Вчера проводили встречу кураторов, ведущих и родителей "Классических бесед", обсуждали следующий учебный год и прочее: учебные цели, мотивацию, особенности классического образования по сравнению с неклассическим и семейного по сравнению со школьным. И в ходе обсуждения у меня внезапно выстроился ряд очень четких метафорических образов моего отношения к образованию, относящихся к трем периодам моего становления как учителя: школьного, семейного и классического.
После института я видела цель работы учителя в школе примерно как Холден Колфилд из "Над пропастью во ржи":
И у меня, кстати, получалось. И в школе, и в лагерях. Дети, наверное, чувствовала, что я - ловец, и бежали мне навстречу, кто-то чтобы обнять, кто-то чтобы побороться, но все они знали, что я обязательно их поймаю и не дам упасть. Даже когда я давала им с разбаху в лоб (и такое было), они все равно любили меня и тянулись ко мне.
Потом прошло много лет и я родила собственных детей и занялась семейным образованием. Там у каждого ребенка был свой ловец из собственной семьи, поэтому метафора предыдущего периода перестала быть актуальной. И тогда возникла вот эта:
Click to view
Много лет я видела в этом отрывке идеальную метафору не только семейного образования, но и образования вообще. Образование - то, что дает тебе силу отрешиться от проблем и смертельных опасностей окружающего тебя мира. Не думать о окруживших город варварах, спокойно чертить свои иероглифы под гибельным градом стрел.
Мне казалось , что это не просто красиво, но и верно отражает суть образования. Все равно, что вокруг, что или кто тебя окружает. Пусть летят стрелы - ты защищен своим занятием. Красота того, что ты делаешь, защищает тебя, и даже если нет - ты закончишь свой путь самым достойным образом из всех возможных.
Сейчас я вижу, что эта метафора не только про красоту и стойкость, но и про виктимность: в пору моего одинокого СО 15 лет назад я четко ощущала, что могу отстоять свои ценности только своей стойкостью вплоть до смерти, что вокруг враги и они сильнее во всех отношениях, и рано или поздно тебя может пронзить их стрела и ты можешь упасть лицом вниз в ящик с песком, и борозды, образовавшие безукоризненно начертанный тобой иероглиф, может заполнить твоя тягучая кровь.
Ну да, этот образ отражает мое тогдашнее одиночество. Я чувствовала себя невероятно уязвимой в новой роли, и выбранная тогда метафора сейчас хорошо демонстрирует эту уязвимость.
С тех пор прошло еще много лет, дети выросли, а я познакомилась с системой классического христианского семейного образования. И у этого этапа моего развития как педагога тоже есть своя метафора, и она какая-то вот такая:
Click to view
Я вижу классическое образование именно так. Человека, получившему классическое образование, не нужен ловец - он сам становится ловцом. И его уже не так просто пронзить стрелой: он закован в броню своих добродетелей. Я не хочу сказать, что классически образованный человек становится сверхчеловеком или супергероем, ничего подобного. Ну разве что если считать добродетельного человека сверхчеловеком и супергероем. Просто я не смогла подобрать более наглядного образа, чтобы проиллюстрировать вот этот отрывок из 5-й главы 1-го послания к Фессалоникийцам:
1 Братья, нам нет нужды писать вам о временах и сроках.
2 Вы и сами хорошо знаете, что День Господа придет неожиданно, как вор ночью.
3 Люди будут говорить «мир и безопасность», но внезапно их постигнет гибель, как родовые схватки неожиданно застигают беременную женщину, и тогда никто не убежит.
4 Но вы, братья, не во тьме, чтобы День этот застиг вас внезапно, как вор.
5 Вы все сыны света и дня. У нас нет ничего общего с ночью или с тьмой,
6 поэтому не будем спать, как другие, но будем бодрствовать и оставаться трезвыми.
7 Ведь спящие спят ночью и пьяницы напиваются ночью.
8 Но раз мы принадлежим дню, то давайте же оставаться трезвыми, одевшись, как в броню, в веру и любовь, и, как шлем, надев на голову надежду на спасение.
Так вот, классическое образование дает ученикам не только и не столько стандартные ЗУН (хотя и их тоже), а вот именно то, о чем писал апостол - три мистические добродетели, веру-надежду-любовь, которые делают человека как бы облаченным в броню и неуязвимым для вражеских стрел. Кардинальные добродетели (благоразумие, умеренность, справедливость, мужество) прилагаются в ассортименте. Это происходит очень не сразу, даже у взрослого и, конечно, не у всех, есть масса разочарованных среди тех, кто эту цель не понял и не попробовал поставить во главу своих образовательных усилий. Но это единственная из всех известных мне образовательных методик, которая обладает таким потенциалом и которая может довести до такого идеала человека, прилагающего усилия в нужном объеме и в нужном направлении.
Это единственная программа, в которой человеческие качества не приносятся в жертву предметных знаниям, умениям и навыком, а наоборот, предметные ЗУН являются инструментами для приобретения добродетелей. Примерно таким образом:
Ну и, пользуясь случаем, подробнее о "Вызове":
Готовы ли вы принять «Вызов»?