В 1934 году, через год после прихода нацистов к власти, иеромонах Иоанн Шаховской (будущий архиеп Сан-Францисский) в Берлине издал книжку «Иудейство и Церковь».
Вот одна из ее оценок: «
Иоанн (Шаховской) никогда не скрывал своего крайне негативного отношения к антисемитизму нацистской идеологии и политики. Аналогичная характеристика правомерна и в отношении его прихожан. Уже на второй год нацизма архим. Иоанн дал на него пастырский ответ, опубликовав брошюру «Иудейство и
Церковь», в которой писал о несовместимости расовой теории с христианской верой»
(М.В. Шкаровский. Крест и свастика
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/krest-i-svastika-natsistskaja-germanija-i-pravoslavnaja-tserkov/2)
Но 1) как раз прямого оспаривания расового антисемитизма в книжке нет; 2) расовый антисемитизм вовсе не синоним антисемитизма как такового.
Вот две итоговые странички из этой книги
«Преступления Израильского народа неисчислимы. И пред Богомь и пред другими народами и пред собою. Но благодать обетований, данных ему необозрима - и даже посреди всеx его падений хранит его и ведет ко спасению Синагога стоить около Христа с тяжелой повязкой на глазах, как изображается на священных картинах Церкви.
Кто - безгрешный первый бросить камень? Кто проречет окончательный немилосердный приговор? Только человек жестокосердый не ведающий путей Божьих.
Но пусть знает Израиль, что через другие народы он будет слышать о себе, ибо сам потерял слышание голоса Божия, звучавшаго его отцам.
Пусть знает, что для него, как и для Церкви, гонения - зов Божий.
Не чечевичной похлебкой мира сего, не банками, не трестами, не прессой своей, не масонскими объединениями спасется Израиль, но гонениями и страданиями. Бездомностью своею в мире, страдальческим истаиванием очей. Чрез это придет он ко Христу.
Та благодать, от которой он отрекся во дворе. Понтия Пилата, есть Блгаоалать Церкви - Нового и Bетхого Иерусалима. И лишь в Церкви может обрести он утерянную благодать: лишь в Ней он может услышать своих пророков, и понять путь своих страданий.
Этот народ столь ужасен в своем падении именно потому, что был столь благодатен в своем избрании.
На христианах каждаго народа лежит миссия - мессианская задача - привлечет Израиля к любви Христовой. Чрез осуществление своей Христовой веры и своего христианскаго незлобия.
Обогреть окамененнаго и захолодевшего Израиля, от ненависти своей и чужой, от корысти своей и чужой должны христиане. Иди своими историческими путями, ревностно блюдя Истину. как Правды Христовой, так и Его любви, xpистиане должны зажигать костры страннику в земле чужой. Израилю Божию - блудному сыну, расточившему имение Отца и питающемуся пищей свиней - рожками отвлеченной материалистической веры. Ибо должен он вспомнить дом Отчий, свой дом. И чем больше увидит огней Отчих, огней любви вокруг себя, темь скорее вспомнит.
Милость же Божия ожидает того, кто не оттолкнет грешника от распятой за него Милости.
Ни один народ в Mipе, как бы ужасен или как бы прекрасен он ни был, не имел и не может иметь всецело выраженной полноты христианскаго или антихристианскаго духа. Как в народе есть множество самых различных настроений и несогласных между собою личностей, так и в каждом отдельном человеке
Невозможно потому до Божьяго Суда производить Божий Суд над человеком или народом. Без греха - только Одинь Праведник, Сын Божий Господь Ииcyc Христос. В Все же люди и народы - грешны и окаянны.
с. 14-15
***
Так это услуга нацистской пропаганде или подножка ей?
(и, да, это тот самый архимандрит Иоанн Шаховской, что 22 июня 1941 приветствовал вторжение в СССР. А писатель талантливый).