Oct 25, 2011 18:28
"Медея".
Впечатляюще страшная история. Хотя здесь автор видоизменил традиционное сказание,сделав виновницей гибели детей саму Медею, отчаяние многим пожертвовавшей ради счастья с любимым женщины лично меня очень трогает. Но остервенелость, упоение, с которым она, жадная до причинения всевозможных печалей Ясону, мстит ему, вызывает отторжение, неприязнь. Конечно, она защищала свою честь, свои чувства и принципы, но количество смертей доходит до кошмарного абсурда. Вот же страстная натура,разрушающая всё вокруг себя, будучи в плохом расположении духа! Прочитала, что Еврипид сделал её убийцей детей только,чтобы очистить имя города, предков, становящихся таким образом не виновными в смерти малышей... но кто знает. Всё это так жутко.
"Нет.надо бы рождаться детям так,
Чтоб не было при этом женщин, -люди
Избавились бы тем от массы зол. (Ясон)
"Электра"
Любопытны разные взгляды на одну и ту же историю - Эсхила и Еврипида. Вот например, одно место явного желания "выделиться":
"Ст. 527 - 546. Еврипид откровенно полемизирует с изложением мифа у
Эсхила в "Хоэфорах" (ст. 168 - 234), где отрезанный локон Ореста, след от
его ноги у могилы Агамемнона и знак, вышитый рукой Электры на одежде брата,
служили для его опознания."
А вообще, у Еврипида странности разные. Почему Орест долгое время скрывается от сестры, почему сразу не сказать, кто он, обнять любимую сестру, как нормальные люди? Электра чуть ли не уговаривает его убить мать, а потом они как будто даже сожалеют. Электра в конце называет мать "любимой".... Опять здесь это слепое желание резать всех неугодных О_о Неужели им легче от этого было?! ...
"На общее дело одна вас сковала
Обоих судьба,
Проклятие в роде сгубило..." (Кастор)
"Ифигения в Авлиде"
Складывается ощущение, что женщины у Еврипида - более яркие, страстные, волевые натуры. Агамемнон, например, ведет себя, как тюфяк, слишком долго пытающийся понять, что к чему, и успевший за это время наделать множество ошибок. Ифигения, в отличие от отца, практически сразу нащупывает истинный смысл своей будущей смерти, а познав истину, она освобождается от страха, за что и награждается божественным спасением. Женщины упорнее что ли в своих взглядах...
Клитемнестра здесь выступает в весьма непривычной роли: она не жена, помешенная на желании прикончить мужа-детоубийцу - она прежде всего мать,страдающая за дочь. Наконец-то я увидела первопричины, так сказать, теперь хотя бы понятно, насколько сильно её ранила готовность мужа убить дочь - неважно, что всё сложилось удачно., главное - он преступил нравственные семейные связи.
Сейчас в голове вполне цельная, четкая картина Троянской истории.
"жертвоприношение Ифигении выступает
в этой трагедии как патриотический акт, а не расплата за хвастовство
Агамемнона."
"Орест"
Отмечу лишь, что творя на традиционную для античных трагиков тему, Еврипид и тут решил привнести в своё произведение нечто индивидуально-авторское:
"Преступление Ореста становится предметов обсуждения в народном собрании в Аргосе, которое выносит убийце матери смертный приговор; в поисках спасения Орест громоздит одну кровавую авантюру на другую, пока вмешательство Аполлона не дает разрешения окончательно запутавшейся интриге." (В.Н.Ярхо)
Вот наконец и пример пресловутого приема "Deus ex machina", когда внезапное появление божества решает все проблемы. Ага, было бы в жизни так просто.
Не уверена, что эти изощренности сюжета были оправданы: перипетии-то увлекают, но вот отсутствие адекватного финала ничуть не удовлетворяет: слишком уж искусственно разрешение конфликта.
"Вакханки"
Сюжет принадлежит к кругу мифов, связанных с установлением в Греции культа Диониса. "Вакханки" являются для нас единственным литературным памятником классического периода древнегреческой литературы, запечатлевшем миф о борьбе Диониса с его противниками. (В.Н.Ярхо)
Дионис обижается на то, что Фивы никак не хотят принимать культ Бромия и решает проучить и правителей, и жителей. Делая женщин безумными вакханками, он с их помощью приносит множество несчастий и бед городу. Кульминацией этого бесчинства становится убийство фиванского царя Пенфея его матерью, обезумевшей от дионисьего разгула Агавью. Ну и ужас!
Вот уж действительно после такой истории о Дионисии заговорят в городе, но сомневаюсь, что эти разговоры перерастут в почитание, которого он так хотел. Кошмар.
Древнегреческие мифы - тот ещё хоррор. А сюжет «Вакханок» - вообще просто мрак кромешный. Месть, кровь, безумие, детоубийство, расчленёнка. Говорите, Дионис - бог вина, веселья, опьянения и забвения? Да это бог джеков-потрошителей! Он насылает на людей безумие, и те рвут друг друга на части.(с)
Использовался, помимо учебника, текст В.Н.Ярхо "Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии".
Дневник чтения