Наконец-то заканчиваются посты про Австрию! Единственное, о чём ещё пока не успел рассказать (но успел не единожды упомянуть) - это Земмерингская железная дорога, настоящее чудо инженерной мысли, сравнимое по своей монументальности и значимости с Эйфелевой башней, но, к сожалению, гораздо менее известное.
Чтобы представлять себе местность и то, как выглядят населённые пункты, через которые проложена железка, можете ознакомиться с
этим и
этим постами. Хотя и то, и другое ещё появится ниже, но уже в "чугуночном" контексте.
2. Итак... что же такое Земмерингская железная дорога?
То, что принято считать ею - это 41-километровый участок между городками Глоггниц и Мурццушлаг (сами названия уже рисуют в воображении что-то такое альпийское и очень самобытное). От Вены здесь около полутора часов пути на электричке, причём я ехал с пересадкой в местечке Пайербах-Райхенау. Вот оно, на фото. Ландшафты уже здесь впечатляющие, и, если бы не желание доехать всё-таки до самого Земмеринга (я понятия не имел, что там будет, но железная дорога-то назавана именно в честь него), то я бы здесь и остановился.
Несмотря на всеобщее убеждение в том, что немцы педантичны и всё у них работает по часам, сюда приехал лично я, а значит, всё должно было пойти не так, как всегда бывает. Так, собственно, и произошло. Электрички из Вены и дальше в сторону Граца стыкуются в Пайербах-Райхенау, разница между прибытием первой и отправлением второй - около пяти минут. Моя же электричка опоздала на 10 (и это в Австрии!), а следующая, ясен пень, уже уехала. В результате я и ещё несколько незадачливых любителей прогулок по горам остались на совершенно пустом вокзале с перспективой задержаться здесь часов этак на N. К счастью, недолгие переговоры с местным представителем Австрийских ж/д завершились положительно, и уже через двадцать минут за нами приехала лихая болтливая бабулька на микроавтобусе и бесплатно всех довезла до Земмеринга.
3.
4. Оказалось, что я не ошибся, приехав именно сюда. На вокзале Земмеринга открыт интересный (и, кстати, бесплатный) музей, посвящённый местной железной дороге, есть куча разных материалов для туристов, а скучающая фрау на стойке информации рада рассказать на не очень уверенном английском, как лучше выстроить маршрут и что посмотреть в городке.
5. Да, вот оно! Взглянув на диораму, я сразу захотел увидеть что-то подобное вживую, хотя бы издалека... С детства меня завораживали подобные места, когда их показывали в каких-нибудь фильмах.
6. Лишь одно меня смущало. Когда я заходил в музей, слева от входа обратил внимание на терминал для покупки билетов... Приключения с ж/д продолжаются? А ведь у меня в кармане уже есть квиточек на обратную дорогу...
Я поинтересовался у фрау, вернусь-таки ли я сегодня в Вену или придётся ночевать в Земмеринге. Она пожала плечами: "Я могу вам дать расписание, но насчёт отмен нас не информируют." Конечно, ночь в Альпах - это прекрасно, но в мои планы это никак не входило. Я уж молчу, что билеты на электричку в Австрии это по цене не то же самое, что билеты на электричку в России, и обидно было бы потерять лишние пару десятков евро. Добрых минут двадцать я искал, кто бы мне на вокзале мог прояснить ситуацию, но, по всей видимости, такое случается здесь слишком редко, чтобы держать на этот случай специального сотрудника.
7. Даже в святая святых любого вокзала - диспетчерской - успел побывать. Если фрау в музее по-английски коряво, но говорила, то герр Диспетчер не понимал на родственном языке решительно ни слова (правда, сразу об этом предупредил: "Kein Englisch!") Мои попытки объяснить нетривиальную для Австрии ситуацию, используя мои весьма ограниченные знания в немецком, тоже потерпели крах: хотя герр меня и понял, помочь ничем не смог, не его компетенция. Приходилось надеяться, что всё-таки как-то дело разрулится, а пока хотя бы не терять времени и изучить окрестности.
