Путешествие из Глазго в Москву на ВАЗ-2106 в 1979 году (Журнал Autocar, 5 января 1980 года)

Dec 31, 2010 02:29

Если Вы внезапно решили потратить свой летний отпуск 1980 года, съездив на Олимпийские Игры в Москву, - забудьте. Хотя бы потому, что всё жильё на пути от Польши до России уже забронировано. Может быть в другой раз?

Конечно, есть более лёгкие пути добраться до российской столицы. Но я был счастлив проделать этот путь - но только разок, на предолимпийскую разведку -  эта дорога предоставила возможности, немыслимые при путешествии на самолёте. Хотя туристический бум и предполагает, что толпы не задумываясь просачиваются в любое место, Россия достойна неспешного изучения при первом посещении, ведь она остаётся удивительной загадкой для большинства из нас.

Ну так вот, когда мы засобирались, реакция друзей была скептической. Мягко говоря. И дело не столько в выбранном направлении, сколько в огромном количестве трудностей, которые предстояло преодолеть на нашем долгом пути. Вы, должно быть, спятили - говорили одни. А вы вернётесь? - спрашивали другие. Впустят ли вообще вас? Смотрите, не вляпайтесь в неприятности.



Мы не вляпались - если вы не подразумевали под неприятностями строгую, но непонятную лекцию полиции о запрещённом развороте (откуда нам было знать?) или о невозможности отклонений от предписанной дороги (сразу после границы дорожные работы заставили нас свернуть с пути и пуститься в объезд). В подсознании крутилась мысль, что всё это похоже на бурю в стакане воды.

Однако, тайных встреч с красивыми дамочками из КГБ так и не было (всхлипнул). Сделка с тинейджерами, которые хотели купить Levi's прямо с моей задницы, прямо здесь и сейчас, прямо посреди Красной Площади, не состоялась (в минус 15 по Цельсию было слишком прохладно для предполагаемой прогулки обратно до машины в одних подштанниках). И мы не были арестованы за операции с валютой на чёрном рынке, ибо мы отказались от заманчивых предложений обменять наши фунты или доллары в четыре-пять раз дороже официального курса (если вас схватят за этим занятием, то немедленно депортируют).



Но до того, как вас выставят, вам сначала необходимо к ним попасть. И это само по себе уже немалое достижение. Не столько потому, что это путешествие длиной в 4500 миль из Глазго. И не потому, что русские дороги немного более суровы к автомобилю, чем британские - наша Lada 1600ES с пробегом в 10 тысяч миль удар не пропустила.

Безусловно, Вам нужна выносливость, терпение и решительность, а также осторожность в выборе своих попутчиков - вы будете находится вместе в изоляции гораздо больше, чем во время большинства других путешествий. И убедитесь, что вождение автомобиля на длинные дистанции - это Ваша концепция развлечений.

Затем, и это возможно самое главное, Вы должны совладать с русской паранойей. Не в смысле колючей проволоки, сторожевых вышек и невиданных сил, вооружённых до зубов и противостоящих Западу. Первый рубеж русской обороны выстроен из бумажек - бесконечной последовательности документов, одержимо требуемых клерками, таможенными офицерами, полицией, администраторами гостиниц и пограничниками, начиная с Восточной Германии. Без нужного куска бумажки - на каждый случай отдельного - вы окажитесь в затруднении. И никто не подскажет, как решить эту проблему.

Урок первый: стройте Ваши планы заблаговременно и скрупулёзно готовьте бумаги.  Первый шаг - беседа с Интуристом или хорошим турагентом, им аккредитованным. Интурист работает со всеми отелями на территории СССР и управляет всеми бронированиями. Вы должны заплатить вперёд и советский консул не выдаст Вам визы (а это занимает минимум 10 дней), пока Ваш маршрут не будет подтверждён. После этого, Вам надо повторить работу, чтобы получить транзитные визы - сначала польскую, затем - восточногерманскую. И Вы должны забронировать себе отель в Польше и на дорогу туда, и на обратный путь. Проверьте документы, затем - проверьте ещё раз, убедитесь, что они «соответствуют». Это утомительно, но стоит того. Несмотря на наши заботы, мы изрядно задержались, когда выяснилось, что один из нас получил лишь однократную визу для транзита через Польшу. А наши советские визы заканчивались за 12 часов до запланированного времени выезда из страны - проблема быстро и вежливо была решена всемогущим Интуристом.

