"Новая Lada создана не на базе устаревших железяк от FIAT - это реально современный русский автомобиль. Samara стоит примерно на 1000 фунтов меньше, чем самый дешёвый Ford Escort, но захотите ли вы её купить?.."
Вопрос британского журнала
Motor имеет совершенно чёткий ответ - журналисты откатали нашу "восьмёрку" по полной тестовой программе, промерили вдоль и поперёк, прощупали от и до, а также засекли и записали все формальные динамические параметры, после чего сравнили ВАЗ-2108 с одноклассниками: Ford Escort 1.3 Popular, FIAT Uno 45 Fire, Hyundai Pony 1.3L, Peugeot 309 XE и SEAT Ibiza 1.2L.
Для тех, кому лень читать больше пары абзацев, любой уважающий себя британский журнал сразу напишет в две строчки все "за" и "против" - не терять же ленивых читателей, пусть смотрят дальше картинки и читают пояснения в полстрочки: "за" - двигатель тянет ровно, просторный кузов, хорошая комплектация, низкая стоимость; "против" - плохая приемистость, ход и сиденья, плохонькая отделка.
В 1987 году на рынок Великобритании "восьмёрки" поставлялись только с двигателем 1,3 литра с пятиступенчатой КПП, а разница комплектаций L, SL и SLX проявлялась только в уровнях отделки. На тесты журнала
Motor попал средний по уровню вариант SL - ему пророчили наибольший рыночный успех при цене в 4795 фунтов, а отличить "улучшенную комплектацию" можно было по наклейкам вдоль кузова, заниженной подвеске и иной облицовке радиатора (врочем, не менее уродливой, чем заводской вариант). Британцам обещали в недалёком будущем ещё два варианта двигателя (1,1 и 1,5 литра) - это обещание ВАЗ сдержал, а также два варианта кузова - пятидверный хэтчбек и универсал (в этом ожидания англичан обманули - универсала на базе "восьмёрки" так и не появилось). Импортёр ВАЗовской продукции, компания Satra Motors, строила планы продать в 1988 году на Британском рынке до 10000 Самар, что вместе с 25000 "пятёрок" и "четвёрок" составило бы около 2% рынка.
Что в частностях? Неплохое оснащение для автомобиля, которой стоит меньше 5000 фунтов; приличный двигатель (лучше многих западных аналогов, по мнению журнала) и коробка, позволяющие, при активной работе рычагом, вполне бодренько разгоняться (14,4 секунды до 100 км/ч намеряли англичане). Пятиступенчатая коробка, которую в конце 80-х на малолитражном автомобиле можно считать приятным бонусом, большого смысла для Самары не имеет - "растянутые" передачи и растраченный зря "бонус" - ускорения на пятой передаче практически нет, а максимальная скорость достигается на четвёртой. Управляется Самара уже гораздо лучше, чем классические "Жигули", а ВАЗу, по мнению журнала, удалось избежать очевидных ловушек, проектируя свой первый переднеприводной автомобиль (очевидно Автоэкспорт не особо афишировал, что приличный автомобиль у ВАЗа получился силами инженеров Порше и итальянских технологов).
Особо удивило искушённых англичан отсутствие зеркальца в противосолнечном козырьке пассажира, а также упорство, с которым ВАЗ комплектует свои автомобили тремя разными ключами: дверным, зажигания и для лючка бензобака.
Использование роботов при сборке автомобилей нового семейства, конечно же, улучшило качество - зазоры стали ровнее и меньше, чем раньше, но с позиций западноевропейских стандартов этого всё ещё недостаточно. Качество покраски - ужасное, а местами проступила ржавчина - на совершенно новом автомобиле. Качество пластика - предмет для шуток.
Что в итоге? Самара стала бы шагом назад для любого западного автопроизводителя в конце 80-х, но являет огромный скачок вперёд для ВАЗа. Лучшее среди современных ей хэтчбеков соотношение цены к "количеству автомобиля", неплохая отдача и экономичность, безопасное управление и приличное оснащение. Но плохая на ходу, с реально дрянной отделкой и - в сравнении с восточноевропейскими конкурентами - не такая уж и дешёвая машина. Но разве это недостатки, если к вполне современной машине за эту цену прилагается двухлетняя гарантия на 50000 миль пробега? Своего потребителя Lada Samara безусловно нашла и в Великобритании. Хотя, с точки зрения журнала
Motor, Самара - менее привлекательное приобретение, чем подержанный двухлетний западноевропейский автомобиль. Огоромное количество наших соотечественников в 90-х сделало такие же выводы, поэтому в 2000-х мы имеем "железный занавес" таможенных тарифов на пути автомобильного сэконд-хэнда из Европы и Америки, а также многомилиардные регулярные вливания в АвтоВАЗ.
Материалы теста опубликованы с письменного разрешения правообладателя
Autocar http://www.autocar.co.uk/