C 15 по 17 июня в «Одном театре» проходила театральная лаборатория. Режиссёры Артём Акатов, Арсений Фогелев и Алексей Мосолов за пять дней подготовили три эскиза на тему «Сказки для взрослых зрителей».
Эскиз первый: «В доме, который построил Свифт»
Режиссёр: Артем Акатов
Артём Акатов выбрал для эскиза пьесу Григория Горина о доме, населённом героями Джонатана Свифта. Или безумцами, которые считают себя героями Джонатана Свифта. А может, актёрами, которые играют героев Джонатана Свифта. Эту головоломку предстоит разгадать доктору Симпсону (Дмитрий Волох). Но как разобраться, если ты всего лишь чуждый творчеству обыватель из Ноттингемшира, а тебя заставляют читать о лилипутах, обменивающихся репликами словно шахматисты ходами, и на потеху публике сталкивают с великаном, скукожившимся до среднестатистических размеров, да ещё этот залповый дождь...
Свифт обретает голос через персонажей, Артём Акатов при помощи актёров рисует портрет выдумщика Свифта. Актёры - Карим Армадов и Дарья Женихова - воплощают замысел режиссёра, демонстрируя магию театра, где путь от лилипута до великана - одно падение лестницы, а строгая домоправительница в мгновенье перевоплощается в выпивающего комментатора онлайн-трансляции, который обязательно создаст для зрителей шоу, даже если участники «мероприятия» сопротивляются.
Получился очень живой эскиз с хорошим абсурдным юмором и лёгкой грустинкой. На обсуждении зрители высоко оценили игру актёров и отметили актуальность текста пьесы. За то, чтобы довести до спектакля, проголосовало 74 зрителя (против 6). Мне эскиз понравился стремительностью и энергией, но можно ли их сохранить в полноценном спектакле?..
Эскиз второй: «Русалка»
Режиссёр: Арсений Фогелев
На второй эскиз была заявлена неоконченная драма А. С. Пушкина «Русалка», но, как сказал Арсений Фогелев перед показом: «Русалка будет, но Пушкина - не особо».
Фото: Елена Анискина
Эскиз гипнотизирует тёмной, в какие-то моменты болезненной, красотой. Музыка, игра света и тени, блики воды затягивают зрителей в мрачную атмосферу скандинавского нуара. На сцене царит двоемирие: жизнь явленная, бытовая и пространство сокрытого, постыдной тайны. На переднем плане мужчина и женщина в домашней обстановке (кресло, стол, гладильная доска), на заднем - невысокий бассейн, в котором виднеется девушка в лёгкой белой сорочке.
Размеренный идиллический мир немолодых супругов (Олеся Богданова и Виталий Борисов) всколыхнула новость о юной утопленнице (Дарья Женихова) и словно подняла со дна воспоминания, разговоры, истории, казалось бы, разрозненные, но связанные общей внутренней болью и водами Днепра.
Мнения зрителей на обсуждении разделились: кто-то счёл, что в спектакле не хватает мужского начала, кто-то увидел тему детско-родительских отношений, кому-то не хватило надежды, кто-то за формой не заметил содержания, многие сошлись в том, что всё очень интересно, но ничего непонятно. Большинство зрителей надеется увидеть спектакль ещё раз, уже доработанным. За то, чтобы довести до спектакля, проголосовало 82 зрителя (против 19).
Меня эскиз заворожил, как только свет выхватил фигуру Дарьи Жениховой в воде, оставив на стене тень русалки. Была опасность за внешней красотой обнаружить пустоту, но этого не случилось. Некоторые зрители посчитали, что за Дарьей больше никого не видно и не слышно, не согласна. Олеся Богданова, мягкая в роли жены, жёсткая в образе матери, холодно-отстранённая в качестве следователя(?), и Виталий Борисов, молчаливый, но с красноречивой напряжённой мимикой, привлекают не меньше внимания. Буду ждать «Русалку» в репертуаре театра.
Эскиз третий: «Снежная Королева» / «Руслан и Людмила»
Режиссёр: Алексей Мосолов
Алексей Мосолов выстраивает эскиз вокруг двух историй поиска: Герда ищет Кая, Руслан - Людмилу.
Оба преодолевают препятствия на пути к любви. Изначально каждый движется по своему сюжету, но с течением действия Герда (Ася Литвинова) и Руслан (Иван Романюк) сближаются и к финалу приходят как герои одной общей истории. Такова основная канва, но эскиз больше работает не с содержанием, а с формой.
Событийный ряд условен, актёры существуют в пространстве телесности. Здесь главное - пластика и те эмоции, которые она передаёт. Движение или его отсутствие. Девять актёров создают и проживаю образы, наполненные разными чувствами и смыслами. Страшное соприкасается со смешным, печаль со сладким дурманом, интимность с бесстыдством.
Эскиз Алексея Мосолова вызвал у зрителей противоречивые чувства. Восхищение, недоумение, шок - лишь немногие из них. Словоцентричный театр, как мне кажется, зрителям ближе и понятнее. Для восприятия невербального театра нужно довериться непосредственному чувствованию, а сделать это бывает непросто. И всё же, за то, чтобы довести до спектакля, проголосовало 80 зрителей (против 15).
В процессе просмотра я прошла путь от неприятия до эйфории. Самоирония, сбивания пафоса и хорошее безумие (отдельная благодарность Кириллу Симоненко за скоморошество) заставили меня полюбить этот эскиз.
Не знаю, насколько эскизам удалось раскрыть сказочную тематику, по-моему, они очень жизненные, но то, что лаборатория на три вечера создала сказку для меня - безусловно. Огромное спасибо «Одному театру» и постановочным командам.