Даже в отсутствии Олимпиады в качестве стимула, легко можно простить всю эту канитель ради интереснейших вещей. Действительно, это была тяжелейшая пятидневная работа, после которой осталось несметное количество образов - удивительных, зловещих, внушающих благоговение, отрадных, местами скучных. Мы обернулись за 13 дней, посвятив три дня (всё-таки слишком скоротечных) Москве. Если Вы покинете юго-восток Англии на быстрой машине и будете готовы двигаться без остановки, Вы сможете, возможно, сократить путешествие на три дня, в случае такой необходимости. Это может быть неплохо, если Москва - Ваша единственная цель, но есть много искушений для туриста между «здесь» и «там». И такое жёсткое расписание может стать реальной обузой, принимая во внимание тот факт, что в СССР от Вас ожидают чёткого соблюдения маршрута, согласованного с Интуристом, день за днём.



Мы выбрали паром, который дал нам возможность ночного отдыха после первых 470 миль пути. И мы планировали покрыть такое же расстояние на второй день. Хоть это и была автомагистраль почти на всём протяжении, наш путь занял десять с половиной часов, на полтора часа больше, чем в первый день нашего «путешествия в неизведанное», начавшегося на границе Восточной Германии.  Тут и начались тормоза: в противоположность Голландии, где не особо соблюдают ограничение в 100 км/ч и плотному потоку со скоростью около 160 км/ч на западногерманских автобанах. Начало «коридора» от Хельмштедта до Западного Берлина опутано колючей проволокой, барьерами и бдительностью. Изобилуют ловушки на соблюдение установленного ограничения в 100 км/ч и водители с Запада, не успевшие адаптироваться, становятся лёгкой добычей для полиции. Поток транзитных нарушителей, должно быть, является значительным источником остро необходимой «твёрдой валюты».

После 90 с лишним миль, на окраине Западного Берлина, остановившись на огромном чек-пойнте Drewitz, сортировочной станции трафика, где власти Восточной Германии демонстрируют свой стиль пограничной бюрократии, бесполезной с точки зрения Запада. И одна мысль не даёт покоя: все эти сторожевые вышки, противотанковые ежи и колючая проволока - предназначены для того, чтобы не дать нам войти, или чтобы не дать им выйти?

Так как у нас не было достаточно времени, чтобы купить Восточногерманские визы прежде, чем мы покинули родину, мы снова потеряли время. Покинули очередь. Прошли 250 ярдов до будки. Купили транзитные визы за пять Западногерманских марок каждая. Снова встали в очередь. Передали паспорта, визы и страховки несведущему сотруднику в будке  (будка стоит с правой стороны машины, поэтому местные водители машин с левосторонним управлением должны тянуться через машину, чтобы показать свои документы). Документы исчезли и по скрытой конвейерной ленте уехали к следующему сотруднику во второй будке, 150-ю ярдами дальше и он проверил снова. Нам повезло пройти через всё это за полчаса, перед тем, как рвануть по автобану Avus, бывшему когда-то частью трассы Гран-При. Западный Берлин, поющий и танцующий, вызывающе весёлый и яркий, окружённый мраком - этот город в представлении не нуждается.

Но это отвлечение стоило как времени, так и денег. Утром мы испытали нашу удачу, пройдя сквозь Берлинскую стену на чек-пойнте Чарли, нас быстро выгнали под сардонический смех союзных вояк, затем на другой стороне обыскали наш багажник. Транзитный транспорт должен пройти через всё это представление в Древице ещё раз, прежде чем влиться в поток на Berliner Ring - автобан, окаймляющий разделённый город с юга и ведущий к польской границе 70-ю милями дальше.

Как будто время внезапно остановилось 40 лет назад. Эта дорога очень самобытна - почти пустынна - с мелькающими рябыми почерневшими зданиями, до сих пор не восстановленными.  Двухрядное шоссе с постоянным тум-тум на бетонных стыках. И нет барьеров безопасности или отражателей. Дальше, этот автобан переходит в двухполосную дорогу, параллельную насыпи и мостам для второго шоссе - работы по его завершению были смыты приливами и отливами потока истории 1940-х.

Продолжение неминуемо следует...

Окончание истории

Журнал Autocar от 5 января 1980 года
www.autocar.co.uk
Опубликовано на основании письменного разрешения правообладателя в вольном переводе

великобритания, autocar&motor, книги и журналы, иновзгляд, ваз

Previous post Next post
Up