"...Но это ведь только кажется, что подобного рода скандалы отшумят и пройдут и все пойдет по-прежнему. На самом деле это не так. Шумит здесь, а отзывается совсем в другом месте. Недавно встречался с настоятелем крупного отдаленного монастыря, достаточно известного. И тот горько сетовал, что после зимне-весенних московских скандалов с плясками в храмах его отдаленный монастырь покинули большинство благодетелей и "если раньше в неделю два автобуса с паломниками, то теперь два в месяц". Останавливается строительство, беднеет стол монахов и паломников, начались долги. Вот так. И если скандалов и провокаций, возможно, избежать нельзя (особенно только что упомянутых), то минимизировать их последствия можно".
Это Борис Якеменко.
http://boris-yakemenko.livejournal.com/355096.html Очень интересное свидетельство о реальном общественном и церковном отклике на события прошлого года.
Почему стало меньше паломников?
Их отпугнула пляска в храме? Но само по себе очевидное оскорбление в адрес веры скорее сплачивает верующих. Они сочли подвергшийся поруганию храм утратившим благодить? Но пляска была в другом храме, а не в этом монастыре.
Общественное мнение вдруг резко поддержало кощунствующих плясуний? Но этого точно не было в первую
неделю после самого события. Тогда был консенсус в вопросе об осуждении этой пляски.
Значит, перемена в общественном мнении, причем не только в нецерковном, но и в околоцерковном (атеисты не будут паломничать автобусами) произошла позже. Так что же произошло позже и реакцией на что именно стало охлаждение людей к церковной жизни?
Ответ очевиден: была продекларирована ставка на беспощадную роскошь. Открыто и официально были озвучены тезисы, разительно отличавшиеся от того, что люди хотели видеть в Церкви: апология роскоши начальства и откровенная силовая мобилизация для отпора тем, кого, как оказалось, христианам никак не можно прощать и миловать.
Так что я вполне согласен с нынешним текстом Бориса Якеменко. Но полтора года назад он писал совсем иначе:
http://diak-kuraev.livejournal.com/286877.html. За это время звезда "Наших" закатилась. Якименко в политической отставке. И теперь может думать и писать свободно. Может, в своем высоком философском досуге он сможет найти время и для того, чтобы открыто оспорить свои же суждения и приговоры тех дней.
Я же за это время от десятков священников слышал: число собственно прихожан не убавилось. Но стало заметно больше холода вокруг Церкви. Стремительно истончается слой "симпатизантов". Те, кто ранее при случае с радостью по мелочи помог бы Церкви, теперь и в самом деле настроены скорее настороженно. Те, кто ранее при случайной встрече спрашивали - "батюшка, расскажите, посоветуйте, а как мне...", теперь говорят: "да что же у вас там...!".
***
В комментариях интересно вот это:
Сергей Королев.
По долгу службы, уже продолжительное время приходится посещать различные монастыри и приходы. И, как по моим собственным наблюдениям, так и по свидетельствам людей, работающих в Храмах и монастырях, паломников с каждым годом становится действительно меньше. И отток этот равномерно увеличивается с каждым годом, что, думаю, уже говорит о большем, чем о простой зависимости от “плясок”, на фоне начальственной беспощадной роскоши.
Сами по себе, паломнические поездки, как мне кажется, это своеобразная зона - инкубатор-предбанник, в которую человек входит, находясь, либо еще в полу-языческом восприятии веры, ожидая от поездок каких-то сугубых духовно-материально-ощутимых даров - венцов например. Либо, как возможность укрыться от давящей суеты мира (не умея в обычных условиях своей жизни этой суете противостоять) и побыть наедине с собой и Богом.
Со стороны церковных людей, отток паломников можно объяснить тем, что люди, воцерковляясь, и получив уже определенный опыт от этих поездок, все же приходят к мысли, что спасение зависит не от перемены места и начинают спасаться по месту жительства, на своем собственном приходе.
Страшно то, что уменьшение интереса к нашим святыням говорит, что на место “воцерковившихся” и почувствовавших себя в Церкви полноправными хозяевами, уже ни кто не встает. Потому, в этой “зоне”, где языческое должно перерождаться в христианское, уже сейчас наблюдается дисбаланс между воцерковившимися и потенциальными христианами.
Причем, мешаем потенциальным входить в церковь именно мы - своим лукавством, не любовным поведением и нехристианскими (не евангельскими) реакциями на внешние раздражители.
Когда вразумления Божии, за наше соблазнительное для внешних поведение, начинаем выдавать за гонения. А по сути, всего лишь пытаясь узаконить в глазах общественности свой статус материально-беспощадно-роскошной неприкосновенности".