Окончание: о типах личностей детей

Mar 02, 2009 02:12

 
Теперь попробуем посмотреть, как эти вводные коррелируют с разными исходными типами личности ребенка в условиях разных педагогических ситуаций.

1. Чжэнь (старший сын), янский мальчик (мужские черты доминируют). 
Шумный, подвижный, активный, соревновательный и агрессивный тип, ведущие черты личности - физическая сила, предприимчивость. Классический «настоящий мальчишка», Том Сойер, Питер Пэн, Эмиль из Ленниберге...

Молодой Ян в данной позиции наиболее предрасположен к превращению в зрелый Ян, и потому между янскими мальчиками и их отцами существует самое близкое сходство, и это может быть причиной как быстрого сближения между отцом и сыном (если отцу не неприятно напоминание о себе в детстве), так и причиной холодных и напряженных отношений между ними. В первом случае личность сына развивается быстро и гармонично, во втором - наблюдаются задержки и искажения развития.
Янские мальчики обычно сильно привязаны к матери в раннем возрасте, хотя скорее чувственно-физически, чем эмоционально (испытывают потребность в физическом контакте и ласке, а не в общении). Если отношения с отцом развиваются нормально, а отношения с матерью не форсируются искусственно, детская чувственная привязанность перерастает в теплое уважение в юношеском и старшем возрасте. Если отношения с отцом не складываются, отношения с матерью становятся болезненно зависимыми и нездорово-эротичными.
Янским мальчикам как воздух необходима близость с отцом после 7-8 лет, несмотря на то, что эта близость никогда не бывает беспроблемной и регулярно порождает конфликты между личностями старшего и младшего. Именно отец, как правило, способствует интеллектуальному пробуждению янского мальчика и далее он же ее поддерживает - через приобщение ко всем сферам жизни и деятельности отца. Янский мальчик - это в первую очередь наследник: ему продолжать в будущем личность отца, и важно, чтобы ему было что продолжать.В случае, если отношения с отцом не сложатся, наследник превратится в соперника и деле будет спорить с тенью отца всю свою жизнь.
Недостатки Янского мальчика бывают обычно продолжением их достоинств: сила регулярно приводит к неоправданному насилию, прямота - к грубости, справедливость - к жестокости, рациональность - к черствости и бессердечию. Янские мальчики обычно не осознают наличие в своей личности иньского потенциала: но если такое осознание происходит, это обычно идет на пользу данному типу личности, оно облагораживает и смягчает все грубости и шероховатости характера молодого Янского мужчины.

У Янского мальчика бывают серьезные проблемы на первом этапе обучения, в силу своего взрывного и непоседливого характера, чуждого неподвижности и вдумчивости. Поэтому первые несколько лет обучения требуют серьезных дисциплинарных усилий со стороны обоих родителей, в первую очередь - отца. Однако, если на первом этапе сформированы основные инструменты обучения, на последующих этапах он делает резкий рывок вперед и далее, при надлежащей поддержке извне его мышление развивается ровно и поступательно, без резких прорывов, но и без резких падений. Янский мальчик в традиционном обществе предпочитал военную карьеру; в современном мире традиционными областями приложения его сил можно считать, кроме того, еще спорт и бизнес. В браке обычно верны, надежны и склонны к воспроизводству типа личности своего отца.

2. Кань, средний сын, иньский мальчик (женские и мужские черты смешаны, но мужские доминируют).
Скрытный, активный, неуравновешенный, резко-соревновательный и резко-агрессивный тип, основной акцент - на умственной гибкости и физической ловкости. Буратино, Карлсон.

