dik_dikij и poziloy
Март мы ещё не закончили, а вот апрель завершаем. Последняя декада, без предисловий.
21 апреля.
100 лет назад родился Марсель Камю. «В 1959 году его фильм «Чёрный Орфей» получил и «Оскара», и «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах» (
http://dik-dikij.livejournal.com/452387.html).
90 лет назад родился Станислав Ростоцкий. «Имя этого режиссёра знают почти все - достаточно назвать хотя бы такие фильмы, как «Дело было в Пенькове», «На семи ветрах», «А зори здесь тихие», «Белый Бим - Чёрное ухо». И, конечно, «Доживём до понедельника» - прежде всего» (
http://dik-dikij.livejournal.com/270077.html).
870 лет назад умер Пьер Абеляр, богослов, схоласт и даже, как утверждают, концептуалист (хотя и не в современном значении этого слова). Но об этом мало, кто помнит; главное - love story, Абеляр и Элоиза, со всеми деталями, включая самые неромантические: «Где Элоиза, объясни, / Та, за кого приял мученья / Пьер Абеляр из Сен-Дени, / Познавший горечь оскопленья?» - Ф.Вийон, «Баллада о дамах былых времён» (перевод Ф.Мендельсона, но не Бартольди, так что «Сон в летнюю ночь» и, конкретно, «Свадебный марш» тут не играют).
Впрочем, Абеляр тоже был поэтом и писал не только лирику, но и плачи на библейские темы: «Великий воин, ты из тех, / Кому сопутствовал успех / И озаряла величаво / Твой путь земной мирская слава. / Теперь ты мёртв... » («Плач Давида над телом Авенира»).
21 апреля 2012 года умер кинорежиссёр Леонид Менакер. Он снимал очень разные фильмы, но всегда избегал лишнего пафоса, будь то военная лирика («Не забудь... станция Луговая», совместно с Н.Курихиным), исторический телесериал («Никколо Паганини») или жёсткая «перестроечная» бытовуха («Собачий пир»). Получалось, наверное, не очень громко, зато не фальшиво.
22 апреля.
75 лет назад родился Джек Ницше, композитор, автор музыки к нескольким десяткам голливудских лент, а среди них - «Пролетая над гнездом кукушки» и «9½ недель».
Год назад умер Михаил Козаков. «Он играл и в «Современнике» (больше всего запомнился Пётр Иванович Адуев), и на Малой Бронной у Эфроса (Дон Жуан, Кочкарёв, Ракитин), и во многих других театрах. А ещё больше его запомнили по кино- и телеролям («Убийство на улице Данте», «Человек-амфибия», «Выстрел», «Вся королевская рать», «Здравствуйте, я ваша тётя!» - всего более 70 ролей), а потом и по экранным постановкам (тут прежде всего, конечно, надо назвать сверхпопулярные «Покровские ворота»).
Теперь всё закончено, можно подвести черту. Но вспоминать его будут ещё долго» (
http://dik-dikij.livejournal.com/270077.html).
И старое, 1999 года, интервью (мы его вспоминали год назад): «Я ведь не случайно поставил спектакль «Возможная встреча» про Баха и Генделя! Там есть проблема: искусство - ради хлеба или ради неба? Гендель жалуется на плохие времена, когда надо у олухов клянчить деньги, а Бах ему возражает. «Мне не надо гоняться за олухом. Моя музыка и так исполняется». - «Где исполняется?» - «В душе». - «Не слишком ли скромная площадка?» - «Зато хорошо посещается». Благородство и достоинство никуда не ушли из искусства» ((
http://ptj.spb.ru/blog/rozhdestvenskoj-skazki-iz-nashei-zhizni-ne-poluchaetsya/#comments).
23 апреля.
