Путешествие из Глазго в Москву на ВАЗ-2106 в 1979 году, часть третья (Autocar, 5 января 1980 года)

Jan 07, 2011 00:13

...начало этого путешествия...

...вторая часть поездки...


...часть третья, заключительная...

Стремясь поскорее добраться до нашей цели, мы отклонили вежливое предложение экскурсии по Минску, который как и Варшава практически полностью восстановлен после разрушения во время войны, и разыскали нашу дорогу на восток.



Дневной перегон до Смоленска был далёк от наших минимальных амбиций - всего 200 с небольшим миль. И нас это беспокоило. Мы планировали проезжать не менее 500 километров в день по территории СССР и заказали отели исходя из этого. Однако, человек из Интуриста на границе сказал, что у него таких предписаний нет.

Когда вокруг нет деревьев, вид обширного холмистого пейзажа рождает чувство собственной незначительности - это, возможно, немного объясняет флегматичный русский характер.


Смоленск оказался практически бедствием. У нас был заказан отель «Феникс», довольно далеко от центра. Это заведение высосет из вас все соки, прежде чем полностью восстанет из праха. Его холл - как потрёпанный зал ожидания железнодорожной станции. В четыре часа дня не оказалось никого из Интуриста, кто мог бы нас заселить в наши комнаты. И мы отправились в мрачный бар-кафетерий перекусить и обменяться тостами под водочку (6,25 фунтов стерлингов за поллитровую бутылку) с группой постоянных посетителей, которые очень оживлённо и быстренько напились.

Когда мы проникли в свои комнаты (нас позвали без очереди к окошку Интуриста), то обнаружили в них запах сырости и нафталина. Двойные оконные рамы были обледеневшие, светильники оказались не с того конца кровати, а радиоприёмники не работали. Для развлечения местные смотрят долгие, серьёзные проповеди по огромному телевизору. Квадратные ванны предполагают принятие позы Будды. Это чревато опасностью, ведь пробки для ванны не предоставляются и мне пришлось импровизировать с перевёрнутым стаканом.

Ужин в огромной столовой был шумным. Это была пятница - время оторваться в конце недели и в центре зала была неистовая давка танцоров. Еда - не выразить словами, особенно в сравнении со вчерашним цивилизованным ужином, а вокруг все нажирались водкой, словно водой. Обильная водка, призванная рассеять ледяной мрак этих равнин, мрак этот, похоже, только усиливала. Мы попросили сухого красного вина - и на столе появилась бутылка красной жидкости, похожей на шерри. Этот напиток было довольно трудно употребить с нашей жрачкой, но - в чужой монастырь …

Надев по дополнительному свитеру, мы отправились в метель, надеясь, что в Москве погода будет лучше. Мы неплохо провели время, проехав 250 миль, и обнаружили, что едем по впечатляющим бульварам центра города. Отель «Россия», как нам сказали, - крупнейший в мире и всего в пяти минутах ходьбы от Красной Площади. Портье достал из машины наш багаж и проводил на стойку администратора. Нет, эта часть отеля - там кажется четыре-в-одном - не для иностранных туристов. Нашему носильщику сказали отвести нас в другое крыло. Нет, никогда о вас не слышали. У хорошо ухоженной девушки в офисе Интуриста оказались документы на нас. Нет, вы не здесь останавливаетесь - вам надо ехать в мотель «Можайская», на Минском шоссе. Как далеко? Я не знаю. Мы возразили, что хотим остановится в центре, что бы иметь возможность пешком дойти до основных достопримечательностей. Телефонный звонок, сделанный через силу, подвёл итог: «Это не возможно. Так как у вас есть автомобиль, вы должны остановится в мотеле. Здесь недостаточно места для парковки.»

Раздосадованные, мы снова загрузили машину и переселились на 10 миль в ту сторону, откуда прибыли, представив, что каждый раз, когда соберёмся добраться до центра, будем вынуждены проделать этот путь. Мотель «Можайская» начинается с ещё одной железнодорожной комнаты ожидания. Однако, комнаты оказались тёплые и комфортабельные, а еда улучшила наши впечатления о русской кухне, чему способствовало многоязычное меню. Снова был шумный оркестр. Большинство других постояльцев, по всей видимости, путешествовали на автобусах, покорно следуя за руководителем группы и были достаточно веселы на своём пути.