К слову, диспетчер курил, сидя за своим пультом! От сигаретного дыма за время пребывания в Австрии я успел отвыкнуть, ну а курение на рабочем месте... думаю, что в Вене вряд ли бы такое допустили, но тут, практически в деревне, всё чуточку гибче в плане законов. :)
8. Итак, в полном неведении относительно обратной дороги, я пошёл исследовать окрестности. Об этом я уже рассказывал, а сейчас всё-таки хочу немножко рассказать про саму Земмерингскую железную дорогу.
9. Участок между Глоггнитцом и Мурццушлагом длиной чуть более 40 километров строился с 1848 по 1854 годы, он стал первым в мире высокогорным железнодорожным участком. В постройке принимало участие около 20000 человек. За время своего существования (150 лет, между прочим!) Земмерингскую железку практически не перестраивали. Провели только контактный провод для электровозов, да и всё.
10. Строили её в первую очередь не для красоты, а для того, чтобы связать Вену и другие города к северу с Балканами и Италией. Здесь были возведены 14 туннелей, 11 железных и более 100 каменных мостов, 16 виадуков. И это в середине XIX века!
11. Главным творцом проекта железной дороги был Карл фон Гега, выдающийся инженер-архитектор. Он постарался, чтобы все сооружения не только служили людям на пользу, но и вписывались в окружающий ландшафт, гармонируя с окружающей природой. Благодаря открытию Земмерингской железки эти места, прежде труднодоступные из-за своего рельефа, превратились в один из важнейших курортных районов Австрии.
12. Специально для Земмерингской железной дороги были разработаны новейшие типы локомотивов, способные преодолевать крутые подъёмы и входить в кривые с малым радиусом.
13. В качестве материалов для многих станций, мостов, виадуков использовались отходы, остававшиеся при прокладке туннелей.
14.
15. К сожалению, в этот раз мне не довелось наблюдать самых крупных сооружений Земмерингской железки вблизи, но до некоторых сооружений поменьше удалось добраться.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23. Нагулявшись по горам, я вернулся на вокзал, готовый ко всему, в том числе и к незапланированной ночёвке в Земмеринге...
24. Но, слава Богу, к вечеру Австрийские Железные Дороги решили все проблемы, которые у них возникли утром, и на путях стояла электричка с заветной надписью: Payerbach - Reichenau. Я испытал облегчение, сравнимое с тем, как если бы, будучи в Вековке, узнал бы, что доберусь-таки сегодня хотя бы до Шатуры...
25. Вот так, кстати, австрийская электричка выглядит изнутри. До самого Пайербах-Райхенау я ехал в вагоне один. Поначалу я подумал, что это из-за того, что многие отменили свои поездки (ведь электричек-то в этот день уже не должно было быть), но и в следующем поезде до Вены количество народу в вагоне не превышало 10 человек. С одной стороны хорошо: едешь спокойно, фоткаешь, пересаживаешься когда и куда хочешь... Но с другой, я понял, почему цены на электрички в Европе в 2 и более раз дороже российских. За личное пространство надо платить!
26.
27. Все полчаса до Пайербах-Райхенау я провёл с камерой в руках, бегая от одного окна к другому. К сожалению, фотографии не могут передать всей крастоты этих мест.
28. Поговаривают, что участок между Глоггнитцем и Мурццушлагом хотят вывести из постоянной эксплуатации и оставить как туристический маршрут.
29. Но пока что Земмерингские тоннели и мосты каждые несколько минут сотрясаются от проходящих поездов...
30. ...и так происходит уже 150 лет!
31.
32.
На этом я прощаюсь с Австрией!
Уже лежат в ожидании своей очереди фотографии из Братиславы, из Лос-Анджелеса (да-да, опять) и из гостеприимного Сан-Диего, из Одессы и Одесской области, возможно будет что-то про Киев (но только после революции, а то уж больно фотки будут контрастировать с нынешним городским обликом)... в общем,будет много всего интересного! Заходите!
Недавно я писал про:
Парк Пратер и Вена с высоты Совсем другая Вена На склонах Австрийских Альп Земмеринг