155 лет назад родился Руджеро Леонкавалло. Вот история, позаимствованная нами на
http://www.classic-music.ru/leoncavallo.html: «Приехав в Англию и будучи в Манчестере, Леонкавалло инкогнито пришел в театр на представление своей оперы "Паяцы". Когда занавес упал, один из зрителей, сидевший рядом с композитором, закричал:
- Браво! Какая музыка! Шедевр! Непревзойденно!
Леонкавалло решил пошутить и возразил:
- Разрешите, уважаемый, с вами не согласиться. Я и сам немного музыкант и должен вам сказать, что музыка этой оперы просто отвратительна и, честно говоря, никуда не годится...
- Но почему же, сударь? - с интересом спросил зритель.
Наслаждаясь своей неузнанностью и от души веселясь, Леонкавалло вдребезги разнес свое произведение:
- В ней все украдено: каватина - у Берлиоза, дуэт из первого акта - у Гуно, а финал - примитивное подражание великому Верди...
Каково же было потрясение шутника, когда, купив на следующее утро номер манчестерской газеты, он с удивлением прочитал: "Леонкавалло о своей опере "Паяцы". Присутствовавший на спектакле синьор Леонкавалло признал, что в "Паяцах" нет ничего оригинального и авторитетно заявил, что его опера - целиком и полностью плагиат".
Оказалось, что вчерашним соседом композитора был... театральный критик».
Вот тебе и «Смейся, паяц, над разбитой любовью, / Смейся же, смейся над горем своим!»
110 лет назад родился Павел Арманд. В 2011 году мы по неосторожности написали: «Никаким родственником знаменитой Инессе он, насколько известно, не приходился, был кинорежиссёром, а ярче всего отметился в фильме С.Юткевича «Человек с ружьём»: именно там прозвучала песня «Тучи над городом встали», слова и музыка П.Арманда» (
http://dik-dikij.livejournal.com/338559.html). Надо исправлять ошибку: Павел Арманд приходился Инессе Арманд родным племянником (
http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=3659).
5 лет назад умер Борис Ельцин. «Многие правители становились поначалу культовыми фигурами, и Ельцин из их числа. Когда-то он был объектом чуть ли не всеобщей любви, потом стал символом столь же всеобщего разочарования, а там и до полного отрицания недалеко. Похоже, в большинстве случае это прежде всего вопрос обманутых надежд.
Мы привыкли надеяться на волшебную палочку - вот кто-нибудь ей махнёт, и всё само собой наладится. Требуется чудо-богатырь, который в одиночку сможет справиться с нашей бюрократической махиной. Взрослые люди всё ещё верят в сказки с упорством, достойным куда лучшего применения. Нет, беда не в том, что мы ему поверили - беда в том, что он поверил нам, будто мы и вправду готовы что-то изменить. Непростительная ошибка - мы ведь готовы только к приходу волшебника, который, естественно, никогда не придёт.
Он взял на себя ответственность, и он должен её нести, иначе не бывает. Но на него в результате навешали всех собак: и экономику он развалил (видимо, когда он пришёл к власти, прилавки ломились от всякого изобилия, страна не сидела на нефтяной игле, а если и сидела, цена на нефть зашкаливала за 200 долларов за баррель), и государство разрушил (ничего себе государство, если его могут разрушить три человека), и часовню тоже (привет Шурику). Более того, никто почему-то не пытается задуматься, сколько пролилось бы крови, если бы Россия рассыпалась; многие и вовсе забыли, как близко мы подошли к этой черте. Но страна, как мы видим, сохранилась, то есть худшего всё же не произошло. Да, в несколько урезанном виде, и всё-таки...
Или тот же недоброй памяти 1993 год. В тот момент, когда ничто уже не мешало Ельцину установить диктатуру, он пошёл по совсем другому пути. И, кстати, не мстил своим бывшим противникам, вспомним хотя бы Лигачёва, Стародубцева, Руцкого...
