Ключи к языку, речи и мышлению

Sep 07, 2020 15:24





Создать карусель
В моём понимании, русский похож на среднестатистический балкон, в котором всё навалено в кучу. Разве не проще прибрать балкон, чтобы там всё было организовано и УДОБНО. ( с просторов интернета)

Нужно ли детям изучать грамматику родного языка на системном уровне?

Вряд ли этот вопрос вообще встает перед кем-то из современных родителей, озабоченных вопросом, как повысить качество образования своих детей. Углубить изучение математики, иностранных языков, естественных наук - это понятно зачем нужно и возражений не вызывает. К этому набору сейчас зачастую добавляют еще и так называемые soft skills - важные для социализации навыки, такие как коммуникативность, эмоциональный интеллект, умение работать в команде, организаторские способности и т. д. Но вот грамматика родного языка? Какое место она сейчас занимает в линейке образовательных ценностей современных родителей? Если речь не идет о функциональной грамотности и умении написать эссе на ЕГЭ - вероятно, последнее. Собственно, мало кто вообще задумывается, что это за предмет такой - грамматика? И кому он вообще может быть интересен, кроме академических специалистов? Разве каждый ребенок не владеет родным языком с рождения? А если так - то для чего нужно знать, что слова, которые он употребляют - это части речи, которые могут быть членами предложения и образовывать связи между собой?


Ответ на этот вопрос куда проще, и одновременно куда сложнее, чем может показаться. Язык и его грамматика важны, потому что именно язык формирует мышление, причем формирует его через речь - сначала устную, а затем письменную. Вряд ли кто-то будет спорить, что для того, чтобы сформулировать мысль, нужен язык. С другой стороны, бесспорно, что думать подчас можно и без слов. Это потом, когда возникает потребность четко сформулировать мысль и изложить ее кому-то еще, мы обращаемся к языку и речи. Есть ли мышление у детей, которые еще не умеют говорить? Безусловно. Думают ли дети, еще не знающие разницы между подлежащим и сказуемым? Несомненно. Тогда при чем тут грамматика? Очень даже при чем. Именно изучение грамматики родного (а затем и иностранного) языка является ступенью развития логического мышления как когнитивного процесса, а также подготовительным этапом к овладению логикой как предметом.

