А вшивый все о бане

Feb 11, 2018 14:14

Прошлогодняя статья о "самом лучшем в мире советстком образовании". Ну, ничего  такого, что я бы не написала раньше. но есть пара цитат, которыми хочу поделиться:

Как тогда получилось, что «чердачные» советские люди изобрели космическую ракету, вели разработки в атомной отрасли?
Все разработки, прославившие Советский Союз, принадлежат ученым еще с тем, дореволюционным образованием. Ни Курчатов, ни Королев никогда не учились в советской школе. И их коллеги-ровесники тоже никогда не учились в советской школе либо учились у получивших дореволюционное образование профессоров. Когда инерция ослабела, запас прочности истощился, то все и посыпалось. Собственных ресурсов в нашей системе образования не было тогда, не появилось и сегодня.

Вы сказали, что главное достижение советской школы - это началка. Но многие говорят, что в СССР было достойно организовано математическое образование. Это не так?

Это так. Математика - единственный предмет в школах Советского Союза, который соответствовал требованиям императорской средней школы.

Почему именно она?

У государства была потребность делать оружие. Кроме того, математика была как отдушина. Ею занимались люди, которым было противно в других научных областях из-за идеологии. Только математика и физика могли спрятать от марксизма-ленинизма. Поэтому и получилось, что интеллектуальный потенциал страны постепенно искусственно смещался в сторону технических наук. Гуманитарные науки в советское время вообще не котировались. В результате Советский Союз развалился из-за неумения работать с гуманитарными технологиями, что-то объяснять населению, договариваться. Мы и сейчас видим, насколько чудовищно низок уровень гуманитарной дискуссии в стране.

"Сейчас видим" - да ладно! 10 лет назад в ЖЖ еще можно было разговаривать, каждый день публиковались не 1-2, а куча интересных постов, успевай читать. Теперь же не то что культура дискуссии, сейчас культура монолога, даже таких простейших вещей, как краткое изложения нескольких книг, реферат 1 источника - потеряна полностью. То, что сейчас наполняет русскоязычный интернет, просто не поддается адекватному описанию. Катастрофа? Да ладно, это так не называется. Снизу уже не стучат - там бездна.

То есть все верно, подтверждаю - и как ученица советской школы и как некоторое время учитель российской -  ничего особенно "лучшего" в советской школе не было, никаких особых высот и глубин (исключая спецшколы разумеется, в которых меня не стояло). Обучение элементарной грамоте. И тем не менее.  Надо признать, что уровень _общей культуры_, в том числе гуманитарной, в позднее советсткое время и даже в 90-е - начало нулевых были несравнимо выше, чем сейчас. Тогда еще  люди худо-бедно интересовались гуманитарной проблематикой и так же худо-бедно могли поддержать разговор на эту тему. Сейчас  нет, потому что сама гуманитарная проблематика уничтожена_как класс_. О каком смысле жизни можно говорить сейчас, если через слово нужно уточнять: смысле жизни в каком смысле? Смысле жизни мужчин, женщин,  детей,  многодетных, чайлдфри, белых, цветных, ЛГБТ, ИИ? Говорить не с кем и не о чем - в своем кружке  конечно можно толочь воду в ступе и бесконечно друг с другом соглашаться, а вот с соседним кружком уже нет, с ними можно только ругаться до хрипоты, при том что на сторонний взгляд различия между кружком А и кружком Б - минимальны.  Поэтому говорить с людьми и тем более писать с каждым днем хочется все меньше. Хотя жизнь продолжается и понятно, что придется, потому что и силы есть и время и дети растут все время новые и долг перед Богом: дали талант - так пользуйся. Но как же сложно, Господи, как тяжко и страшно...Если бы не "Классические беседы", которые возникли год назад и потихоньку набирают обороты, я бы вообще не знала, что делать дальше - после того, как дети выросли.

А вот - уже сегодняшний "крикдуши", от тех, кто работает в современной школе и со всеми этими милыми реалиями ежедневно имеет дело:

Нам, уставшим от реформ, но вовсе не умершим душой, живым и думающим учителям, пришедшим в профессию по стопам героев фильмов "Доживем до понедельника", "Пацаны" или "Чучело" до боли обидно, что все лучшее в нашей школе - позади, а вокруг и впереди только пустой звон медных труб рейтингов, конкурсов и олимпиад, бездушность и формализм бюрократии, бесцельность существования учителя.

В итоге, усталые от почти тридцатилетнего марафона реформ, мы уже просто не в состоянии противостоять этой бесцельной и бездушной махине, в которую превратилась наша система образования. Это и есть современное "выгорание" учителя, причем никак не связанное с работой с детьми. Мы "выгораем" не от работы с ними, "выгорание" происходит от бессмысленности наших усилий, бесполезности реформаторской гонки на протяжении многих лет. А дети - наоборот, только и поддерживают нас, оставляют на плаву, заставляют идти на работу и преодолевать это самое "выгорание". Не было бы их, не осталось бы от школы уже ничего.

Елки зеленые! На их месте могла бы быть я!  Если бы я не ушла из школы в 1995-м, я  могла бы тоже сейчас отмечать свой 25-летний учительский стаж! Почему ушла? В основном потому, что  я не знала, как  с детьми говорить о смысле жизни. Мне казалось, что это я ТОГДА ничего не знала о смысле жизни. Ну в самом деле - молодая училка литературы, что я могла сказать детям, которые смотрели на меня  и я читала в их глазах: "ну что ты все про Муму да про Муму, расскажи, как нам выжить в этом мире?" Моя жизнь прошла в стране, которой уже не было - какой ответ я могла им дать? Я ушла из школы " в люди", чтобы найти ответ на этот вопрос. И вот, 25 лет спустя у меня по-прежнему нет ответа. Ну, точнее, массового ответа. Я знаю, в чем мой собственный смысл . Я сумела донести это понимание до своих детей. Есть некоторое количество людей вокруг меня, которые со мной даже согласны. Но в современной массовой школе бы я не смогла выдержать ни дня. Я не понимаю, как эти несчастные учителя там сейчас работают, как выживают, что отвечают на вопросы сегодняшних детей. Хотя сегодняшние дети  учителям уже не задают вопросы. Они спрашивают "Окей, Гугл". И Гугл отвечает им.

поиск смысла, проклятые вопросы, школа, образование

Previous post Next post
Up