История автомобиля весьма запутана, сдобрена массой переплетений интересов, судеб и событий. Компания имени Генри Форда превратилась в Cadillac, заложив основы ещё одной из американских легенд. При этом компания самого Форда вполне успешно разменяла вторую сотню лет и неплохо себя чувствует. А замешаны в этой истории оказались две машины, имя одной было «999», второй - Arrow, что по-нашему «Стрела» значит. Впрочем, «Стрела» оказалась «Красным дьяволом», затем примерила чужое прозвище «999», с которым и вошла в историю.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6002/109598357.5d/0_7aab3_cf2c04ee_XL.jpg)
Было это в самом начале XX века, когда автомобиль по своей конструкции от телеги ушёл не очень далеко, отличаясь только типом движетеля, да и мощность серийных автомобилей была в то время вполне сравнима с лошадиными упряжками - трёх лошадиных сил и одноцилиндрового двигателя было вполне достаточно для популярных автомобилей тех лет. И в это самое время Генри Форд строит две машины, мощность двигателя которых составляла, по разным оценкам, от 70 до 100 лошадиных сил. Одна машина получила имя «999» и была окрашена в жёлтый цвет, вторая именовалась Arrow, цвета была красного и сразу же получила неофициальное прозвище Red Devil. Изначально машины можно было отличить по форме и расположению впускного коллектора - «Стрела» имела «бочонок» обтекаемой формы, установленный над двигателем, - предполагалось, что сглаженные углы позволят машине развить большую, нежели суждено было «трём девяткам», скорость. В процессе активной гоночной жизни этих двух машин они и комплектующими обменивались, и перекрашивались не раз - через некоторое время однозначно идентифицировать конкретную машину стало почти невозможно.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6003/109598357.5d/0_7aabe_db332f5c_XL.jpg)
Первая гонка машины по имени «999» состоялась 25 октября 1902 года - за рулём был Барни Олдфильд, известный велогонщик, который до этого момента никакими моторными средствами никогда не управлял. А уже через неделю новоявленный автогонщик выиграл престижное соревнование Manufacturers’ Challenge Cup, установив новый рекорд для гонки на пять миль - его средняя скорость была лишь чуть меньше 90 км/ч. Занимательно, но Генри Форд гоночными машинами этими уже не владел - примерно за две недели до триумфальной гонки он продал партнёру свою долю в предприятии - первые испытания автомобилей закончились неудачей, что и подтолкнуло, похоже, Форда к такому решению.
Барни Олдфильд (за рулём), Генри Форд и "999"
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6205/109598357.5d/0_7aab9_a0216362_XL.jpg)
Форд после октября 1902 года сосредоточил усилия на подготовке производства товарных автомобилей - его Model A увидит свет в июле 1903 года, а Ford Motor Company будет зарегистрирована за месяц до этого события, 16 июня. Занимательно, что именно этого - сфокусироваться на промышленном производстве, а не на автоспорте, - требовали от Форда его партнёры по первой компании, носившей имя Генри - Henry Ford Company. Он же из компании ушёл, чтобы построить гоночные машины. Компания вскоре сменила имя на Cadillac и начала сотрудничать с Генри Леландом. Кадиллак, хоть и строил конструктивно близкие к фордовской Model A машины (в основе конструкции которых лежали чертежи Форда), но имя уже сменил и зарабатывал репутацию солидных и надёжных автомобилей - успехи стосильных монстров конструкции Форда к этой компании отношения не имели. Рекламные дивиденды со спортивных успехов получал Генри Форд.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6003/109598357.5d/0_7aabb_4d5f8c8c_XL.jpg)
А успехи, надо отметить, были заметные - две гоночные машины изрядно поколесили по Америке, выигрывая гонки и устанавливая новые рекорды. Но в сентябре 1903 года «Стрела» потерпела аварию, один из гонщиков погиб. Эту разбитую машину доставили в Детройт, где Генри Форд перестроил её для рекордного заезда по льду, который состоялся 12 января 1904 года - за рулём автомобиля, на котором красовались три девятки, Генри Форд установил новый рекорд скорости, показав 91,37 миль в час - чуть меньше 150 км/ч. Рекорд этот продержался чуть меньше месяца, но для рекламных целей и привлечения общественного мнения к новой компании его было вполне достаточно. Машину в прессе называли либо «new 999», либо «Red Devil 999» - под этим именем бывшая «Стрела» и вошла в историю.
Генри Форд за рулём "Красного Дьявола", он же "999"
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6104/109598357.5d/0_7aab6_e56da233_XL.jpg)
Модели гоночных автомобилей Генри Форда сделали две итальянские компании - Brumm ("Стрела" на фотографиях, Brumm также выпускал масштабную копию второй машины) и RIO (красная "999"). Обе компании хорошо известны собирателям масштабных копий классических автомобилей, а модели эти выпущены в стародавние времена - конец 1970-х - начало 1980-х. Модель Brumm снята с производства в 2001-м году, а RIO продолжает делать Ford 999 до сих пор, изменив упаковку и окраску деталей модели. Обе модели хороши для своего времени и решение Brumm о прекращении выпуска этой легендарной и востребованной модели, пожалуй, было верным - рядом с Руссо-Балтами эти машины смотрятся хорошо, их технические решения перекликаются, но проработка деталей, конечно, из прошлого века.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6105/109598357.5d/0_7aaba_4685d5e4_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6003/109598357.5d/0_7aab7_1ceb570c_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6003/109598357.5d/0_7aab4_1b1c608f_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6002/109598357.5d/0_7aab5_2e24fe7f_XL.jpg)
Генри Форд за рулём "999" обходит Simplex. Фотография датирована 1903 годом.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6003/109598357.5d/0_7aac4_c8709f4e_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6205/109598357.5d/0_7aac3_9ce2eb2c_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6104/109598357.5d/0_7aac1_f5519704_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6105/109598357.5d/0_7aac0_34c92b71_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6003/109598357.5d/0_7aabf_311a1ad7_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6204/109598357.5d/0_7aabc_fa0963b5_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6002/109598357.5d/0_7aac2_fa046042_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6205/109598357.5d/0_7aab8_40e6122e_XL.jpg)
Генри Форд отошёл от гонок в 1913-м году, но спортивное наследие компании прирастало победами год от года. В 1965-м году Джим Кларк выиграл 500 миль Индианаполиса за рулём Lotus 38 с двигателем Ford - это он за рулём своей машины на этой фотографии. За рулём "999" - Колин Чапмен, а на заднем плане виден Ford GT40 - на одном снимке мощнейшая смесь истории автоспорта.
Модель автомобиля: 1902 Ford 999
Наименование модели: 1902 Ford "999"
Производитель: RIO
Дата выпуска: ----
Каталожный номер: 69
Серия: -
Тираж: нет данных
Краткое мнение: сувенир из прошлого
Субъективная оценка: 5
Модель автомобиля: 1904 Ford new 999 (Red Devil 999)
Наименование модели: 1904 Henry Ford with 999 Lake Saint Clair
Производитель: Brumm
Дата выпуска: ----
Каталожный номер: r25
Серия: -
Тираж: нет данных
Краткое мнение: сувенир из прошлого
Субъективная оценка: 5
Фотографии уменьшены до размера 800 точек, по клику можно найти снимок шириной в 1200 точек.
Резервная копия записи находится здесь:
http://diecast43.dreamwidth.org/222559.html
Навигатор по журналу