Эта мысль многим может показаться более чем спорной. Одной из распространенных современных образовательных аксиом является утверждение, что логическое мышление развивают как раз математика и естественные науки, а не грамматика. В то время как базовый курс родного языка, сконцентрированный на орфографии и пунктуации, приводит к совершенно противоположному выводу: в языке вообще нет логики. Действительно, сотни правил русской орфографии и пунктуации, множество из которых имеют многочисленные исключения, вполне могу навести на такие подозрения. Между тем это распространенная ошибка, которая следует из непонимания разницы между орфографией / пунктуацией и грамматикой. Орфография - это исторически сложившаяся система единообразных написаний слов, которую в данный момент принимает общество. То есть, орфографии свойственна историческая изменчивость, подвижность нормы, с чем и связаны многочисленные исключения, из которых мы делаем неверный вывод о нелогичности языка. А вот грамматике историческая изменчивость свойственна в незначительной степени, хотя в некоторых случаях присутствует и она ( например, причастие и деепричастие еще недавно все грамматисты считали особыми формами глагола, а сейчас некоторые из них определяют их как самостоятельные части речи, и тому есть свои резоны). Грамматика изучает закономерности строения языка, которые, в основном, не зависят не только от времени, но и от пространства. Невероятно, но факт: при всей разнице языков многочисленных народов, заселяющих планету Земля в разные эпохи, во всех них можно найти  элементы системы, общей для всех языков, даже относящихся к совершенно разным культурами, отделенным друг от друга не только тысячами километров, но и тысячами лет. Именно такие элементы позволяют лингвистам расшифровывать тексты, написанные на мертвых языках с помощью неведомых нам символов. Во всех языках мира, к какой бы ветви мирового языкового древа они ни принадлежали бы, мы обязательно обнаружим знаменательные и служебные части речи, существительные, глаголы, и другие части речи, зависящие от них. Звучат эти слова совершенно по-разному, но сущность, глубинный смысл у них один и тот же: предмет, действие, признак предмета или действия, связь между ними…Это возможно, потому что человеческое мышление имеет одну и ту же основу- и грамматики сотен как современных, так и древних языков эту основу обнаруживают. Все они описывают реальность словами, обозначающими субъект, предикат, объект и атрибут. Грамматика как предмет позволяет выделить основу основ человеческого мышления, выделить в нем базовые категории, которыми оно оперирует, соотнести их между собой и встроить между ними связи. Затем этот же процесс на ином уровне абстракции будет проделан в логике - но начинается все именно в грамматике. Поэтому грамматику следует изучать не только детям со способностью к языкам; грамматика помогает сделать самый первый шаг к формальной логике и логическим операциям с абстрактными понятиями в любой другой предметной области. Математика является хорошим дополнением к изучению грамматики (как это было в царских гимназиях), но альтернативой грамматики (как это стало в советской школе) она точно не может быть. В курсе «Ключи» изучение грамматики и математики идут рука об руку, причем методики овладения обеими дисциплинами во многом перекликаются (о чем будет сказано ниже). Но это еще не все: «Ключи» не исчерпываются погружением в теорию языка. Если бы это было так, не стоило бы говорить о развитии мышления с помощью грамматики. В «Ключах» обучение построено особым образом: от заучивания грамматической теории (информации о частях речи и членах предложения) дети переходят к анализу разнообразных моделей предложений в русском языке, а затем (точнее, одновременно) переходят непосредственно к использованию этих моделей в своей повседневной речи, устной и письменной. Это уникальная особенность курса «Ключи», которой не может похвастаться ни школьный курс русского языка, ни курсы преподавания русского языка иностранцам. В школе такой раздел грамматики, как морфология, изучается не более чем фоном к орфографии, а синтаксис - к пунктуации. На курсах преподавания иностранцам грамматический строй языка изучается, но лишь как сопутствующая задача, на фоне которой ставится главная - овладение обиходной русской речью через постоянную языковую практику. В ходе освоения курса «Ключи» изучение теории грамматики идет через размышление и дискуссию - к практике.

«Ключи» имеют две важные составляющие: языковой и речевой курс («Ключи к грамматике русского языка» и «Структура и стиль русской речи»), которые не изолированы друг от друга, а дополняют друг друга. Грамматический курс включает в себя теоретический и практический блоки (первый знакомит детей с грамматическими понятиями и категориями, второй учит оперировать ими на конкретном языковом материале - словах, словосочетаниях и предложениях). Речевой курс помогает детям использовать изученный на уроках грамматики языковой материал в своих текстах с разной структурой и стилем. Таким образом, у детей не возникает даже мысли о том, что грамматика - абстрактный и отвлеченный от жизни предмет, потому что они на практике видят пользу от владения ею.



