Сегодня я закончу свой рассказ про Рогожку. Вторая часть значительно более красивая, но и более туристическая. Спасо-Андроникова монастыря и Школьной улицы, впрочем, тут не появится, но обойти стороной главный старообрядческий островок в Москве я не решился.
Рогожский поселок - центр старообрядчества в Москве, а также место, где расположена старообрядческая Московская Митрополия. Сейчас главой старообрядцев является митрополит Московский и всея Руси Корнилий.
2.
Сразу же после проезда под мостом Горьковского направления ж/д, где мы остановились
в прошлый раз, мы попадаем в Рогожский поселок. Первое же здание, которое встречается тут,- это бывшие бани. Они тут стоят ещё с XIX века, а ныне используются как магазин церковной утвари старообрядцев. Рядом еще есть старообрядческое кафе.
3.
За зданием бань небольшой рынок. Здесь продаются как вполне обычные товары, так и старообрядческие: имеется лавка с травами и настоями и лавка с сувенирами и старообрядческой литературой. Торгует в ней бородатый мужчина, чьё вероисповедание не вызывает сомнений.
4.
5.
Если в новостроечной части Рогожки граффити смотрелись гармонично, то тут они несколько контрастируют с окружающей обстановкой.
6.
Двор храмовой территории очень ухожен и аккуратен. Очевидно, несмотря на кажущуюся отрезанность старообрядцев от мира, они не бедствуют.
7.
На территории сохранилось несколько построек XIX века. На этом фото - монашеские келии. Правда, не знаю, живут ли монахи здесь ныне.
8.
Крест, поставленный в 2008 году в честь старообрядца, героя войны 1812 года, донского атамана Матвея Ивановича Платова.
9.
А вот это здание знакомо многим: это храм-колокольня Воскресения Христова высотой более 60 метров. Его (её) прекрасно видно с ТТК и с двух направлений ж/д: Курского и Горьковского.
10.
В начале 90-х здание представляло собой удручающее зрелище, сейчас же это громадное белоснежное сооружение с красивыми узорами. Вот только не все символы мне понятны...
11.
...например, к чему бы вот эта "неясыть птица"?..
12.
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы - главный храм старообрядцев. Стоит он тут аж с конца XVIII века и строил его небезызвестный архитектор Казаков.
13.
Рядом стоит храм Рождества Христова. В отличие от Покровского собора, его разоряли в советское время, и очень конкретно: в этом неоготическом здании столовались культурно просвещенные рабочие фабрик Советского Союза.
14.
На храмовой территории ныне создаётся и прогулочная зона. Если честно, я не ожидал ее здесь увидеть. Вообще, вопреки предубеждениям о том, что старообрядцы - люди с суровыми лицами, чрезвычайно закрытые для других, они вполне радушные и добрые, хотя и внешне необычные.
15.
В царские времена здесь были пруды, куда на Богоявление приезжали купаться старообрядцы. В советский период пруды засыпали и построили стадион. Сейчас их вырыли заново. Сейчас, правда, их состояние пока оставляет желать лучшего...
16.
...но я уверен, что скоро здесь будет очень уютно гулять. Причем, не только старообрядцам.
17.
Палаты Солдатенкова. Ныне здесь располагается трапезная и службы Митрополии.
18.
Очевидно, когда-то это было конюшней. Сейчас - туалеты и, возможно, гаражи.
19.
Ну и последний храм на территории - белая ворона, т.к. он принадлежит не старообрядцам, а обычным православным, то есть РПЦ. На мой взгляд, он самый красивый из трёх, и напоминает угличско-костромские храмы в русском стиле.
20.
Освящен он в честь Святителя Николая, нынешний его вид датируется серединой XIX века.
21.
Кстати, в XIX веке в нем служили единоверцы - люди, которые придерживались старообрядческого устава проведения служб, но при этом подчинялись официальной церкви.
22.
Сразу за Никольским храмом располагается Рогожское кладбище - самый крупный старообрядческий некрополь в России. До 1930-х и после 1990-х годов здесь хоронили только старообрядцев. На территории есть несколько родовых склепов, в том числе и известной фамилии Морозовых. На территорию в этот раз я не пошёл.
23.
В честь местности, облюбованной старообрядцами, в XIX веке назвали и улицу - Старообрядческая. В советское время её переименовали в улицу Войтовича. Сейчас ржавеющая табличка с советским вариантом названия продолжает висеть на углу одного из зданий как некий трофей, брошенный поверженным врагом - советской властью. Кровожадненько, но такова история.
24.
Более нигде я "улицы Войтовича" не встретил. Вряд ли кто-то через 50 лет скажет кто это вообще такой был.
25.
В Рогожском поселке в конце XIX века старообрядческими фамилиями было построено несколько богаделен, ныне использующихся для нужд Митрополии. На фото - бывшая богадельня Бугровых. Сейчас - духовное училище.
26.
Московский старообрядческий богословско-учительский институт, построенный для подготовки учителей в старообрядческие школы. Школа №459. Была до недавнего времени. Сейчас, говорят, её передают обратно старообрядцам.
27.
Рогожка кончилась, началась Москва. :)
Спасибо за внимание!
См. также:
Рогожка, ч.1 P.S. Кажется, что время в Рогожском посёлке течёт медленней, чем в целом в городе. Здесь устоялся какой-то свой ритм, свой уклад и традиции на площади меньше одного квадратного километра. Хотя я и не старообрядец, мне нравится, что есть ещё самобытные островки в пределах Москвы, куда не добралась всепожирающая урбанизация и золотая лихорадка.