О бедных родителях замолвите слово…

May 06, 2008 21:29



В комментариях мне частенько намекают на то, что я слишком много ответственности возлагаю на родителей - и что им от такой ответственности захочется скорее всего куда-нибудь сбежать, на какой-нибудь край света. Уйти в глухую несознанку. Перестать читать мой блог, в конце концов.

Я, конечно, все это понимаю, но вряд ли могу что-то изменить. Потому что для меня главное - объяснить молодым людям, что родительство - это их первая и основная профессия, которой сейчас не учат ни в семье, ни в государственных образовательных учреждениях.

Раньше, пока была жива традиция,  навык родительства передавался в семье, из поколения в поколение. Сейчас, после разрушения общечеловеческой культурной традиции, ее место заняла система государственного образования . Родители же по отношению к гособразованию могут занимать несколько разных позиций:

1. пассивно-эмоциональная: для таких родителей в самом слово «воспитание», а тем более «традиционное воспитание» скрыта крамола и угроза для психики ребенка. Потому что традиционное воспитание - это насилие и принуждение. Такие родители либо вообще не читают педагогическую литературу, явно предпочитая ей психологическую - либо читают все подряд, отдавая дань всем методикам, заимствуя из каждой все самое эффектное и лежащее на поверхности и игнорируя все, требующее глубокой проработки, усилий и жертв. Родители этого типа считают, что ребенок может всему научиться сам - стоит только создать вокруг него благоприятную обстановку. «Благоприятная обстановка» обычно выражается в подборе максимально щадащего варианта получения основного образования (частная школа, или экстернат), + большое количестве учреждений дополнительного образования, в которые ходит ребенок - это и десятки секций и кружков, это и постоянные походы по музеям и выставкам, и турпоходы, и многое другое. Собственно, свою роль  такие родители видят в том, чтобы стать элементом этой обстановки, причем как можно более деликатным и щадящим (опять же, для психики ребенка). Дети в таких семьях вырастают в целом неплохими людьми «без внутреннего стержня», без особых ярких способностей, добрыми, но «бесхребетными». Своих родителей такие дети либо стесняются, либо не могут расстаться с психологическим комфортом «уютного семейного гнезда» и остаются «взрослыми детьми » навсегда.

2. пассивно-рациональная: такие родители если и проявляют какую-то воспитательную активность, то исключительно в первые несколько лет жизни ребенка. При первой возможности сдать его в ясли или сад делают это с готовностью, разумно считая, что жизнь не ограничена ребенком и проблемами его воспитания. Увлечение любыми педагогическими теориями считают чуть ли не сектантством. Свою пассивную воспитательную позицию объясняют нежеланием «вторгаться в личное жизненное пространство» своего ребенка, «навязывать ему свою точку зрения» или «свою систему ценностей». Считают, что если за него это сделают другие (подразумевается - профессионалы) - то для ребенка так будет лучше. Для этого серьезно выбирают этих самых профессионалов - что заключается в тщательном подборе школы, в которой будет учиться ребенок, а также дополнительных секций и кружков, которые он будет посещать. После чего считают свою миссию выполненной и самоустраняются в карьеру и личную жизнь, осуществляя свое присутствие в жизни детей организующим их передвижение между учебой и отдыхом пунктиром. Дети в таких семьях часто страдают от недостатка близости со стороны родителей - с одной стороны, а с другой - от их гиперопеки, замаскированной под гиперлояльность. Такие дети очень рано уходят из семей (отчасти поощряемые к тому собственными родителями) и далее поддерживают самые холодные и отстраненные отношения (если только обстоятельства не меняют это).

3. активно-эмоциональная: такие родители обычно яркие, творческие личности. У них есть стремление к воспитанию своих детей, но они уверены, что таковое будет подлинным, настоящим воспитанием, только если воспитательный акт осуществляется «искренне», то есть спонтанно и «вдохновенно». Поэтому воспитание происходит, и важность его не отрицается - но происходит бессистемно, от случая к случаю, «по наитию». Такие родители могут всерьез увлечься какой-нибудь педагогической теорией, и отдаться ей со всей страстью, на которую только способны. Но как только страсть оставит их - дети предоставляются сами себе, в расчете на то, что свобода так же необходима для правильного воспитания, как и сознательное педагогическое воздействие. Такие родители могут вообще не придавать никакого значения систематическому образованию - и все усилия вкладывать в развитие тех или иных способностей ребенка (научных, творческих или физических). Они превращают жизнь своих детей в бесконечный праздник или в ад. Дети без памяти любят их или без памяти же ненавидят - а иногда и то и то одновременно. Из них вырастают либо творцы, либо неудачники - иногда и то и другое вместе.

4. активно-рациональная: такие родители проявляют воспитательную активность многообразно и изобретательно. Они читают все нужную педагогическую и психологическую литературу, они еще до рождения ребенка знают, какие у него будут способности и как их будут развивать. Их дети всему учатся первыми, они - отличники в школах, победители в выставках и конкурсах. Их дети поступают в престижные ВУЗы и далее вершат судьбы страны. Дети для таких родителей - еще один способ вложения капитала. Никакой свободы выбора им не предоставляется, их судьба решена заранее. Ни о каких живых, искренних чувствах в таких семьях не говорят. Сама семейная жизнь такого типа - не более, чем хорошо разыгранный и богато декорированный спектакль. Из таких детей вырастают либо безликие госслужащие, либо нонконформисты, либо прожигатели жизни.

Все эти позиции не имеют ничего общего с тем профессионализмом, о котором говорю я.
Родители-профессионалы - это люди, которые понимают, что воспитать ребенка разумным и творческим человеком  - это все равно что выиграть бой. Или как создать произведение искусства. И что это нельзя пустить на самотек, поручить посторонним или купить за деньги. В это нужно вложиться - целиком, всем телом, всей душой и всеми способностями. И что на это способен каждый - если он готов учиться сам и не боится учить своего ребенка.

И для тех родителей, которые готовы стать профессионалами, у меня есть хорошие новости: для этого совершенно не требуется быть мистером или миссис Совершенство. Для этого не нужно иметь кучу денег и связей. Для этого нужно вот что:

- уверенность в том, что человеческий разум - главная из всех ценностей, и в его развитие  необходимо вкладываться в первую очередь;
- готовность все время учиться - одновременно со своим ребенком, всего-навсего на шаг-другой впереди него;
- терпение и постоянство - каждый день делать одно и то же, стоять на своем - даже тогда, когда кажется, что результата нет и все пропало;
- твердость и настойчивость - даже тогда, когда у тебя нет сил, когда ничего не получается и ты в собственных глазах не более, чем законченный неудачник;
- честность и прямота -  и тогда, когда нужно перед ребенком разоблачить собственную неправоту, и тогда, когда нужно вскрыть неправоту ребенка;
- вера, надежда, любовь - три главных добродетели, без которых не существуют ни одна из вышеперечисленных, и которые появляются только в процессе осуществления всего вышеперечисленного (такой вот парадокс).

Как видите, к совершенству все это имеет малое отношение. Самые несовершенные люди могут быть самыми эффективными воспитателями и педагогами (чему история знает бесконечное количество примеров). И наоборот - иначе не было бы пословицы, что «на детях гениев природа отдыхает».

родители, семья, homeschooling

Previous post Next post
Up