Создать карусель
Язык - это лес. и логичнее начать ознакомление с ним с высоты птичьего полета.
Как же построен курс «Ключи к грамматике русского языка»? Его структура во многом противоположна структуре школьного курса, который начинается с фонетики и графики, затем касается морфемики и лексики, чтобы наконец перейти к морфологии и синтаксису. Важно, что все эти разделы языкознания в школе не являются главным предметом изучения. Как уже говорилось выше, все они - лишь фон для усвоения главной цели школьного курса «Русский язык», орфографии и пунктуации. Курс «Ключи к русской грамматике» устроен противоположным образом: он начинается со взгляда на всю систему грамматики русского языка как бы с «высоты птичьего полета». Первое, что узнают дети - как эта система устроена, какие в ней есть уровни (синтаксис и морфология), и каким образом будет осуществляться знакомство с ними. А оно происходит на обоих уровнях сразу - и на морфологическом, и на синтаксическом. Изучая какую-то часть речи, дети узнают и о ее синтаксических ролях как члена предложения, однако знакомятся с каждой из этих ролей последовательно, от центра к периферии (от самой распространенной - к менее распространенным). Таким образом, можно сделать вывод, что школьный курс устроен по принципу «от частного - к общему» (а еще точнее - «от одного частного - к другому частному», не доходя до «общего»), а «Ключи» - от «общего к частному». И эта разница в подходах оказывает принципиально разное влияние на познавательную мотивацию детей: когда они с самого начала понимают, что именно изучают, какой именно объект, когда они видят его с самого первого занятия, как целостную картину, красивую, но пока еще загадочную - им гораздо проще и интереснее погружаться в детали, относящиеся к это общей картине. Так, ребенку, внимание которого привлек лес как природное явление, наверняка интереснее будет начать знакомство с ним с уточнения его границ на карте, с обзора леса с вертолета; после этого ему наверняка захочется изучить породы деревьев, растущих в этом лесу, а также морфологические особенности каждой породы. После деревьев логично перейти к подлеску - низкорастущим деревьям и кустарникам, и уже в последнюю очередь внимание юного натуралиста привлечет почва, на которой произрастают и подлесок, и лес. Наверняка, если изучение леса начать с почвы, интерес к этому природному объекту будет если не потерян, то в значительной степени подорван. А в случае с языком все обстоит еще хуже: орфография и пунктуация - это не лес, не подлесок и даже не почва; это бумага, которую можно сделать из древесины - то есть, материал, обладающий несомненной функциональной ценностью, но имеющий самую отдаленную связь с истинным объектом изучения, то есть с лесом как природным объектом (грамматикой как системой языка).



Создать карусель
Орфография и пунктуация - это не лес, не подлесок и даже не почва; это бумага, которую можно сделать из древесины.
Интересно, что подход к изучению родного языка, используемый в «Ключах», не мешает интересу к правописанию, а, наоборот, призван его подхлестнуть. Появляющаяся в ходезанятий  привычка не к механическому заучиванию определений и правил, а затем монотонному повтору упражнений на отработку этих правил, а к увлекательному анализу элементов грамматического строя языка - от самого общего (синтаксиса) до самых частных и специфических (пунктуации и орфографии, причем орфография рассматривается в неразрывной связи с морфемикой и лексикой) - подталкивает детей ко все более детальному анализу языковых явлений. Анализируя учебные предложения в группе и дома, дети выполняют их грамматический разбор: определяют его цель высказывания / интонацию, структуру (простое, сложное; сложносочиненное, сложноподчиненное, с разными видами связи), состав грамматической основы (односоставное / двусоставное), наличие второстепенных членов (распространенное / нераспространенное) и осложняющих элементов (осложненное / неосложненное). Затем они определяют каждый член предложения, рисуют его схему, выполняют морфологический разбор каждой части речи и, только после этого, останавливаются на орфограммах, которые встречаются в словах, из которых состоит это предложение. И вот теперь, когда дети узнали все остальные характеристики слов в предложении, им уже может быть интересно узнать и какие орфограммы можно найти в этих словах, и с чем эти орфограммы связаны (с этимологией, исторической грамматикой, строением слова, реформами орфографии и т. д.). Таким образом, даже орфография усваивается осознанно - не только через запоминание, но и через анализ, который позволяет найти логику даже в исключениях из правил. Методика «Ключей» не отдает на откуп скуке и рутине ни одного раздела языкознания. В ходе диалектической дискуссии, не прекращающейся на протяжении 24 учебных недель, каждый из этих разделов оживает и вновь обретает потерянный где-то и когда-то смысл.