В этой позиции молодой Ян находится в максимально антагонистической по отношению к отцу позиции: они непохожи, что максимально обостряет их отношения. Эта непохожесть может быть внешней, а может - внутренней: иньский мальчик не чувствует себя мужчиной в полном смысле этого слова и активно ищет ответ на вопрос - а кто же он такой? Иньский мальчик этого типа открыто предпочитает мать и противостоит отцу, что создает ему репутацию «неслуха» с одной стороны, и «маменькиного сыночка», с другой. Иньские мальчики чаще, чем Янские, бывают слабыми и болезненными, чем вызывают особую любовь и опеку со стороны матери, и чем активно пользуются, прибегая к помощи матери всегда, когда отец пытается на них серьезно воздействовать. Матерям следует учитывать этот момент и не потакать желаниям своих ненаглядных сыновей быть всегда под их защитой. Интеллектуальное пробуждение происходит позже, чем у других мужских типов - из-за сложностей в коммуникации с отцом и из-за меньшей склонности к дисциплине. Такие мальчики склонны последовательно и упорно оспаривать авторитет отца с самого раннего возраста и не поддаваться на самые жесткие воспитательные меры с его стороны. Этот тип личности устроен таким образом, что все требования отца будут восприниматься не прямо, как приказы для выполнения, а с точки зрения того, как их обойти или взломать.
Поэтому в воспитании Иньского мальчика этого типа мать должна играть роль посредника между отцом и сыном в их непростых отношениях; одновременно и буфером и переводчиком с одного языка на другой. А еще мать не должна злоупотреблять своей властью и влиянием на сына в пику отцу: такое поведение влечет за собой усиление у сына иньских черт и замедляют развитие янских. Ведь только она одна может в итоге нормализовать отношения между отцом и сыном, рационально воздействовав на формирование гармоничной идентичности со своим полом у сына, потому что только мать может деликатно создать житейские ситуации, в которым мальчик сможет повести себя как настоящий мужчина, и что будет позитивно отмечено отцом.
Это тип личности молодого мужчины - тип первопроходца, изобретателя, авантюриста, мошенника, артиста - и святого. Доминирующие черты личности - гибкость и живость ума и тела. Недостатки - склонность к излишествам и беспорядочной жизни, неразборчивости в сексуальных связях, неверности в браке - и к мистическим озарениям, подвижничеству, карьере священника и монаха.

3. Гэнь, младший сын, иньский мальчик (женские и мужские черты смешаны, но женские доминируют).
Скрытный, медлительный, пассивный, неагрессивный тип, основной акцент - на глубине ума и чувства. Маленький Принц, Малыш, Кристофер Робин.
Такой мальчик в раннем возрасте обычно тоже бывает еще более болезненным и хрупким, особенно близким к матери - и максимально далеким от отца (исключая ситуации, когда отцы испытывают болезненную привязанность к слабому и зависимому от него во всем существу). Характерно, что при близости к матери, естественной для такого женственного существа, иньский мальчик этого типа с раннего возраста привязан к отцу и страдает от его эмоциональной холодности, потому что отцы чаще всего бессознательно отторгают их. При этом сыновья испытывают к отцу сильнейшее притяжение, вплоть до слепого обожания и безусловной преданности, которая может быть нарушена только открытым пренебрежением и враждебностью с его стороны. Последняя может толкнуть такого мальчика на отчаянные шаги, вплоть до суицида.
Интеллектуально такие дети пробуждаются раньше или позже других, однако дальнейшее развитие осуществляется быстрее других и с наиболее яркими результатами.. Такие мальчики обычно покладисты и послушны и не создают своим родителям проблем на ранних этапах обучения, также как и на последующих, хотя для них всегда велика вероятность впасть в депрессию и потерять всякий интерес и стимул к дальнейшему обучению.
Доминирующие черты характера этого типа - утонченность мыслей и эмоций. Недостатки - слабохарактерность, склонность к депрессии, извращению сексуального поведения. Во взрослом возрасте склонны к карьере гражданского чиновника, ученого, поэта, художника, священника. Если молодой человек с таким типом личности принимает решение вступить в брак, ему следует особенно тщательно подходить к выбору себе невесты, и родители должны помочь ему сделать правильный выбор.

4. Сюнь, старшая дочь, Иньская девочка (женские черты доминируют)

Открытый, эмоциональный, подвижный, суетливый, шумный, поверхностный тип; основной акцент - практичность во всем. Золушка, Елена Прекрасная, Венди.

Молодой Инь данного типа максимально предрасположен к превращению в зрелый Инь. Дочь искренне привязана и к отцу и к матери, и естественно склонная подражать ей во всех областях жизни. У таких девочек легкий характер, они милые, приветливые, сообразительные, исполнительные, не болезненные - это тип идеального ребенка, любимицы и отца, и матери. Она не создает проблем; если такую девочку не баловать и хорошо воспитывать - то она с детских лет становится опорой матери и любимицей отца.

