В попытках закончить цикл рассуждений, спровоцированных чтением "Неаполитанского квартета, споткнулась о мысль: феминистический дискурс рождается между отвращением от прошлой себя и завистью к себе-иной, в том числе себе-будущей.
Мысль базируется на всем почти двухтысячастраничном тексте, который еще раз подтвердил для меня верность идеи, что бензином феминизма является банальная зависть. Пресловутая "дружба"двух подруг таковой не является - это та самая зависть одной к другой, которая и заставляет каждую из них шевелиться и как-то прогрессировать, чтоб "не отстать" от более, с ее т.з , удачливой и продвинутой "подруги". Интересно, что автор романа этого чувства, на самом деле связывающего героинь, то ли не осознает, то ли стыдливо не хочет называть. В отличие от автора -мужчины, который целый роман под соответствующим названием написал (
Ю. Олеша "Зависть).
Эту мысль не назвать сложной, она скорее банальна. Про базовую "зависть женщин к мужчинам" не писал только ленивый, начиная с Мопассана-Золя-Флобера и заканчивая Фрейдом и сонмом неофрейдистов. Но это все враждебные женщине патриархальные сексисты так ругались, потому что они не видели главного: что на самом деле женщина завидует вовсе не мужчине, а некоей фантастической, выдуманной версии себя, эдакой Мэри Сью, которой все эти Y- хромосомные недоделки и в подметки не годятся. Вот на самом деле на чем стоит феминизм. И вот на самом деле почему он никогда не сможет победить: зависть (в
идеть издалека, недоброжелательно смотреть) - напрямую связана со сглазом: завистливая недоброжелательница изводит свою реальную или вымышленную соперницу, в том числе и фантастическую версию себя, лишает ее (и поэтому себя) удачи и благополучия. Что, собственно, и происходит в романе Ферранте: стоит одной добиться чего-то, вторая начинает ей активно завидовать (параллельно пытаясь прыгнуть выше головы), чем запускает в жизни второй цепную реакцию негативных последствий. Тогда совершенно понятно, почему роман кончается именно так, как он кончается: взаимная зависть привела в итоге к взаимной аннигиляции результатов усилий их обеих. Ну чтож, в таком прочтении роман становится даже поучительным.
Чтоб два раза не вставать, сформулирую женский дискурс, противоположный феминистическому: он рождается между сопереживанием и симпатией к себе-прежней и предвкушением (зачастую опасливым) себя-будущей. Именно поэтому так увлекательно читать книги авторов, чуждых фем-дискурса (включая Олкот, вероятно, но надо еще разобраться с ней): они полны доверия к жизни и готовности использовать ее естественную силу для развития своих качеств. Завидовать нечему: у тебя уже есть все, необходимое для твоей реализации: надо только довериться себе и жизни, и использовать эту силу на все 100%. Нефеминистический дискурс дает очень много сил каждой женщине, феминистический - обессиливает, предрекая бесславный конец любых усилий.
Вот такие пироги.