26 июня 2013 года Епархиальный суд Московской (городской) епархии Русской Православной Церкви в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Положения о церковном суде Русской Православной Церкви и на основании распоряжения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 25 июня с.г. рассмотрел дело о совершении клириком г. Москвы иеромонахом Илией (Семиным) правонарушения, повлекшего за собой смерть двух людей.
В связи с рассмотренными документами епархиальный суд признал запрещенного клирика г. Москвы иеромонаха Илию (Семина) виновным в смерти двух лиц, что подпадает под 5-е правило святого Григория Нисского: «Если кто, хотя бы невольно, будет осквернен убийством, такового, как уже ставшего нечистым чрез нечистое дело, правило признало недостойным священнической благодати». Суд постановил лишить сана иеромонаха Илию (Семина) и представить принятое решение на усмотрение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение Епархиального суда Московской (городской) епархии по делу монаха Илии (Семина) и обратился со следующим заявлением:
«По итогам рассмотрения дела иеромонаха Илии (Семина) в государственном суде Московский епархиальный суд принял решение об извержении из сана данного клирика. Вина монаха Илии не вызывает сомнения, она им признана и полностью доказана в рамках судебного процесса. Как правящий епископ града Москвы утверждаю решение церковного суда.
Проступок монаха Илии стоил жизни двум невинным людям, родные которых понесли безвозвратную потерю. Мы разделяем с ними скорбь и молимся об упокоении в селениях праведных рабов Божиих Николая и Павла. Вечная память почившим.
Наши молитвы - и о монахе Илии, который подвергнут нами строжайшему каноническому прещению. Никогда в своей жизни он больше не сможет предстоять перед престолом Божиим, но призван в сохраняемом за ним монашеском звании неустанно приносить покаяние в своих грехах. Священный сан, как человеческая жизнь, единожды дается и единожды забирается.
Содеянное монахом Илией дало повод ищущим повода обвинять всю нашу Церковь, стало стимулом для клеветнических измышлений против клириков, абсолютное большинство которых честно и жертвенно несет свое пастырское служение.
Пусть произошедшее с монахом Илией послужит в назидание всем священнослужителям. Каждому священнику нужно всегда помнить евангельские слова "Блюдите, како опасно ходите". Памятуя об этом отрезвляющем призыве Спасителя, будем избегать искушений и соблазнов века сего, направим помыслы и труды на проповедь веры, употребим все силы на служение ближним, на благо нашего народа и Отечества».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
http://www.patriarchia.ru/db/text/3066772.html Поясню о сохранении за Илией монашества:
монашество не есть нечто, что дается Церковью человеку, а поэтому оно и не может быть Церковью взято назад. Монашество - это решение самого человека, обращенное им к Богу. Человек решил не есть мяса. Это его решение. Он решил публично это обещать (принести обет) - опять же это просто его решение. Он решил больше молиться, не вступать в брак - это все его личные дерзновения.
"Расстригали" в истории Церкви не монахов, а обычных священников. В средние века русские монахи (как и католические клирики) выстригали тонзуру на макушке ("гуменцо"). Оно хорошо заметно на иконах преп. Сергия. Зато остальные волосы обычно стригли "под горшок". Но начиная с 16 века волосы священники стричь перестали. Рас-стрига - тот, кто теперь пострижен как все, по-мирски, кто более не выбривает гуменцо и кому вдобавок отстригали бороду.
Даже радикально нарушивший все свои обеты монах не имеющий священного сана может в покаянии вновь вернуться к монашеской жизни. Это его личное и внутреннее дело. Равно как внутреннее дело конкретной монашеской общины (монастыря) - принять его или расстаться с ним.