Не так давно я рассказывал про современное состояние печально известного
полигона в Бутове. Его справедливо называют Русской Голгофой. Коммунарку так не называют, да и вообще этот посёлок больше известен тем, что по аналогии с ним назван Ашан в Меге Теплый Стан. Не так много народу ещё знает, что Коммунарка - место, немногим менее страшное, чем Бутово...
2.
Коммунарка - посёлок по Калужскому шоссе в нескольких километрах от Москвы. Сам полигон находится на другой стороне шоссе от посёлка.
3.
Думаю, что тут не 400 метров от шоссе, как гласит указатель, а намного меньше. Тем не менее, сложилось впечатление, что заезжают сюда не так часто.
4.
Ворота полигона. Совсем не как в Бутове: ворота закрыты, около двери - домофон.
5.
Мне же повезло: как раз когда я делал этот кадр, к воротам подъехали Жигули, из них вышел монах, с некоторым удивлением посмотрел на меня и поздоровался. Затем он переговорил с домофоном, открыл ворота (в которые зашёл вместе с ним и я), заехал, закрыл и только после этого поинтересовался, откуда я собственно. Краткая беседа вылилась в моё обещание заглянуть потом в "зелёный домик" у храма (построенного на полигоне несколько лет назад) и скинуть фотографии, авось пригодятся братии.
6.
Монах (впоследствии я узнал, что его зовут о.Ермоген) предупредил, что территория "пока не очень благоустроена", но "можете пройти вдоль забора вон туда". У входа стояла вот такая карта полигона. Казалось бы, всё понятно и просто. Но... Забегая вперёд, скажу: не ходите, дети, в юго-западный угол гулять.
7.
"Насчёт неблагоустроенности это он скромничает", - подумал я. Прямо при входе стоит поклонный крест...
8.
И аккуратная беседка.
9.
Поблизости - памятник некоему латышу, члену ВКП(б) с 1912 года, начальнику управления драгоценных металлов Наркомата финансов СССР Мартинсону А.А. Поначалу удивился: не самый последний человек в государстве-то был, а лежит не на Новодевичьем... Сразу же контраст с Бутово: там памятников отдельным личностям нету!
10.
Поблизости - памятник в память о монголах, репрессированных в РСФСР.
11.
Аналогичная конструкция, только в память о якутах. В память о русских, которых здесь лежит в десятки раз больше, нет никаких конструкций. В принципе, ничего удивительного.
12.
Вдоль забора, куда меня направил монах, идёт прекрасная аллея. "Какое милое и спокойное, хотя и грустноватое место!", - подумал я и направился по аллее.
13.
В зарослях около аллеи встречается памятник другого рода. Интересно, им тут хорошо рылось?..
14.
Следуя словам монаха, направляюсь вдоль забора и дальше. Тропинка становится всё уже, но она ещё есть.
15.
Забор и колючая проволока ещё, скорей всего, тех времён, когда тут был полигон.
16.
17.
Пройдя совсем немного, я вышел к мостику через высохший ручей. Русло ведёт к пруду в центре территории, к которому я, к сожалению, так и не дошёл. Обратите внимание на то, что столбы пронумерованы: их нумеровали ещё во времена полигона.
18.
Тут же неподалёку лежит вот такой артефакт. Что на нём здесь могли возить?.. Здесь мне первый раз стало не по себе.
19.
Вскоре за мостиком небольшая площадочка. Здесь обустраивается ещё один поклонный крест и беседка. Тут же на деревьях размещены фотографии, размещённые детьми и внуками лежащих здесь. Их не так много. Кстати, среди них нет религиозных лиц.
20.
Напротив, кажется, что здесь лишь правоверные коммунисты.
21.
22.
23.
Но я продолжаю свой путь вдоль забора. Здесь, ближе к юго-западной части полигона, уже практически отсутствуют тропинки.
24.
Встречаются лишь рвы, канавы и небольшие холмы. Здесь находиться стало неуютно. Заросли с насекомыми, свисающая местами колючая проволока, поваленные деревья и паутина не добавляли радости от прогулки.
25.
