Яна прекрасно сформулировала про семейное образование: оно действительно неизбежно:
Оригинал взят у
salut в
небольшие итоги спонтанного анскулингаМамам, которые пренебрежительно относятся к идее семейного образования, всегда хочется сказать: родители! За что вы себя так не любите?!
По моему мнению, самое забавное тут в том, что у любого ребенка, у которого есть родители - есть семейное образование. Его при этом можно недооценивать, оценивать негативно или в упор не замечать - оно есть.
Дети учатся у нас-родителей - даже если они просто сидят в той же комнате по часу в день, пока мы занимаемся своими делами. Просто если при этом сидеть, закопавшись в свое, и не обращать на них внимания - они будут учиться самозабвенно заниматься своим и игнорировать окружающих; если "развивать" их, превращаясь в Учителя с Большой Буквы на полную домашнюю ставку - обучатся быть требовательными, ценить результат и никогда не выходить из той или иной функциональной роди; если дурачиться с ними на равных - научатся равнять себя со всеми людьми, не разбирая чинов.
И так далее.
Больше всего в домашнем обучении родителей страшит ответственность за детское будущее, и как-то не столь часто нас посещает мысль, что эту ответственность мы так или иначе несем, и при том в любом случае не в одиночку. Наличие сада, школы, тьютора или компании друзей добавляет действующих лиц и исполнителей, но и мы - не режиссеры, а всего лишь актеры. Режиссер - сам ребенок и Господь, буде у ребенка возникнет желание Его принять в свою игру. А родители - неизбежность, их не выбирают, но отказаться от них тоже нельзя, заменить на учителя нельзя, заменить на кого угодно нельзя.
Мы-родители так или иначе обучаем своих детей жизни. Даже если обучаем их делать вид, что мы никого не обучаем и вообще не влияем ни на что.
И точно так же не получится разделить обязанности: родители дают только воспитание, учителя только знания, например. Для проверки попробуйте сосчитать до десяти вообще без интонаций, не подчеркивая голосом ни смену чисел, ниих названия, ни число, которое...что там по вашему мнению с ним связано? Попробуйте громко сказать "дважды два равняется четыре", никак не выдавая свое отношение к этому факту. У кого-то вылезет скука, у кого-то наигранность, у кого-нибудь назидательность, кто-то хихикнет. Это и будет домашним обучением: бессловесным и порой непроизвольным посланием о том, как структурировать факты, усваиваемые из реальности и вымысла, отовсюду, с неизбежностью физиологических реакций.
Для того, чтобы преподать факты, никакой учитель не годится: у любого они будут так или иначе искажены. И так или иначе, для ребенка младше двенадцати лет (пик развития критического мышления) родитель выбирает характер искажения.
И это нестрашно. Жизнь, которая лучшая школа - внесет в эти искажения свои безжалостные коррективы. Желающие уберечь ребенка от этой безжалостности - избавьте его от коликов и газиков младенчества. Эти стрессы полезны и развивают детский организм.
Не учите ребенка, что большой мир настолько опасен, что его родители не могут с ним справиться без обильной квалифицированной помощи.
Не учите его тому, что верить в себя настолько неоправданно, что для этого сперва требуется много лет верить другим людям, которых мы порой в глаза никогда не увидим.
Не учите малыша тому, что только кто-то другой может решить за него, какой жизненный выбор сделать.
Он ведь уже выбрал: вас.
Отдайте ребенка в школу, в сад, дайте ему все самое лучшее, но примите тот факт, что это все равно делаете вы и решаете вы. Решаете дома, в семье.
Это и есть домашнее и семейное образование.
Просто как дважды два четыре.
Просто - делайте то, что можете и что выбираете, и ребенок научится тому же.
Большинство родителей, которые отдают ребенка в сад и школу, сознательно или бессознательно хотят избавить его от своего влияния, а себя - от ответственности за это влияние. Иллюзия. Отдавая ребенка в сад и школу, родители неизбежно и сильнешим образом влияют на ребенка. Через всю мою жизнь прошла одна-единственная фраза моей мамы, которую она сказала мне, когда я пришла к ней (один-единственный раз!) пожаловаться на травлю в школе и посоветоваться , что делать дальше. "Так и что? Я теперь должна тебя в другую школу переводить?" ( с четко считываемой интенцией - отстань со своими глупостями, и без тебя куча проблем). Дальше я разговор продолжнать не стала. Я поняла, что взрослые не защитят меня, что я сама должна справляться со своими проблемами. И я справилась. То, какой я стала в итоге и чем занимаюсь сейчас - процентов на 50 следствие этой ключевой фразы-триггера.
Мне могут сказать - вот и хорошо, что так все сложилось, что школа поспособствовала взрослению, созреванию, умению справляться с трудностями и т.д. Сидела бы дома , в комфорте и тепле - выросла бы ленивой и ни на что не пригодной.
Чушь.
Мои дети, выросшие в комфортной обстановке, среди неравнодушных людей, постоянно пекущихся о их благополучии (и они это знают!) выросли просто дружелюбными, открытыми и добрыми людьми,всегда готовыми к действию и помощи тем, кто в них нуждается. То есть, ни комфорт, ни забота их не испортили и не превратили в эгоистов и потребителей. Значит, не в комфорте и в защищенности дело. Дело именно в тех самых установках, о которых пишет Яна - спасибо, дорогая! Так просто, так внятно и доходчиво.
Update: интересный пост на freeedu и, в особенности, комментарий уважаемой Алины Дьяковой к нему:
http://freeedu.livejournal.com/785664.html?thread=16718848#t16718848