Создать карусель
Анализ предложений в группе идет в формате диалектической дискуссии детей и взрослых.
И это еще не все! Как мы уже упоминали, программа «Ключи» не заканчивает знакомство с языком на уровне синтаксиса как раздела грамматики. Это знакомство продолжается на уровне текста как способа организации письменной речи, в ходе овладения курсом «Структура и стиль русской речи». Этот курс устроен несколько более привычно: дети последовательно движутся от создания маленьких и простых повествований из 1 абзаца в 7-9 предложений на основе исходного текста, который нужно только пересказать своими словами, добавив один или несколько элементов стиля (уже знакомые детям из курса «Ключи» наречия, качественные прилагательные, конкретные глаголы и даже целые придаточные предикативные части с разными союзами и союзными словами), к сложным эссе, состоящим из 5 абзацев, сочетающим разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) и изобилующим многочисленными стилистическими элементами. Важной особенностью трех речевых курсов «Ключей» является их историческая составляющая: дети пишут тексты не на «свободные темы» (чтобы научиться с ними справляться, к «свободным темам» нужно прийти от«заданных» с четко определенными требованиями), и не на темы, связанные с литературой (которой посвящены только последние несколько недель курса), а на темы, связанные с историей (Древнего мира, Средний веков, историей Отечества). Дополнительным бонусом речевого курса «Ключей» является пробуждение интереса ребенка к фактам исторического периода, о котором он пишет, и готовность читать художественную и научно-популярную литературу, дающую более подробную информацию об этих фактах.



Создать карусель
Все блоки  средней ступени  программы "Классические беседы" направлены на развитие  мышления, которое происходит через непрерывную диалектическую дискуссию длиной в 24 учебные недели.
О том, что курс «Структура и стиль» тоже на своем уровне развивает мышление ребенка, также стоит напомнить. Метод, предлагаемый детям разработчиками курса, помогает им научиться в первую очередь видеть структуру (строение, скелет) любого текста, самые важные для замысла этого текста факты, которые дети учится кодировать в ключевых словах опорной схемы (плана будущего изложения, доклада, сочинения или эссе). Каждый  ученик учится «разбирать» текст на «составные части», и видеть в каждой его части самое главное, самую суть, которая фиксируется в ключевых словах опорной схемы. Следующий шаг - пересказать опорную схему своими словами, создав текст заново, и, последний шаг - записать устный пересказ, добавив в текст все известные ему на тот момент стилистические элементы и редкие слова. Так дети учатся совершенствовать, развивать, уточнять и украшать свой замысел, формулировать свои мысли ясно и точно, но в то же время богато и выразительно.



Создать карусель
Методики изучения математики и грамматики во многом похожи.
Напоследок хотелось бы еще сказать пару слов о блоке математики в «Ключах». Она-то тут с какого боку? Как мы уже говорили выше, максимальный для развития мышления эффект дает одновременное овладение логикой с двух сторон - со стороны языка и речи и со стороны математики. В курсе «Ключи» делается именно это, причем подход к подаче материала во всех трех блоках (языковом, речевом и математическом) примерно одинаковый: он заключается в комбинировании базовых элементов разных предметов (грамматики, стилистики, математики) с помощью разнообразных дидактических игр. В математическом блоке дети составляют в уме выражения, в которых комбинируются разные множества чисел (четных, нечетных, простых, составных, кратных разным числам) и математические действия с ними (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень и извлечение корня). Цель - максимально быстрый и точный устный счет через самостоятельное создание сотен алгоритмов составления таких выражений. В грамматическом блоке дети создают десятки моделей предложений, комбинируя разные структуры, цели высказывания, члены предложения, выраженные разными частями речи и т. д. Цель - максимально быстрый и точный грамматический анализ и синтез (к концу курса развивается умение не только проанализировать данное предложение, но и составить собственное на основе данных признаков). В речевом блоке дети пишут десятки текстов, комбинируя разные структуры и типы текста с разными элементами стиля и средствами художественной выразительности. Такая «междисциплинарная комбинаторика» дает максимально возможный эффект: к концу третьего цикла «Ключей» ученики в совершенстве овладевают устным счетом, грамматикой русского языка, структурами и стилями устной и письменной речи. А в придачу ко всем этим замечательным знаниям, умениям и навыкам они обретают главное: способность думать и осмысленно рассуждать обо всех этих и других еще более интересных вещах. А развивается эта способность уже на ступени «Вызов», но об этом мы поговорим в другой раз.



Создать карусель

КБ, мышление, язык, homeschooling, образование

Previous post Next post
Up