Под Кашмирским небом. Техническая информация.

Jan 26, 2019 19:30

Для начала - пару абзацев ответов на часто задаваемые вопросы по маршруту: куда, как, почем, стоит ли ехать.

Велопоход по Северным Гималаям, заявленный как 3 к.с состоялся с 22 августа по 5 сентября 2018. Нас было трое (Оля, Женя, Ваня), все мы из Беларуси. Маршрут начинался в городе Манали, захватывал некоторую часть Лех-Манальского шоссе, продолжался по строящимся дорогам Занскара и закончился в городе Каргиле, откуда мы переместились в город Лех за уже неспортивными прогулками.




Нитка маршрута

гор. Manali - дер. Marchi - пер. Rohtang (н/к, 3978 м) - гор. Keylong - дер. Jispa - дер. Zanskar Sumdo - пер. Shingo La (н/к, 5064 м) - Lakang - дер.Tangze - дер. Purne - дер. Raru - дер. Karsha - дер. Kushol - пер. Pensi La (н/к, 4400) - дер. Brachang - гор. Kargil

Обзорная карта (кликабельна)



Трек: https://www.gpsies.com/map.do?fileId=pfwbquezgbxsqusl

График движения



Транспортные расходы



1. Минск-Москва-Минск, ночной поезд, 90$ в обе стороны.
С такими ценами, лучше доплатить, но лететь стыковочным рейсом из Минска.

2. Москва-Дели-Москва самолет, 400$. Аэрофлот.
Можно везти велосипед как единицу багажа, это включено в стоимость билета. На рейсы в Дели обычно дают 2 багажа, но об этом не написано, и мы рассчитывали всё снаряжение провезти в велосипеде/ручной клади/карманах. А уже после покупки билета выяснилось, что можно еще одну единицу багажа везти бесплатно.

3. Дели-Манали, ночной автобус, 20$. Отправляются с автостацнии Kashmir Gate (рядом одноименное метро). Автобусы ночные. Билет можно купить на автовокзале в кассе Himachal Department, за велосипед оплату берет водитель (~350 рупий). Лучше не экономить на билете - будет кондиционер и мягкие сидения, но не забудьте взять в салон флиску, иначе замерзнете. На вокзале на перроне есть камеры хранения для крупногабаритного багажа, где мы заплатили 180 рупий за шесть наших баулов, оставленных на полдня.

4. Лех-Дели самолет, 170$. Авиакомпания Indigo. Если брать билет заранее, а не за три дня до вылета, цены гуманее. Сначала мы планировали возвращаться из Леха в Манали на автобусе, который идет двое суток и позволяет сполна насладиться перевалами Лех-Манальского шоссе, да только мы уже вкусили всю прелесть индийских дорог и решили остаться подольше в Лехе, а затем телепортироваться сразу в столицу.  Купить билет на самолет, находясь в Лехе, тот еще квест, с учетом того, что на сайте авиакомпании включена 3D secure, а в Лехе нет никакого мобильного оператора, к которому вы могли бы подключиться в роуминг.

Для провоза велосипеда покупали один дополнительный багаж весом 10 кг, и на стройке регистрации заплатили еще 1000 рупий за негабарит. Перевозчика интересует только суммарный багаж всех ваших сумок (у нас его было 10+10+7 = 27кг, что всё равно не хватило, но на небольшой перевес в 3 кг на стройке регистрации закрыли глаза).

5. Каргил-Лех, автобус. Ходит в 6.00 каждый день, билет можно купить в ларьке на автовокзале, велосипеды и прочий багаж везут бесплатно, главное самостоятельно закрепить его на крыше. Стоит это чудо 400 рупий с человека.

6. Автобус Лех-Пангонг-Лех. Ходит в 6.30 во вторник, четверг и воскресенье, ночует на Пангонге и на следующий день возвращается обратно. Стоит 270 рупий в одну сторону.

Еда



В походную раскладку из дома везли сушеное мясо и овощи (морковь и лук), колбасу на обеды, гречку, шоколад.

Остальные продукты покупали Манали, руководствуясь отчетами ребят из GingerTea. Брали рис, рисовые хлопья, овсянку, чечевицу, орехи и сухофрукты, соевые шарики, сахар, чеснок, имбирь, специи, печенье, топленое сливочное масло ghee (добавляли по ложке в кашу утром и вечером, 0.5 литра нам хватило на троих на 2 недели похода).

Рисовые хлопья и овсянка хорошо заходили в качестве завтраков, но уже в Падуме ничего такого в продаже не было - надо брать сразу в Манали. Местные рис и чечевица варятся долго. Соевые шарики - годный белок, но картон редкостный. Советуют их размачивать в специях, но купленным в Кейлонге карри можно было разве что костер внутри разжигать.

