канон ЖАНРА

Dec 14, 2009 18:19

Вот наберусь наглости - иперепощу свой давнишний пост: попытку обзора основного канона Дизельпанка в частности и Ретропанка как такового
(до того я аналогичным образом препарировал Стимпанк...)

Итак, любимый мною «Ретропанк» (Retropunk)
просьба не шуметь - да это мой собственный термин, не нашедший пока широкого признания.
Фаны всё же предпочитают использовать термин
«дизельпанк» (dieselpunk) - http://www.mirf.ru/Articles/art552.htm
Но в этих терминах есть разница (см. ниже)



Сперва коснёмся визуальной подачи...

Сам термин «дизельпанк» появился при создании компьютерной РПГ "Children of the Sun".
Яркая экранизация в духе - "Небесный капитан и мир будущего".




Если классика паропанка оперирует рубежом 19-20 века, то мир дизельпанка - рубеж Первой и Второй Мировой войны. Иногда - чуть позже. Угар колониализма.
Вот почему я лично всё же использую термин "Эстетика Ретропанка" - то есть условные фантастические технологии в интервале примерно между 1914-м и 1955-м...

В качестве яркого примера ретропанковской антиутопии отсылаю к фильму Терри Гильема "БРАЗИЛИЯ" ("BRAZIL") (1985)







- перед нами технизированная псевдо-георгианская Британия.
социальные темы поданы весьма и весьма.












Социальный беспредел - одна из черт жанра.
Псевдосоциализм граничит с почти-кастовостью и полицейским режимом...



В качестве яркого "ретропанка" смотрите польско-японский "АВАЛОН" (Mamoru Oshii, 1998)



фильм "Авалон" - сам по себе киберпанк, разумеется.
Но основные 4/5х фильма проходят в стилистике именно того самого Ретро.
Причём конкретно соцлагерь, кондовая псевдосоветская Польша!
http://www.cyberpunkreview.com/movie/decade/2000-current/avalon/







Любителям военной техники обращаю внимание на дивный шуш!
псевдосоветская передвижная крепость!



Так что если видите/читаете о герое в противогазе и кожаной курте, с люгером-парабеллумом в руке, который что-то строчит на клавиатуре а ля печатная машинка Смит-премьер, впиваясь взором в лупу монитора а ля телевизор "КВН-49", и всё это на фоне серо-бетонных небоскрёбов, между которыми снуют дирижабли -
это он, Дизельпанк,
или - если угодно - РетроПанк...
(http://ru.wikipedia.org/wiki/Дизельпанк)

* вот, к примеру, типичный дизельпанковский компутер
Рабочая модель, к слову! - http://www.ahleman.com/Props/ElectriClerk.html

Ещё наглядность?
Обожаемая мною "Детективная история" - шестая новела из "Аниматрицы". Тоже классика дизеля.
потрясно сделано, молодцы япошки ;-)
Здесь эстетика типа-Нью-Йорк. Типа-детектив времён Великой депрессии.










Итак, классические жанровые фильмы я привёл.
Разумеется, их больше - но нельзя же объять необъятное...

Книги...

Так же как ПароПанк имеет предтечи в лице Верна, Уэллса, Твена, По и Конан Дойля, так и ДизельПанк основывается на эстетной и наивной фантастике двадцатых-тридцатых.
В одном только СССР имеется несколько ярчайших представителей жанра, чья экранизация сейчас была бы ох как актуальна -
это и Замятин ("Мы"), и Беляев ("Звезда Кэц", "Голова Порофессора Доуэля", "Светопредставление" и пр.), и Булгаков ("Роковые Яйца", "Собачье Сердце")...
Или художественные работы того времени к обычным пафосным соц-романам, типа того же "Сильнее всех" (Л. Савельев, 1932)
http://markiza-vera.livejournal.com/424253.html

Если точнее - мне вот комментили:
http://den-king.livejournal.com/52376.html?thread=408728#t408728
дизельпанк - это не только мир ДВС, это мир превалирования химии как области знаний. Иприт и анилиновые красители.