Когда же я увидел через просвет в зарослях храм, осмотр которого изначально отложил на закуску, я двинулся к нему. Во-первых, идти вдоль забора по зарослям уже надоело. Во-вторых, находиться там уже было просто дико неуютно. Я вышел к этому дубу и в момент, когда его снимал (думая, что вот напишу в посте: свидетель репрессий), со стороны хозяйственных построек храма увидел несколько недружелюбно лающих собак, направлявшихся ко мне, видимо с целью репрессировать меня самого. Я поспешил ретироваться. И снова через заросли. И снова к забору. Неуютность достигла своего пика: гавканье приближалось, а позади - забор с колючей проволокой. Ломанулся на всех парах вдоль забора и таким образом замкнул круг вдоль него, выйдя к воротам на полигон. Гавканье ещё долго раздавалось со стороны юго-западного угла...
26.
К храму же Новомучеников и Исповедников Российских вышел по цивильной и короткой дороге от ворот. Рядом с храмом монах (не тот, что на Жигулях, а другой) рассказывал небольшой семейке про историю полигона. Меня пригласили послушать тоже.
27.
Печальная часть истории этого места началась когда в этом усадебном домике поселился Генрих Ягода, известный как один из руководителей органов госбезопасности, а впоследстии нарком внутренних дел СССР. Здесь он прожил недолго, впоследствии при его же участии на территории усадьбы стали производиться расстрелы. Сейчас в доме келии и хозяйственные помещения.
28.
Позднее к усадебному дому сделали ещё небольшую пристройку. Народу здесь работало немало. Однако, знали о существовании этого места лишь очень немногие даже в пределах органов госбезопасности. Впоследствии, большинство из знавших легли здесь сами.
29.
Кстати, дорога от ворот к усадьбе (а теперь, соответственно, и к храму, который расположен рядом) имеет форму буквы S. Это сделано из тактических соображений. Вероятней всего, рядом с усадебным домом располагались пулемётные точки. В случае, если на территорию заехала бы непрошенная машина, её бы встретили огнём до того, как водитель и пассажиры успели бы разглядеть, что тут находится. Объект был сверхсекретным. Даже люди, прожившие в Коммунарке всю жизнь, до 2000 года не знали, что находится за этим забором. Вдоль забора по внутренней стороне с 30-х по 90-е годы круглосуточно шагали часовые, а с внешней стороны гуляли сотрудники в штатском под видом грибников, отлавливая тех, кто подбирался близко к забору.
30.
Сейчас территорию облагораживают: построили храм, расчистили старую усадебную аллею (на фото) но.. на полигоне пока исследовано меньше половины территории.
В юго-западный угол монах ходить настоятельно не советовал: "Там ещё ничего не копали и не исследовали. Если вы не молитесь и в храм не ходите, вообще туда не ходите. Если же молитесь, то не ходите хотя бы в одиночку." Даже сами монахи там стараются не бывать - игумен запретил без разрешения. По свидетельствам, там беспричинно падают деревья и вообще мало чего хорошего твоится. Я не стал говорить, что сам только что оттуда, еле смотался от собак и потерял свои очки. Лишь подумал, что пока меня туда возвращаться отнюдь не тянет (кстати, потом я ещё раз встретил этих собак - они почему-то молча убежали от меня).
Во время строительства храма рабочие ночью боялись выйти в туалет: они постоянно видели какие-то тени и слышали стоны из глубины леса...
Здесь расстреливали не так уж и много, в основном хоронили. А хоронили здесь в основном не священнослужителей и антисоветских агитаторов, а наоборот: особо рьяных революционеров, наркомов и их заместителей, начальников лагерей, чиновников структур госбезопасности... Для отвода глаз жителей близлежащих населённых пунктов трупы привозили в грузовиках с надписями "хлеб" или "молоко". В общей сложности здесь похоронены от 10 до 30 тысяч человек. В целом, место (исключая храм и прихрамовую территорию) очень мрачное и неуютное. Если соберётесь посетить, будьте поосторожней.
Спасибо за внимание!
См.также:
Бутово - Русская Голгофа