Вопреки тому, что это Индия, привычный чай и специи лучше везти из дома, иначе есть риск пить Липтон весь поход и питаться острой пищей, как это и было в нашем случае.

На маршруте раскладку можно годно пополнить в Кейлонге и Падуме, в деревнях встречаются магазины с залежавшимся печеньем и Магги (по-нашему Мивина/Роллтон/Доширак).

На продукты  на весь поход (закупались в Манали, Кейлонг, Падум) ушло примерно 5000 рупий на троих, что равноценно 16 евро на человека. Конечно, сверх этого были еще траты на "кемпинги" (200 рупий за палатку), питание в кафе и у местных (4 раза), donation в монастырях.

Газ

Можно купить в Манали на местном продуктовом рынке, там есть магазин туристического снаряжения (1). Еще видели его в магазине возле моста между Старым и Новым Манали (2). Стоимость 450-граммового баллона - 800 рупий (8 евро). Горелка у нас мультитопливная, резервно тащили 500 мл бензина, выпрошенного у мотоциклистов, но он не пригодился.



Связь

У нас был международный DrimSim, который отлично работал и раздавал интернет в Дели и Манали, но дальше за Кейлонгом вас ждет абсолютная тишина. Симки местного оператора покупать нет смысла, в Кашмире и Ладакхе свои операторы, которые с ними не дружат. В Каргиле и Лехе достаточно точек WI-FI, и даже в Падуме есть интернет-кафе со спутниковым интернетом (5 рупий минута).

Местность

Маршрут проходит по Индийским штатам Химачал-Прадеш и Джамму и Кашмир, по историческим областям Занскар и Ладакх, так называемому Малому Тибету.

Начинается он в долине реки Куллу, в Манали, а затем, через невысокий, но метеозависимый перевал Ротанг, переходит в район Лахаул. Хребет, на котором расположен перевал Ротанг, является дождевой завесой, которая собирает все муссоны, идущие со стороны равнинной Индии, не давая непогоде пробраться в засушливые горные районы. Из-за этой особенности на Ротанге уже в октябре выпадает снег, который лежит там до мая, и всё это время перевал закрыт.

В Лахауле мы продолжим двигаться на север и, через перевал Шинго Ла, переберемся в Занскар по едва намеченной дороге. Таким образом, мы окажемся в труднодоступном буддистском регионе, который по полгода закрыт от внешнего мира из-за погодных условий. Для туризма благоприятным здесь считается период с середины июня до середины сентября.
Ладакх - уникальный сплав индийской и тибетской культур. Здесь много буддийских монастырей, которые оберегают и сохраняют чистоту древнего учения Будды. Наиболее значительным из них является монастырь Карша.

Географически Занскар занимает больше 7000 км², высоты: 3500-7000 метров. Он состоит из двух долин в притоках реки Занскар: Дода и Каргьяк, который у деревни Пурне сливается с рекой Царап в реку Лунгнак. В долине Падума Лунгнак и Дода, сливаясь, образует сам Занскар, который отсюда течет на северо-восток к Инду в окружении огромных гор. В целом, Занскар - очень замкнутый регион и русло реки является главной дорогой в этих долинах.

Это объясняет труднодоступность региона Занскар для внешнего проникновения. Через перевалы и по замерзшему руслу реки жители связывались с другими регионами. Самый простой путь - через Каргил в долину Суру и на Пенси Ла. В 1979 по этому маршруту и построили брусчатую дорогу. В 1947 Занскар был включён в Индию, но из-за войн был закрыт для посещения до 1974.

Занскар лежит в западной части Гималаев и отличается полу-пустынностью и большими высотами. Большинство муссонов не проходят в Занскар и Ладакх из-за горных хребтов, в результате лето тёплое и сухое. Дождей и снегопадов в этот сезон почти нет, хотя за последние десятилетия количество осадков стало больше. Когда-то в Занскаре строили водяные мельницы, но реки стали полноводнее и теперь там где они стояли разлилась река. Занскарские дома хорошо построены, но крыши оказались неспособными справиться с увеличивающимися осадками и жители вынуждены принять меры.

Занскар малонаселен. Примерно 95% населения придерживаются тибетского буддизма, остальные - сунниты, переселившиеся в Падум в XIX веке. Падум с 1500 жителями считается городом, и в нем есть достаточное количество новых отелей, магазинов и ресторанчиков, в которых можно пообедать. Здесь также есть школа, почта, телефон и интернет.

Пролог >>
__________________________________________
Техническая информация
Пролог
Велопоход: 1-2, 3-4, 5, 6, 7-8, 9, 10-11, 12-13, 14-15

туризм, вандроўкі, Гималаи, Индия, поход, велік, горы

Previous post Next post
Up