О Традиции и традиции

May 09, 2008 14:44


Прежде чем продолжить рассказ о методологии домашнего обучения, хочу закрыть свой давнишний долг и прояснить свое понимание традиции и отношение к ней.

Однако, прежде чем я перейду непосредственно к предмету изложения, считаю необходимым напомнить, что у существительного «традиция» в русском языке есть два значения, которые зафиксированы любым толковым словарем, например, Ожегова или Ушакова:

ТРАДИЦИЯ (лат. traditio - передача, предание)

1. То, что перешло от одного поколения другому, что унаследовано от предыдущих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи);
2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.

Многозначность слов - это основа и поэзии, и пропаганды, но поэты пользуются этой многозначностью во благо - чтоб разбудить чувства и фантазию, а вот пропагандисты - во вред, чтоб запутать и выдать черное за белое, и наоборот. «Традиция» - одно из тех слов, над которыми пропагандисты потрудились весьма основательно. К счастью, им до сих пор не удалось окончательно испортить репутацию этого понятия, несмотря на то, что усилия к тому прилагались немалые. Показать, как это делалось, нам поможет анализ обоих значений слова «традиция».

Первое значение  слова «традиция»- широкое, и когда речь идет о традиционном обществе, о традиционном воспитании, слово употребляют именно в этом значении. Традиция в широком смысле включает в себя только те формы человеческой деятельности и человеческого опыта, которые неоднократно доказали свою продуктивность - т.е. прошли своеобразный «естественный отбор». Включено в традицию - следовательно, прошло проверку временем, следовательно, полезно - причем не для одного человека, а для многих людей, для общежития - в любом его виде. Такой доброкачественный опыт, многократно показавший себя позитивным и полезным, передавался из поколения в поколение как объективная ценность, поскольку помогал обществу выживать и воспроизводить в своих следующих воплощениях все самые ценные свои свойства. Чтобы далее не путаться самой и не путать других, я буду традицию в широком смысле далее именовать Традиция (с большой буквы). Действия, включенные в Традицию, максимально абстрактны и очищены от местных, национальных или групповых особенностей. В частности, в Традицию входят такие деятельности, как совместное проживание людей на определенных территориях по определенным законам, как чередование будней с их особым укладом и деятельностью и праздников, как ухаживание и вступление в брак, воспитание детей по определенным правилам, для выработки в них особых качеств и передачи определенного набора знаний-умений-навыков, и многие другие. Традиция неформальна, т.е. никем конкретно не устанавливается, не фиксируется жестким образом (во всяком случае, не целиком), не лицензируется и не сертифицируется. Традиция принадлежит всем - и никому. Нельзя сказать, что Традиция принадлежит человеку (или группе людей) - скорее он (или они) принадлежат Традиции, включены в нее, как миллионы капель - в течение реки.

Второе значение - узкое, и оно актуализируется, когда речь идет о неких локальных традициях, свойственных для отдельных народов, семей, социальных институтов, даже для отдельных людей («По традиции, каждый Новый Год мы моемся в бане» и т.д.). Такую традицию в узком смысле я буду называть просто традиция (с маленькой буквы).
Среди таких многообразных локальных традиций есть продуктивные, или «живые» - и именно они являются мейнстримом Традиции в широком смысле слова, а есть и деструктивные, «мертвые», либо кажущиеся таковыми, которые могут бросать тень на Традицию как таковую -  что часто и делают пропагандисты, и просто злонамеренные либо недалекие люди.

Откуда берутся «деструктивные» традиции? Чаще всего в результате утраты смысла традиционного действия, когда содержание исчезает и остается одна пустая оболочка-форма, бессмысленная и косная. Несомненно деструктивными для современного общества являются традиции многоженства, ранних браков между несовершеннолетними, жестокого обращения с детьми и женщинами, и многие другие, хотя у всех этих действий в прошлом имелись свои причины, и причины по-своему разумные - иначе эти действия не стали бы традиционными в некоторых локальных группах.

А вот  традиции нерасторжимости брака,  сохранения целомудрия до брака, многодетности, воспитания детей в семье, раннего приучения детей к труду, и многие другие - это примеры псевдо-деструктивных традиций. Их смысл  также либо утрачен, либо изменен пропагандой на диаметрально противоположный. Для современных молодых людей все вышеперечисленное является совершенно непривлекательным, архаичным и ведущим к «домашнему рабству» в духе «Домостроя», с непременным семейным насилием, лицемерием и отсутствием искренних чувств, в то время как все это и есть подлинные семейные ценности, и делающие семью семьей и придающие смысл совместному существованию мужчины, женщины и их общих детей.

