Рынды в комплект не хватает. АЦ-30 (53А) 106А

Sep 13, 2016 18:28

Не соблазниться на модельку АЦ-30 (53А) 106А, которой костромская контора практически внезапно дополнила свой актуальный прилавок, было решительно невозможно. Легендарная для села пожарка, закалённая колхозной спецификой.



Даже после того, как завод из Курганской области прекратил выпуск пожмашин в такой компоновке, "газон" не утратил статус символа противопожарного щита отечественной деревни. И сейчас, спустя больше 30 лет после окончания производства, в десятках регионов России (и, разумееется, не только) добровольные пожарные команды продолжают воевать с огнем при помощи этих автомобилей.



Несмотря на последующую триумфальную службу и заслуженное признание тушилами, модель пожарки на горьковском шасси рождалась в муках. Еще только лишь проект, существовавший исключительно на бумаге, профильные ведомства Союза перебрасывали друг другу будто горячую картофелину. Когда на свет таки появился первый опытный образец, он тоже успел погулять по советским предприятиям и сопутствующим НИИ, расположенным в разных концах страны.



За судьбу автоцистерны болел разве что Варгашинский завод противопожарного оборудования (тот самый, из-под Кургана), которому в итоге, после нескольких лет мытарств, и досталось серийное производство сельской АЦ-30. К слову, за свои старания и лобби Варгаши были щедро вознаграждены: в течение 15 лет, вплоть до 1985 года, модель 106А загружала работой заводские цеха. Пусть не на 100%, но в значительном объеме. В общей сложности - более 15 000 машин. Примерно по одной тысяче в год, и это только с буквой "А" на шильдике, без учета прочих модификаций.



Потому неудивительно, что ВЗППО до последнего боролся за свой хлеб - за сохранение производства проверенной огнём и временем модели. (Не просто так сегодня перед зданием заводоуправления в Варгашах стоит памятник именно АЦ-30 (53А) 106А). Но победить суровые реалии начавшейся перестройки не смог. Под давлением сверху, из Москвы, выпуск пожарного "газона" такой конструкции и с таким оборудованием был остановлен.



Кто только не прикладывал руку к созданию базовой версии ГАЗа для нужд пожарных. Конструкторское бюро пожмашин в Прилуках (УССР), Грабовский завод противопожарного оборудования (Пензенская область), Куйбышевский НИИ Стройдормаша и, наконец, противопожарный завод в Курганской области.



Любопытно, что модель 106А, в отличие от предсшествующей 106, могла получить маркировку не АЦ-30, а АЦ-40. Этой цифрой, напомню, измеряется производительность пожарного насоса (литры в секунду). На курганскую пожарку с литерой "А" в индексе как раз и ставились мощные по тому времени "сороковки". Но родной горьковский двигатель под капотом грузовика был физически не способен вытянуть насос до его предельных возможностей.



Масштабная же копия прославленной сельской автоцистерны получилась не очень типичной для продукции под маркой "SSM". От костромского премиум-бренда здесь только травленые дворники, маячки и крашеный в приятный исторический цвет салон. Ну и "донышко" проработано чуть "более лучше".



А вот признаки бюджетной "Автоистории" бросаются в глаза куда хлеще. Что прямо намекает терпеливому собирателю: подожди, коллега, еще будет эта машинка вдвое дешевле. Не завтра, не через месяц, но наверняка переиздадут в простеньких коробочках "Аиста".



На следующей картинке видно, что передние колёса по отдельности не крутятся. Их намертво соединяет блестящий железный "мост" (с позволения сказать), характерный для "Автоистории" и дешевых детских игрушек из "Ашана". Задние колёса - по аналогичном принципу.



Грубые толстенные кронштейны зеркал и такая же мачта с фарой-искателем тоже кивают в сторону "автоисторических" традиций. Как и черные "зрачки" в фарах головного света:



Другое упрощение, свойственное с недавних пор "Аисту" - отсутствие зазора между кабиной боевого расчета и пожарной надстройкой, как это выполнено на недорогой модельке АЦ-30 (130) 63А: http://diecast43.livejournal.com/469970.html.



То есть весь кузов, который формально состоит из двух отдельных частей, отлит единой металлической болванкой. Да, любители чугуния могут возрадоваться: машинка тяжеленькая, цельнолитая, имеет все половые признаки классического дайкаста.



Кривая лестница-штурмовка, гнутый серебристый поручень по левому борту, бракованная ступенька сзади - всё на месте, типичный кострома-стайл. Почему-то не был удивлен ни разу. И гигантские щели между задними крыльями и пожарным модулем, в которые легко болт поместится.



С ГАЗом, понятно, договариваться не стали, оттого и привычные стилизованные буквы на морде не пропечатаны. А, и про подштамповки возле передних фар. Они там - есть, вот реально. Просто настолько густо залиты краской, что просматриваются исключительно вживую и при лобовом рассмотрении.



По какому-то неведомому совпадению старые грузовички из Горького промышленным моделькоделам фатально не удаются. Про "Наш автопром" и вспоминать нет смысла, настолько непохожи их поделки на живой прототип.



"Дип"? Да, "Дип". Хотя даже я, невзыскательный собиратель, без лупы вижу тот приплюснутый капот-лепёшку, который вмешивается в общий и в целом верный образ "газона". Журнальный ГАЗ "Живая рыба" из "Автомобиля на службе" с его непропорциональной кабиной - тоже мимо.



Собсна, и выстрел Костромы далеко не фонтан. Но и холостым назвать его не могу. Так - серединка на половинку. Часть недостатков удачно скрывает богатый обвес, присущий любой пожарной автоцистерне.



С точки зрения соответствия масштабной копии реальной автоцистерне 106А, то больших претензий нет. Всё вроде б на месте и в том виде, в каком должно быть.



Единственная мутка с пеногенераторами. На костромской модельке таковые отсутствуют. Однако толком неясно, должны ли они быть на этой модификации, либо не должны. Вот на модернизированной версии пожарного "газона" из Варгашей (106В) ГПСы уже входили в штатный комплект пожарно-технического вооружения, а тут.. Такой заслуживающий доверия источник, как печатные труды Александра Карпова, тоже не дает однозначного ответа на этот вопрос. (Не считать же достоверным источником синий форум). Не помогают и исторические фотографии машин 106А - там попадаются разные варианты.



Как-то так случилось, что 53-х "газонов" на моей полке всего два. Второй - как раз тот самый выпуск "АНС" с рыбкой:





Подобную картину можно было наблюдать на автотранспортном дворе каждого второго (наверное) советского колхоза:



Или у цехов поселковой машинно-тракторной станции.



Да чего там, в отдельных сёлах и сегодня мало что изменилось:



В том числе применительно и к пожарной охране:



Кстати, вопреки изначальному чисто сельскому предназначению АЦ-30 (53А) 106А, такие пожарки нередко служили и в малых городах (и в 100-тысячниках нет-нет, да и да) на базе профессиональных пожарных подразделений в погонах. Универсальный был автомобиль. Как и многое в ту эпоху.



Такой "газон".

спецмашины, ssm, пожарные автомобили, спецтехника, газ

Previous post Next post
Up