театральном языке показывают нам себя. Потому и выглядят пигмеями, как выглядел бы любой из нас на фоне большого мира:)
Reply
Марина Тимашева Оль, это лучшая рецензия на Кастеллучи, которую я читала. А объяснить они тебе могут все, что угодно. Кураторы от актуальных фекалий
Вчера, в 2:26 ·
Света Иванникова браво!
Вчера, в 2:32 ·
константин богомолов охохох... "кураторы от актуальных фекалий"... охохох... Оля, я не поклонник Кастелуччи, но это в сотни раз интереснее многого... того, что Марина не назовет "актуальными фекалиями"... Неважно. Просто пересказать подобным образом можно любой спектакль. Морталера, Някрошюса... все что угодно...
Reply
Кстати, гляньте, если не очень лениво, первый её (Карась) коммент, ещё до моего вмешательства - это нечто!
Reply
Leave a comment