Oct 21, 2011 22:32
- Что главное в эпизоде мифа Фиванского цикла для Софокла?
Вновь основываясь на взглядах Виктора Ноевича, прихожу к выводу, что Софокл в своей драме раскрывал суть конфликта так называемых "мер вещей" двух героев-антиподов: "индивидуальное человеческое разумение" Креонта (законы, придуманные человеком) и "незыблемые нравственные нормы, освещенные авторитетом олимпийских богов" Антигоны. Конфликт такого масштаба не находит иного разрешения противоречия, как только посредством смерти девушки, личности с высоким уровнем самосознания. Своей смертью Антигона, по словам Ярхо, "восстанавливает мировую справедливость", чем также доказывает свою исключительную героическую "разумность". Антигона отдает предпочтение законам неписанным, божественным, действует согласно голосу сердца, совести, то есть, по Софоклу, поступает мудро, верно, в отличие от Креонта, руководствующегося только государственными порядками.
- Что главное в эпизоде мифа Фиванского цикла для Жана Ануя?
У французского драматурга эта история рассмотрена в совершенно другом свете. Ануя интересует скорее проблема существования человека в мире, противном его сущности. Антигона не желает жить во лжи и лицемерии, она хочет простого, чистого счастья, она хочет иметь возможность делать то, что истинно правильно по её "системе принципов".Однажды поддавшись на уговоры Креонта, она вновь возвращается к себе, когда тот заговаривает о жизни и счастье:
"Жизнь? Какой же будет моя жизнь? Какие жалкие поступки придется мне совершать изо дня в день, скажите, кому мне нужно будет лгать, кому улыбаться, кому продавать себя? Кому я спокойно дам умереть? Я хочу узнать, что я, именно я, должна совершить, чтобы жить? Вы говорите, что жизнь прекрасна. Это я и хочу узнать, как я должна поступать, чтобы жить."
Антигона не представляет себя частью будущего этого окружения, зато она четко осознает, что она должна сделать в данный момент - похоронить брата, обеспечить долгожданный покой родной душе . А так как она не может этого сделать, выход один - смерть....
Так мне представляется идея Жана Ануя....
P.S. Я об этих вещах мыслю немного консервативно: мне никогда не нравится "осовременивание" классики. Будь то античная трагедия, или наша, отечественная литература 18-20 вв. Сколько ни смотрела-читала подобных переработок, ничто не нравится, хотя часто главная идея совершенно трансформируется, как например, с мифом об Антигоне. Как говорится, всему своё время и для современности должно создаваться нечто новое все-таки, незачем переделывать то, что итак гениально/великолепно. И у меня практически никогда не возникает мысли, что характеры, диалоги, взгляды "устарели": в сознании всё как-то само при необходимости проецируется на нашу жизнь, без посторонней помощи. Просто мысли.
Дневник чтения,
домашние задания