После ужина мы без приглашения явились на очень шумную вечеринку в соседний номер, порешив, что раз уж всё равно нам не уснуть, мы могли бы получше узнать местных. Мы были тепло приняты благодаря нашему виски, если не по причине нашей приятной наружности. Они оказались чехами, здесь - для содействия туризму, некоторые говорили по-английски. Взяв одну из девушек в качестве переводчика, руководитель группы и я провели долгую беседу о достоинствах социализма против капитализма. Это очень скучно, девушка теряла терпение, а мне доставляло удовольствие будоражить её шефа.

В Москве есть историческая крепость Кремль в качестве центра интереса. Войска Наполеона заняли её за несколько месяцев. Он пришёл с 600 тысячами солдат за полторы тысячи миль, чтобы получить её, и, как мы знаем, вернулся из похода со 100 тысячами. Войска Гитлера находились в прямой видимости от неё, но в конечном итоге были отброшены назад в крупнейшей, кровавейшей битве, какую только видел мир.

Одетые во всё серое копы в огромном количестве на каждом перекрёстке. Они расторопно дают указания с помощью свистка или жезла с подсветкой на батарейках, но достаточно вежливы в своём суровом деле. Они жёстко направляю чужаков на путь истинный, и их очевидно суровые усилия приводят к довольно дисциплинированному вождению в городе, которому ещё только предстоит узнать истинный смысл слова «пробки».

Первая встреча с колонной грузовиков, гружёных войсками, выглядит угрожающе, особенно посреди ночи, когда громкая сирена полицейской машины кричит вам - убирайтесь с дороги. Такие столкновения производят на новичков впечатление разразившейся беды. Конечно, ничего не случилось. Гайки слишком хорошо затянуты для этого, а грузовики - лишь напоминание, что Москва - центр державы с разноликим населением в 260 миллионов человек, чьи устои и история так сильно отличаются от наших. Но столица - не только один из наиболее важных политических и военных центров мира. Она также - крупная приманка для тех, кто приезжает поглазеть на её архитектурные и исторические достопримечательности. И это также духовный центр для тех, над кем  довлеет коммунистическая идея. Жуткий центр их внимания - выстроенный у края обширной Красной площади под Кремлёвской стеной из чёрного и красного гранита Мавзолей Ленина. Каждый час, днём и ночью знаменитая стража у мавзолея сменяется с жуткой символической точностью. Стоя на припорошенном снегом булыжнике пустынной площади и наблюдая, как новая смена марширует вниз от кремлёвских ворот, а новая луна отблёскивает в примкнутых штыках я понял - это не легко забудется. Не забуду я и ночную репетицию парада к годовщине Октябрьской революции, когда пусковые ракетные установки и танки, рыча, проносились по улицам, борясь за позиции - столь же захватывающее зрелище, как старт любого из Гран-При.

На следующие летние Олимпийские игры в Москве ожидается 300 тысяч иностранных и 300 тысяч российских приезжих. Для спасения московских школьников от развращающего влияния этого притока, их отправят куда-нибудь на время проведения игр. И столичные исторические памятники будут повсеместно освежены, чтобы обеспечить впечатления от достопримечательностей - даже большее, чем они производят сейчас.

Гостеприимство не будет ни черезмерным, ни слишком чопорным. И это, безусловно, сильно отличается от турпоездки в Египтляндию.

Расходы

Размещение в отелях для троих на семь ночей - две в Минске, две в Смоленске и три в Москве - обошлось в 411 фунтов стерлингов, в среднем по 17,1 фунта с носа за ночь. Завтрак стоит порядка фунта и мы, как правило, пользовались нашими запасами в течении дня, в ожидании обильного ужина, который стоит от 5 до 10,5 фунтов на нос, включая вино.

Журнал Autocar от 5 января 1980 года
www.autocar.co.uk
Опубликовано на основании письменного разрешения правообладателя в вольном переводе

великобритания, autocar&motor, книги и журналы, иновзгляд, ваз

Previous post Next post
Up