Генри Форд, Кадиллак, Красный Дьявол, Стрела и три девятки (Brumm & RIO)

Mar 31, 2012 20:25

История автомобиля весьма запутана, сдобрена массой переплетений интересов, судеб и событий. Компания имени Генри Форда превратилась в Cadillac, заложив основы ещё одной из американских легенд. При этом компания самого Форда вполне успешно разменяла вторую сотню лет и неплохо себя чувствует. А замешаны в этой истории оказались две машины, имя одной было «999», второй - Arrow, что по-нашему «Стрела» значит. Впрочем, «Стрела» оказалась «Красным дьяволом», затем примерила чужое прозвище «999», с которым и вошла в историю.




Было это в самом начале XX века, когда автомобиль по своей конструкции от телеги ушёл не очень далеко, отличаясь только типом движетеля, да и мощность серийных автомобилей была в то время вполне сравнима с лошадиными упряжками - трёх лошадиных сил и одноцилиндрового двигателя было вполне достаточно для популярных автомобилей тех лет. И в это самое время Генри Форд строит две машины, мощность двигателя которых составляла, по разным оценкам, от 70 до 100 лошадиных сил. Одна машина получила имя «999» и была окрашена в жёлтый цвет, вторая именовалась Arrow, цвета была красного и сразу же получила неофициальное прозвище Red Devil. Изначально машины можно было отличить по форме и расположению впускного коллектора - «Стрела» имела «бочонок» обтекаемой формы, установленный над двигателем, - предполагалось, что сглаженные углы позволят машине развить большую, нежели суждено было «трём девяткам», скорость. В процессе активной гоночной жизни этих двух машин они и комплектующими обменивались, и перекрашивались не раз - через некоторое время однозначно идентифицировать конкретную машину стало почти невозможно.




Первая гонка машины по имени «999» состоялась 25 октября 1902 года - за рулём был Барни Олдфильд, известный велогонщик, который до этого момента никакими моторными средствами никогда не управлял. А уже через неделю новоявленный автогонщик выиграл престижное соревнование Manufacturers’ Challenge Cup, установив новый рекорд для гонки на пять миль - его средняя скорость была лишь чуть меньше 90 км/ч. Занимательно, но Генри Форд гоночными машинами этими уже не владел - примерно за две недели до триумфальной гонки он продал партнёру свою долю в предприятии - первые испытания автомобилей закончились неудачей, что и подтолкнуло, похоже, Форда к такому решению.



Барни Олдфильд (за рулём), Генри Форд и "999"




Форд после октября 1902 года сосредоточил усилия на подготовке производства товарных автомобилей - его Model A увидит свет в июле 1903 года, а Ford Motor Company будет зарегистрирована за месяц до этого события, 16 июня. Занимательно, что именно этого - сфокусироваться на промышленном производстве, а не на автоспорте, - требовали от Форда его партнёры по первой компании, носившей имя Генри - Henry Ford Company. Он же из компании ушёл, чтобы построить гоночные машины. Компания вскоре сменила имя на Cadillac и начала сотрудничать с Генри Леландом. Кадиллак, хоть и строил конструктивно близкие к фордовской Model A машины (в основе конструкции которых лежали чертежи Форда), но имя уже сменил и зарабатывал репутацию солидных и надёжных автомобилей - успехи стосильных монстров конструкции Форда к этой компании отношения не имели. Рекламные дивиденды со спортивных успехов получал Генри Форд.




А успехи, надо отметить, были заметные - две гоночные машины изрядно поколесили по Америке, выигрывая гонки и устанавливая новые рекорды. Но в сентябре 1903 года «Стрела» потерпела аварию, один из гонщиков погиб. Эту разбитую машину доставили в Детройт, где Генри Форд перестроил её для рекордного заезда по льду, который состоялся 12 января 1904 года - за рулём автомобиля, на котором красовались три девятки, Генри Форд установил новый рекорд скорости, показав 91,37 миль в час - чуть меньше 150 км/ч. Рекорд этот продержался чуть меньше месяца, но для рекламных целей и привлечения общественного мнения к новой компании его было вполне достаточно. Машину в прессе называли либо «new 999», либо «Red Devil 999» - под этим именем бывшая «Стрела» и вошла в историю.



Генри Форд за рулём "Красного Дьявола", он же "999"




Модели гоночных автомобилей Генри Форда сделали две итальянские компании - Brumm ("Стрела" на фотографиях, Brumm также выпускал масштабную копию второй машины) и RIO (красная "999"). Обе компании хорошо известны собирателям масштабных копий классических автомобилей, а модели эти выпущены в стародавние времена - конец 1970-х - начало 1980-х. Модель Brumm снята с производства в 2001-м году, а RIO продолжает делать Ford 999 до сих пор, изменив упаковку и окраску деталей модели. Обе модели хороши для своего времени и решение Brumm о прекращении выпуска этой легендарной и востребованной модели, пожалуй, было верным - рядом с Руссо-Балтами эти машины смотрятся хорошо, их технические решения перекликаются, но проработка деталей, конечно, из прошлого века.















Генри Форд за рулём "999" обходит Simplex. Фотография датирована 1903 годом.



























Генри Форд отошёл от гонок в 1913-м году, но спортивное наследие компании прирастало победами год от года. В 1965-м году Джим Кларк выиграл 500 миль Индианаполиса за рулём Lotus 38 с двигателем Ford - это он за рулём своей машины на этой фотографии. За рулём "999" - Колин Чапмен, а на заднем плане виден Ford GT40 - на одном снимке мощнейшая смесь истории автоспорта.

Модель автомобиля: 1902 Ford 999
Наименование модели: 1902 Ford "999"
Производитель: RIO
Дата выпуска: ----
Каталожный номер: 69
Серия: -
Тираж: нет данных
Краткое мнение: сувенир из прошлого
Субъективная оценка: 5

Модель автомобиля: 1904 Ford new 999 (Red Devil 999)
Наименование модели: 1904 Henry Ford with 999 Lake Saint Clair
Производитель: Brumm
Дата выпуска: ----
Каталожный номер: r25
Серия: -
Тираж: нет данных
Краткое мнение: сувенир из прошлого
Субъективная оценка: 5

Фотографии уменьшены до размера 800 точек, по клику можно найти снимок шириной в 1200 точек.

Резервная копия записи находится здесь: http://diecast43.dreamwidth.org/222559.html
Навигатор по журналу

автоистория, rio, brumm, ford

Previous post Next post
Up