Обучение у таких девочек начинается без проблем, учеба дается легко; они дисциплинированны и организованы как бы сами собой, без особых усилий. Между тем на последующих этапах обучения интерес к познанию обычно ослабевает. Глубокие последовательные познания, не имеющие практического приложения, не вызывают интереса. Эмоциональная сфера начинает бурно развиваться с 11-12 лет, но остается неглубокой, сентиментальной: такие девочки быстро влюбляются и так же быстро забывают своих возлюбленных. Если пубертатный период преодолевается спокойно и без эксцессов, быстро выходит замуж, и, родив ребенка (детей), естественным образом преобразуется в чистый тип Инь, Кань. Девочки этого типа лучше всего реализуются в практической области - торговле, сфере услуг, в области сельского и домашнего хозяйства, ухода за детьми и животными. Данный тип личности обретает особую глубину в счастливом обильном детьми браке.

5. Ли, средняя дочь, Янская девочка (женские и мужские черты смешаны, но мужские доминируют).

Открытый, подвижный, сильный, агрессивный тип, основной акцент - на постижении смысла всех вещей и процессов. Пеппи Длинный чулок, Алиса, Скарлетт ОХара
Девочка этого типа испытывает сильное притяжение к отцу с одновременным сильнейшим отталкивание от матери. Янская девочка обычно не чувствует себя существом женского пола; она любит игры с переодеванием и сменой ролей, не выносит обычную одежду и навязанные извне нормы поведения. Янская девочка этого типа склонна к оригинальности во всем, что делает ее тип личности максимально ярким и привлекательным, хотя и неприятным и даже опасным для окружающих, что ее саму совершенно не беспокоит. Янская девочка склонна бросать всем вызов одним своим существованием; обстановка осуждения и враждебности как будто бы питает ее и придает новые силы.

Воспитание девочки этого типа - обычно серьезное испытание для мудрости и терпения родителей. Дело в том, что девочки этого типа обладают невыносимым своеволием и не терпят никакой дисциплины. Между тем потакать ее капризам и не давать позитивной модели поведения крайне опасно для дальнейшего развития личности этого ребенка. Если родители для облегчения ситуации привыкают спускать на тормозах конфликты с Янской девочкой, они способствуют дальнейшему укреплению ее неадекватно агрессивного и остро-эгоцентричного поведения.

Единственным выходом из почти безвыходной ситуации является временный отказ от воспитания девочки по традиционно женской модели: такую девочку следует воспитывать как мальчика, избыточно нагружать физически и интеллектуально, давать решать нетривиальные житейские задачи, - и при этом давать простор ее самовыражению , осторожно направляя его в сторону самодисциплины. Ведущую роль в воспитании Янской девочки по необходимости должен играть отец, при обязательном присутствии матери на периферии процесса. Мать должна аккуратно включиться в воспитании дочери во время ее полового созревания, когда мучения девушки из-за сложностей с идентификацией максимальны. Вдвоем с отцом им нужно совершить чудо: провести тонкую коррекцию половой идентичности дочери, открыв ей секрет ее личности и дав советы относительно дальнейшего поведения. Такая девушка отчаянно нуждается в безоговорочной поддержке и любви со стороны родителей, ибо ее дальнейшая судьба как женщины и матери весьма проблематична.

Девочка этого типа начинает обучение мощно и ярко, но затем учеба начинает буксовать из-за слабой склонности к систематичности и последовательности. Большую склонность испытывает к гуманитарным и естественным наукам, точные даются с трудом. Карьера лучше всего развивается в медицине и бизнесе; при более развитой физической сфере возможна карьера в армии и спорте. Успешными Янские женщины бывают и в творчестве.

Их браки нередко бывают очень несчастливыми, хотя мужчина, которому удается укротить буйный и непокорный нрав своей подруги, обретает в ее лице настоящее сокровище - женщину-солнце, чей яркий свет будет согревать его жизнь до самой смерти и чья непреклонная поддержка сделает из него настоящего мужчину, исполненного силы и спокойной, уверенной в себе властности. Оставшись без мужа, такие женщины склонны беспорядочной сексуальной активности, либо к радикальному целомудрию вплоть до ухода в монастырь.

6. Дуй, младшая дочь, Янская девочка (женские и мужские черты смешаны, но женские доминируют).

Скрытый, пассивный, сосредоточенный, глубокий, малоподвижный, молчаливый, гармоничный тип. Василиса Премудрая, Царевна-лягушка, Мелани Уилкс, все волшебницы от феи Динь до леди Галадриэль.