Кстати, инженер Гарин - это оно.

Почти вернулись к теме фильмов...




"Гиперболоид инженера Гарина", Александр Гинцбург, 1965

Но есть нюансы - это ведь ДЕЙСТВИТЕЛЬНО фантастика и футуризм ДВАЦАТЫХ.
Равно как и у Булгакова, Беляева...



У меня даже есть мечта о комиксе по миру раннесоветской фантастики!
совместить "инженера Гарина", "профессора Доуэля", "Роковые яйца", "собачье Сердце", немного "Мастера и Маргариты" (там занятное общество, не совсем историческое СССР, если заметно!), беляевское же "Светопредставление"...
Всё это в эстетике конструктивизма, и с воплощением НЭПовских утопий
http://www.vechnayamolodost.ru/email/budunauslamecha7.html
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/355.htm
вот см.:



Г. Шегаль, 1931


Татлин. Проект башни 3-го Интернационала

я вот тут писал о советском РЕТРОФУТУРИЗМЕ -
http://den-king.livejournal.com/51178.html


варианты мавзолея



Рулёзный проект "Москва Невоплощённая"!
http://www.muar.ru/ve/2003/moscow/


Дворец техники. А. Самойлов, Б. Ефимович. 1933


Здание Наркомата тяжелой промышленности.
А. Веснин, В. Веснин, С. Ляценко. Вариант. 1934


Дом книги. И. Голосов, П. Антонов, А. Журавлев. 1934


Дом Аэрофлота. Д. Чечулин. 1934


Дворец Cоветов.
Б. Иофан, В. Гельфрейх, Я.Белопольский, В. Пелевин. Скульптор С. Меркулов.
Один из вариантов утвержденного проекта. 1946


Жилой дом на площади Восстания. В. Олтаржевский, И. Кузнецов. 1947

Хотя, если брать упомянутый потенциальный НЭП-комикс, то в этом сюжете могли победить и не Советы, а оставаться к примеру, Керенское правительство, которое к тридцатым годам сменила бы милитаристическая диктатура очередного российского Мао)







(или вот см. http://www.liveinternet.ru/users/1115732/post106180746/)

В остальном, постреволюционная Россия таки способна явить стильный дизельпанк


Особняк архитектора К. Мельникова



no comments

И вдовесок чуток Ланговского "Метрополиса" (1927)!



Теперь по конкретным проявлениям - в психологии жанра и в его эстетике.
UPD.:
(в исходном посте писалось в основном о ретропанковских проявлениях.
Чуток "причесал" - добавив больше характерной именно "дизельной" специфики)

В целом об этом технопанковом поджанре можно сформулировать так:


для него характерны:
* пафосность общества, гигантизм в конструкциях, много плакатов и слоганов




* персонажи в милитаризированном покрое одежды (мужчины и женщины - в лучших традициях межвоенного периода)



UPD.:
второй вариант - пролетарская мода: робы, комбинезоны, кожаные куртки и краги.



В основном для персонала и всяческих представителей сервиса...
Для преставителей низших слоёв населения, опять же...
Поскольку -
* максимальный социализм на словах
(да-да! даже в западной фантастике) при изрядном расслоении общества на самом деле






В связи с этим -
* полицейский надзор






Вообще - общество боится маньяков. Это оправдано - см. ниже.
оно боится террористов. Оно борется с ними в лице всего населения - превентивно!




* военная машина забирает бОльшую часть госбюджета




Пропаганда идёт тем же путём:
герой нации ныне ЛЁТЧИК, ТАНКИСТ, МОРЯК и ПОДВОДНИК.



