США как страна сектантской этики

Jan 10, 2021 14:54

Пока болела, перечитала, в том числе, и веберовскую "Протестантскую этику  и дух капитализма". Не уверена, что способна сейчас  здраво рассуждать - ковид по мозгам бьет как кувалдой, это правда - но кое-какие положения для  рассмотрения в более удачное время после излечения  сделать хочу.

В общем и целом,  согласна с критикой веберовской концепции, сделанной Николаем Соминым в статье "Блеф "Протестантской этики". Особенно справедливость этой критики становится ясна  при сравнении веберовской апологии капитализма с вудсовской апологией католической церкви в книге "Как католическая церковь создала западную цивилизацию".  Вудс в своей книге очень четко нарисовал, по каким признакам можно отличить социальную и экономическую деятельность, угодную Богу, от неугодной Ему:  как по соответствию букве и духу  учения Церкви, так и по плодам, т.е. по  все более и более ясному воплощению евангельских принципов в жизни уже не только отдельного человека, но и всего общества  У Вебера этого нет. У него  возникает более чем странный критерий: если твое предприятие процветает, и процветает все больше и больше - значит, оно угодно Богу. Ну, я не буду критиковать этот тезис, Сомин это уже сделал. Я хочу обратить внимание на один важный момент, который Вебер очень четко обрисовал, а Сомин как-то упустил: на то, что  в религиозном плане "дух протестантизма " (вернее, кальвинизма) - это дух  не только (и по мне так не столько) предпринимательский, а главным образом сектантский.  Не церковный, не общинный, а именно сектантский. США - страна сект, и ее федеративное устройство на то и намекает. А особенность протестантских сект в том, что каждая из них считает себя спасительной, своих членов - святыми ( в буквальном смысле слова, а не в переносном), а остальных - проклятыми (опять же буквально). "Одни рождены для счастья, другие - для вечной ночи" (с) У. Блейк.  Причем  этот выбор сделан Богом, и "святые" не виноваты в своем бесчеловечном отношении к "проклятым". На несчастье и гибель и в этой и в следующей жизнях их обрек Бог, а не люди.

К чему все это я? А к тому, что, становясь во многом все менее и менее религиозной страной, США не стали страной менее сектантской. Вот этот самый "дух" оказался в общественном устройстве этой страны наиболее важным и системообразующим. Свято место пусто не бывает: когда гипотетический "дух аскетического христианства"  из этого устройства выветрился окончательно, на его место пришел уже не гипотетический, а вполне реальный дух культурного марксизма. И, думаю, мы все еще относительно живы и свободны до сих пор только потому, что США - страна сект, каждая из которых считает истинной только себя, а остальных - проклятыми и безблагодатными еретиками. Эти секты не могут объединиться в принципе, но природе своей они стремятся не к единству, а к разделению. Поэтому в США мы  наблюдаем и будем и дальше наблюдать борьбу многочисленных псевдоквазирелигиозных сект за  господство (и  они не преуспеют, как не преуспели реформистские секты). Дальше будет смелое заявление, держитесь. По сути своей, все соцсети - это новые секты, и Брины, Цукерберги и Безосы и иже с ними  -  суть пророки новых ересей. Так что ничего принципиально нового в США не происходит. Все это уже было. Не думаю, что радикально что-то изменится: сект очень много (кстати, одна из таких сект - американский феминизм, именно поэтому русский феминизм - нонсенс), и ни одна из них не  сможет обрести статуса единой компартии в СССР или в Китае.  Ну а негуманное отношение ко всем, кто вне сект - в этом тоже нет ничего удивительного. Все, кто вне сект -  прокляты, рождены для вечной ночи, и их путь - во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубовный. Именно этой особенностью национальной психики объясняется та легкость, с которой соцсети  извергли из себя Трампа и будут еще долго изрыгать прочих "проклятых". Такова психология "святых" сектантов. Технологический уклад, прогресс, постмодерн, говорили они. Ага-ага. По мне так горбатого могила исправит.

PS Я очень люблю Вудса, но вижу недостаток его книги в том, что он вне рассмотрения оставил восточную христианскую традицию и ее влияние на общество. Но никто необъятного не может объять. Думаю, это задача следующих поколений исследователей: показать глубину преобразования общества со стороны традиционных христианских церквей как Запада, так и Востока.

проклятые вопросы, просто христианство, Церковь, политика, Бог

Previous post Next post
Up