Click to view
Мы с Ириной Шамолиной дописали до до половины черновик курса "Ключи к русскому языку" и я скажу вам, что это просто обалденно. Это так же круто, как обучение в "Матрице", после которого Нео произнес эти слова, ставшие мемом. Теперь я - я, училка со стажем - знаю русский язык! У меня больше нет по этому поводу вопросов, претензий, недоумений. Я больше не считаю русскую грамматику скучной, запутанной и нелогичной. Наоборот, я считаю, что грамматика русского языка (и наверняка любого другого) - это интереснее, чем библиотека с детективами.
Нет, это не так быстро и не так просто, как в фильме, но это не менее круто, нет. Эти 2,5 месяца, пока мы писали первые 12 уроков, были чуть ли не самыми интересными в моей жизни. Именно интересными, интеллектуально насыщенными: я каждый день узнавала о языке что-то новое, чего я еще не знала, и не понимала - КАК? Ну как я могла это не знать??? Почему открывать сокровищницу русской грамматики меня учат не русские же интеллектуалы, а американские домохозяйки??? Это именно так: наш курс построен по схеме одноименного американского ("Ключи к английскому языку"), который написан, конечно, филологами, но под руководством Ли Бортенс, основательницы "Классических бесед" - обычной американской многодетной матери, правда, с образованием аэроинженера, на основе ее идеи, возникшей после изучения кучи американских методик. И эта идея - просто невероятная. Выделить в языке базовые структуры, разобрать его, как конструктор "Лего", а потом собрать обратно - это потрясающе. Боюсь, русские грамматисты до такого не додумались бы никогда - у нас синтетический язык, а тут нужно мышление, заданное языком аналитическим.
И я скажу, дорогие мои, что, как оказалось, схема, по которой ты излагаешь казалось бы известный вдоль и поперек материал, решает абсолютно все проблемы с этим материалом.
Вы примерно представляете, что такое мерчандайзинг? Ну вот и тут тот же самый принцип применен: все языковые явления упорядочены и разложены в особой последовательности, они радуют глаз и прочие органы чувств, пробуждают желание, и чем дальше ты идешь, тем больше они тебя радуют и тем больше ты их хочешь. После этого любой, самый продвинутый наш учебник выглядит, как сельпо после ИКЕА. Надеюсь, аналогия понятна. И это - схема английского языка, грамматика которого по сравнению с нашей куда проще! Наш - куда сложнее, но схема работает на все 100%!
А еще - русский язык наконец-то становится понятным! Да, в первой четверти курса дети наверняка переживут шок, по мере того, как в них загружается университетский курс грамматики, зато потом они будут видеть язык примерно так:
Ткань мира состоит из слов. Мир - это Слово.
Нет, это не рекламный пост - еще нечего рекламировать, черновик учебника дописан еще только до половины, а потом еще научная редактура и Мариинская впадина корректуры. Я просто делюсь с вами чистой, незамутненной радостью познания, которую не помню с юношеских времен. Я делюсь радостью от того, что русский язык, оказывается, вполне постижим, и он логичен, и он красив, как фрактал, и смотреть на него нужно сверху, со стороны синтаксиса, вот так:
а не рыться в перегное орфографии годами, как это делают в школе, отбивая всякую любовь к языку и всякое желание им заниматься. Никому не хочется чувствовать себя червяком, знаете ли. А орлом, думаю, никто не откажется себя почувствовать - так вот участники программы "Ключи к русскому языку" это самое вИдение орла и приобретают.
Сразу же поспешу ответить на еще не заданные вопросы жаждущих и страждущих: в свободной продаже "Ключи" не появятся. Это не тот курс, который можно применить дома самостоятельно. Он не грамматический, он диалектический, он может быть получен только в группе. Учебник выйдет еще не скоро, возможно через год, так что у желающих будет время подумать о том, как открыть группы "Ключей" у себя на местах, хотя неизвестно, в каких регионах получится это сделать - требования к преподавателям и инструкторам будут высокие. Я постараюсь открыть тестовую группу в Питере, я хочу этого. Я давно не преподавала, надо посмотреть, как это работает на самих детях. На мне работает замечательно.
И еще: кроме грамматического курса в русские "Ключи" войдет курс "Структура и стиль", который будет учить детей этим самым обретенным языком пользоваться. Они научатся писать! Не хуже, чем
тут (автор - участник одной из экспериментальных групп в Москве, мальчик, не писавший до "Ключей" вообще. Эссе написано после года занятий в тестовой группе, результат - третье место на конкурсе эссе.