Часто данный мир помнит недавнюю войну. Она у всех в памяти - а в воздухе грядёт новая.
Это отражается и на моде, и на психологии, и в социальном организме

* Наука тоже работает ради военной мощи державы




* машины производственные работают везде и неприкрыто
"Мир дизельпанка - грязное место. Индустриализация идет полным ходом - в воздухе пахнет машинным маслом, выхлопными газами и порохом. Старое доброе огнестрельное оружие успешно соседствует с новейшим энергетическим. Реактивные двигатели мирно уживаются с винтовыми. В смешении старой и новой технологии нет никакого противоречия - напротив, это составляет истинный дух и атмосферу дизельпанка." http://www.mirf.ru/Articles/art552.htm




* не машины служат человеку. Это человек - обслуживающий персонал для машин.
внимательно посмотрите оригинальный "Метрополис" 1927 года! Того стоит
(см. обзор на http://users.livejournal.com/felix___/205554.html -
возможно я его даже сюда перепощу - автор позволил :-Ъ)







* эстетика - ампир с конструктивизмом.
Но в целом - Industrial: торчат трубы, стеклянно-бетонные конструкции...



одна из оранжерей Киевского ботсада им. Гришко


Dresdner Kugelhaus, by Peter Birkenholz, 1928
(см. http://lord-k.livejournal.com/738958.html)


Daily Planet Building (Superman)


Steiner's Factory

* статуи пролетариев украшают парки, скверы и производственные интерьеры...







* Дизельпанк - мир АВИАЦИИ!










* Обязательно ДИРИЖАБЛИ!

















* И прочей военной техники всегда хватает! От крейсеров до танков.
И вся эта техника, в идеале, в заклёпочках! От бытовых грузовиков до батискафов




* опять же - мотоциклы, гоночные авто...
а потому что скорость, потому что свобода, потому что РИСК!





Mrs. Sally Halterman, 1937


...

* Псевдополиткорректность.
Подчас - противостояние медиа, коммерциии, рекламе.






* нередко - протест против издыхающего колониализма; издёвка над ним.




* Герой - одиночка.
Нередко - частный детектив.
Часто - полубезумный учёный-изобретатель.



* Злодей-маньяк часто почти положительный
- поскольку борется с бездушной соц-машиной.




* Тема циничных врачей-садистов...



Всё это подаётся с налётом изящного нуара в эстетике сэпии или минимальной цветности.
Полная чёрно-белость всё же ближе к классическому стимпанку (который в свою очередь хорош именно в цвете!), а вот бурая монохромность возвращает нас к тридцатым-сороковым... классика жанра.

Именно в этой стилистике рождалась классика комиксов о супер-героях:
"Тень", "Бэтмэн", "Супермэн"...
Как видим, в последние 20 лет эти герои вновь обрели популярность...




Также отсылаю к таким визуальным произведениям как:
Фильм «Metropolis» Фрица Ланга (1927)
аниме «Метрополис» (снят в стилистике европейских комиксов тридцатых годов!)
аниме «Изгнанник»
аниме-новела из трилогии «Memories» - «Город-Пушка» ("Cannon-Fodder")
аниме-новела №7 из сборника "АНИМАТРИЦА"
мультсериал «Чудеса на виражах»

Большая часть этих творений никак не привязывается к реальным событиям межвоенной Европы. Эстетика уютно ложится и на альтернативную историю века XX планеты Земля, и на вовсе сюрные, фэнтезийные реальности вроде "Горменгаста".
То же касается и произведений художников:




Вот пожалуй и всё о поджанрах ТаймПанка...

Выделяют ещё просто «ретро-футуризм» (retro-futurism).
- изображение миров, где по какому-то капризу истории реальная или фантастическая технология прошлого играет доминирующую роль в будущем. Тут и постъядерный мир "FallOut", тут и гротескный космический "клокпанк" от студии Диснея "Планета Сокровищ"




NB! UPD - сделан апдейт!
(http://community.livejournal.com/dieselpunk/296675.html#cutid3)

архитектура, футуризм, литература, утопия, признаки жанра, кино, арт

Previous post Next post
Up