Смерть без причины.

Oct 09, 2013 11:29


Ich habe keinen Namen
Dafür! Gefühl ist alles;
Name ist Schall und Rauch,
Umnebelnd Himmelsglut.
Faust

Наш разум владеет мощными механизмами блокировки критического мышления - от селективного восприятия до полного игнорирования дискредитированных инакомыслием источников.

Конечно, в экзистенциальном ужасе велик соблазн сходу поверить в спящего брахмана, Навального, Елену Блаватскую, принять Рона Хаббарда как своего спасителя, поставить свечку и поклониться мощам в ХХС, подписаться на трансгуманистические комьюнити в ЖЖ, и, окончательно вознадеявшись на вечную/спокойную жизнь, расслабиться и спокойно дожить до самой смерти/растворения в божестве/объединения с космосом/вскрытия криокапсулы добрыми и сверхразумными металюдьми.

Кажется, каждый человек обязан быть свободным, в т.ч. в своих убеждениях - не только быть максимально открытым к принятию точки зрения оппонента в любой полемике и дискуссии, но и готовым к тем последствиям, которые это может повлечь. Чтобы обрести истину - надо искать, жаждать истины, а не прятаться от аргументов под одеялом самообмана и слепого отвержения чужих мыслей и идей. Даже если цена - крах фундамента предшествующей спокойной жизни, отчаяние, ужас, смерть, дискредитация - за истину надо бороться, и чем сильнее и свободнее борьба за неё, тем ярче виден её свет.

С прагматической точки зрения, абсолютная истина - это искусственная категория нашего ума, никакую абсолютную истину достоверно установить невозможно, в неё можно только верить, если есть желание, конечно.

Что интересно, орудие выяснения истины (и установления её критериев) - рациональное мышление - строится на логике, которая, в свою очередь, строится на презумпции каузальности происходящего. В быту извращение или неприятие стандартной структуры мышления "причина-следствие" сразу объявляется ненормальным, не подходящим для полноценного существования человека в обществе и однозначным препятствием для участия в социально значимых процессах.

Невооруженным восприятием человек может зафиксировать только механистическую поверхностную суть явлений, очевидно подверженную закону причинности.

Но стоит хотя бы немного абсолютизировать причинно-следственность, как мы упремся в детерминизм, стирающий личность, сознание, ответственность и смысл.

При этом, с научно-материалистической точки зрения, детерминизм может существовать только в рамках нематериалистических философий, поскольку современная наука, строящаяся на принципах квантовой механики, постулирует, что процессы, происходящие на атомном уровне, являются принципиально вероятностными.

Идея рациональности - порождение человеческого разума (сознания/психики/мозга).

Откуда в мире “нерациональной” материи взялась рационально оценивающая ее надстройка?

"Никто не свободен от отчаяния, как и от первородного греха. Необходимо пережить именно не частичное, а абсолютное отчаяние, смерть всякой надежды на мое человеческое устроение. Тогда ни мир, ни Я, на которых так или иначе нет надежды, уже не загораживают от меня своими мнимостями единственного надежногонездешнего Бога. Вера не догма и обряд, а решимость опереться на Него в бездне экзистенциального отчаяния. Страх (ужас), под которым Керкегор имеет в виду экзистенциальный опыт, а не понятие, показывает рискованность моего существования и значит необходимость для меня быть таким и не другим. Ужас велит мне выбрать из всех возможностей одно, единственно необходимое и тем обосновывает мою свободу. Несвободные существа не знают необходимости, для них есть только неизбежность. Как среди бесчисленных наклонных к плоскости есть только один перпендикуляр, так необходимость собственно одна, божественная правда. Около нее же и наибольший риск самообмана или срыва".

Бибихин В.В. о Кьеркегоре
Previous post Next post
Up