Традиционными (то есть основанными на воспроизведении той или иной традиции) были абсолютно все общества в известной нам человеческой истории - кроме социумов, утвердившихся по всему миру между Первой и Второй Мировыми Войнами. В эти годы во всех странах тем или иным способом, бесшумно и без особой помпы произошла неизвестная историкам революция, в результате которой человечество в большей своей части порвало с Традицией и взяло курс на Новацию, узаконенную государством.
Можно смело говорить, что общество, в котором сейчас живет подавляющее большинство населения земного шара - это анти-Традиционное общество. А те жалкие и страшные пародии на традиционные общества, которые мы все имеем сомнительное удовольствие наблюдать в вечерних выпусках новостей, никаким образом не могут вызвать у среднего человека тоску по утраченному. Для него разрыв с Традицией - это разрыв с неграмотностью, болезнями, рабством, унижением женщин, насилием над детьми, религиозным экстремизмом - то есть, со всеми негативными явлениями, являющимися как бы «визитной карточкой» современных псевдо-традиционных обществ, в которых смысл и содержание традиционных действий либо утрачен, либо точно также пропагандистски извращен.  И, в общем, сложно его винить за это: действительно, ничего хорошего во всем вышеперечисленном нет. Другое дело, какое это все имеет отношение к Традиции и имеет ли вообще - об этом уже задумывается куда меньше людей, в результате чего законное неодобрение насилия и произвола, царящего в псевдо-традиционных обществах, приводит к еще большему разрыву с Традицией и забвение последних остатков ее в обществах анти-традиционных.

Что же представляет собой анти-Традиционное общество?

Это общество, которое впервые в известной нам истории перестало воспроизводить свои деятельности на основании многократно проверенных временем неформальных образцов. В анти-традиционном обществе весь предыдущий опыт человечества был подвергнут сомнению и отвергнут - даже если на протяжении тысячелетий доказывал свою продуктивность и доброкачественность. Анти-традиционнное общество проникнуто пафосом отрицания и построения нового с «нуля» («Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…»). В анти-традиционном обществе место неформальной живой Традиции занимает безликий механический государственный институт. Теперь для того, чтобы доказать свою дееспособность и взрослость, ребенку не достаточно вырасти и быть воспитанным в крепкой, уважаемой семье - ему необходимо получить «аттестат зрелости», формально удостоверяющий его дееспособность (хотя реально ее может и не быть).

Анти-традиционное общество строится на узаконенном эксперименте - а нет ничего более противоположного Традиции, чем эксперимент. Поймите меня правильно - в самом по себе эксперименте нет ничего дурного - если он не выходит за стены научных лабораторий и ставится на лабораторных же мышах. Но в анти-традиционном обществе нормой жизни является повседневное экспериментирование на живых людях, в первую очередь на детях. А главный ужас этого эксперимента заключается в том, что никто даже не задумывается над тем, что он - не более чем лабораторная мышь.

В самом деле - история никогда не знала таких диких общественных форм, в которых мы живем сейчас. И мы не знаем, к каким последствиям это приведет - это эксперимент. Никогда в истории, ни в одной стране мира не вводилось всеобщее _обязательное_среднее образование. Знание, учение, всегда и повсеместно было ценностью, которым дорожили, правом, которое завоевывали трудами и лишениями - а не принудиловкой. Никогда и нигде медицинское прерывание беременности не делали специальной индустрией, приносящей сумасшедшие прибыли. То же можно сказать и об обязательной вакцинации детей, и обо всей системе медикаментозного лечения - это тоже уже в значительной степени циничный бизнес, а не социально-ориентированная и осмысленная деятельность. Никогда и нигде люди не употребляли в пищу неизвестно где, как и каким образом произведенные продукты, и не были вынуждены доверять ярким оберткам и сертификатам с государственной символикой. Никогда и нигде им не приходилось в таком количестве употреблять в своем быту ядовитые и прямо опасные для жизни вещества, являющиеся продуктами экспериментальной же химической промышленности - последствия употребления современной бытовой химии на протяжении нескольких поколений сегодня никто не берется предсказать.

Никогда и нигде люди не совершали столько непроверенных, сомнительно-полезных и несомненно-вредных поступков и действий, как в последние 100 лет. У меня есть подозрение, что любой наш современник, попав в любое, самое просвещенное из подлинно-традиционных обществ, был бы немедленно дискредитирован и изолирован - либо как сумасшедший, либо как преступник. При мысли об этом мне становится не очень хорошо. Потому что в современном обществе, либо сумасшедшем, либо преступном, более всего напоминающем творение окончательно рехнувшегося доктора Моро, нужно не только самому каким-то образом выживать, но и рождать и воспитывать новых детей!

И только эта, последняя мысль выводит меня из оцепенения, в которое ввергает меня современная цивилизация. Видит Бог - я никогда не стала бы сражаться за себя - просто тихо померла где-нибудь в уголке, поставив на себе крест как на законченной неудачнице. Но дети все меняют. Потому что я совершенно не хочу видеть их, а также их будущих детей, в роли подопытных белых мышей в глобальной лаборатории, обязанных к тому же платить за тут вивисекцию, которую зад ними производят сертифицированные маньяки - иначе их просто лишат права на жизнь. И раз это так - я считаю своим долгом сделать все, от меня зависящее для восстановления Традиции - во всяком случае в части, касающейся воспитания и образования детей. И я уверена, что, если я буду это делать долго, последовательно и самоотверженно, рано или поздно у меня появятся единомышленники и партнеры. И вместе нам наверняка удастся «вспомнить все», отделить зерна от плевел и положить начало подлинно-традиционному обществу, основанному на заново осмысленной и наполненном новым содержанием  общечеловеческой Традиции.

социум, традиция

Previous post Next post
Up