И ещё одна цитата напоследок. Патриарх Алексий, теперь сам уже покойный, над гробом Ельцина сказал абсолютно правильные слова: «Когда-нибудь история даст почившему беспристрастную оценку». Несомненно, когда-нибудь именно так и произойдёт. Сейчас время ещё не пришло - даже там, где заросли раны, остались рубцы, и они не дают о себе забыть, тем более - в непогоду.
Только эмоции - плохой помощник» (
http://dik-dikij.livejournal.com/207438.html).
И ещё, из комментария: «Знаете, при реанимации почти всегда ломают рёбра (вроде бы, кто-то, выйдя из клинической смерти, даже подавал на реаниматологов в суд по поводу переломов). Это - не индульгенция, многое сломали по дури, факт, и забывать об этом тоже не стоит, но ключевое слово тут всё-таки - реанимация. А выносить приговор будут в лучшем случае наши внуки.
Хотя у нас и внуки, наверное, не договорятся - мы об Иване Грозном всё ещё спорим и спорим, увы... »
Наконец, маленькое дополнение. Зимой этого года приходилось слышать от некоторых оппонентов, что Путин в начале 2000-х якобы спас Россию от развала. При этом угроза развала в тот момент то ли существовала, то ли, скорее, нет, но всё равно «спасибо Путину за это». А вот в 1990-е угроза развала страны было более, чем реальна, факт. Вот только за то, что Россия тогда не развалилась, никто спасибо Ельцину не скажет - он тут, разумеется, ни при чём.
Вечно мы впадаем из крайности в крайность, но при этом почему-то сложные фигуры предпочитаем видеть сугубо в чёрном цвете, зато щедро расходуем белую краску на тех, кто чаще всего этого не заслуживает вовсе.
24 апреля.
330 лет назад (по новому стилю) был сожжён Протопоп Аввакум, «или, на современный лад, Аввакум Петрович Кондратьев. Хотя современный лад вряд ли понравился бы Аввакуму Петрову, который, кстати, не только с церковными реформаторами боролся, но и с самодурами на воеводстве. Но нам он всё-таки интересен прежде всего как писатель, автор «Жития». И есть там такой эпизод: «В иную пору протопопица бедная брела, брела, да и повалилась и встать не может... Опосле на меня бедная пеняет: "Долго ль, протопоп, сего мучения будет? И я ей сказал: "Марковна, до самыя до смерти". Она же против: "Добро, Петрович, и мы еще побредем впредь"». Побредём, Марковна, побредём, а как же. До самыя смерти» (
http://dik-dikij.livejournal.com/271993.html).
160 лет назад (по новому стилю) умер Василий Жуковский. «Самое время вспомнить: «О милых спутниках, которые наш свет / Своим сопутствием для нас животворили, / Не говори с тоской: их нет; / Но с благодарностию: были» («Воспоминание»)...
И ещё: «Хотеть, чтоб нас хвалил весь свет / Не то же ли, что выпить море?» Тут вообще прослеживается обратная пропорция: чем менее тот или иной деятель компетентен в своём деле, тем больше он нуждается в общем одобрямсе. Не замечали?» (
http://dik-dikij.livejournal.com/475383.html).
45 лет назад погиб космонавт Владимир Комаров. Это была первая гибель человека в космическом полёте - до этого трагедии происходили только на тренировках. Три американца (В.Гриссом, Э.Уайт, Р.Чаффи) погибли за 3 месяца до Комарова. До этого многим казалось, что дорога в космос похожа на триумфальное шествие; гибель в барокамере космонавта В.Бондаренко в 1961 году официально признали только через четверть века, а тогда о ней ходили неясные слухи - то ли правда, то ли нет. Две трагедии 1967 года раз и навсегда покончили с мифом о гладком пути к звёздам.
Никогда и ничто не даётся даром, и почти всегда цена оказывается самой высокой, какую только способен заплатить человек.
Не надо бы об этом забывать.
Здесь - перерыв. Хотя на этот раз трудно сказать, сколько он продлится. Кто его знает, не исключено, что жуликоватая Аннушка уже пролила масло...