Девочка этого типа обычно тесно эмоционально связаны с матерями и интеллектуально - с отцами. Это самый глубокий женский тип, склонный к максимальной серьезности и утонченности мыслей и чувств, в то же время весьма работоспособный и старательный. Правда, часто такие девочки имеют серьезные проблемы со здоровьем, потому не могут быть серьезным подспорьем для матери, от чего сильно страдают и пытаются компенсировать своим творчеством и успехами в учебе. Девочки этого типа не растрачивают зря свою энергию и целиком направляют ее на развитие личности и помощь окружающим, если их воспитывают в альтруистическом ключе. Если такого воспитания не происходит, такие девочки бывают склонны к безудержному самоутверждению, поскольку их переполняет скрытое честолюбие. Их обучение начинается раньше всех и позже всех заканчивается; в ряде случаев девочки этого типа не заканчивают свое обучение никогда. Тип мышления у таких девочек - максимально близкий к мужскому, что благоприятствует научной карьере, и успехом в различных искусствах. Получив надлежащее образование, такие девочки становятся либо весьма успешными карьеристками, либо святыми.  
Для этих девочек, тонких и хрупких, как драгоценная ваза, пристальное внимание обоих родителей особенно необходимо. Если такая девочка будет обделена вниманием отца, ее интеллектуальная сфера не сможет должным образом развиться, а женское обаяние останется на уровне «серой мыши», обреченной на унылое одиночество. Если же мать не уделит ей достаточно внимания, велик риск ее превращения в холодную бездушную чайлдфри. Однако при надлежащем воспитании эти девочки превращаются в сверкающие драгоценные камни, кажущиеся слишком прекрасными для нашего несовершенного мира.
В браке бывают очень успешны, хотя часто имеют проблемы с репродуктивной сферой; в этом случае многие высокоразвитые личности этого типа склонны к усыновлению сирот и широкой благотворительной и общественной деятельности.
__________________________________________________________________________

Итак, мы рассмотрели особенности развития и воспитания всех шести типов личностей мальчиков и девочек в условиях нормальной семьи.
Теперь зададим себе вопрос: а что с ними происходит в условиях неполной семьи, когда единственным воспитывающим родителем оказывается мать, имеющая глубокую неприязнь к бывшему мужу?

Ответ очевиден: мальчики всех типов сохраняют свою эмоциональную связь с матерью до зрелого возраста, что накладывает неистребимый отпечаток нездоровой женственности на всю их личность. Янские мальчики замыкаются в своей половой идентичности, которую начинают резко и агрессивно подчеркивать: отсюда «растут ноги» у неумеренных занятий бодибилдингом, жесткими боевыми искусствами, участия в молодежных группировках типа скинхэдов. Иньские мальчики, не встречая никакого противодействия своим женственным чертам, теряют последнее сходство с мужчинами, вплоть до трансвестизма, гомосексуализма и оперативных коррекций пола. И те и другие одинаково мало способны образовывать нормальные браки и правильно воспитывать детей, поскольку не имеют никакого представления о том, что такое быть отцом; мало того, они органически испытывают к образу отца лишь негативные чувства (поскольку тот когда-то их бросил).

Девочки страдают от эмоциональной холодности матери, вызванные постоянной фрустрацией последней и быстро отдаляются от нее, так и не получив представления о том, что такое быть женщиной. В результате города заполняются толпами одинаковых молодых женщин, образ которых сформирован по типу куклы Барби, одинаково пустых изнутри, способных лишь на физическую репродукцию и совершенно не готовых к роли жены и матери. По большому счету, эта новая генерация мальчиков и девочек кажется вовсе неспособной к созреванию в полноценных мужчин и женщин: это дети, которые преступно рано и преступно небрежно заводят собственных детей, замыкая порочный круг.

Что же остается делать в такой критической ситуации? Только одно: всеми возможными способами способствовать восстановлению традиционной модели семьи. Понятно, что проще всего это делать в условиях полных семей, но и в неполных семьях, где матери готовы побороться за нормальное будущее своих детей, это тоже может быть реальным, если мать сумеет стать свои детям и матерью, и отцом, мобилизовав все ресурсы своей личности. Как этого добиться - тема для отдельного разговора, который лучше оставить до следующего раза…

личность

Previous post Next post
Up