Тезис патриарха:
«Церковь по своей природе не должна вмешиваться в государственные дела. У каждого члена Церкви есть право высказываться по любым вопросам, в том числе политическим, участвовать в избрании различных должностных лиц, а Церковь как институт, единственный в нашей стране, объединяет всех. В Церкви могут найти место люди разных политических убеждений, и правые, и левые».
http://www.patriarchia.ru/db/text/5998173.html Аминь.
А вот дальше следует то самое «но», которое аннулирует преждесказанное:
« при одном только условии: эти взгляды не должны приносить зла другим, не должны нарушать мир, покой и благоденствие Отечества и не должны нести смуту внутрицерковную».
Понятно, что с точки зрения власть имущего патриарха любое мнение, не согласное с его, есть «смута церковная».
Понятно, что с точки зрения власть имущего царя, генсека, президента любое мнение, не согласное с его, есть «нарушение мира, покоя и благоденствия Отечества».
Понятно, что с точки зрения того, кто мнит себя «рыцарем Добра» и наместником Бога на земле, любое мнение, не согласное с его, «приносит зло другим».
Отмечу также, что патриарх говорит о недопустимости даже не действий, а «взглядов».
А еще он любит говорить об «откровении помыслов» своему духовному начальству. Да, для тотальности картины не хватает только контроля нал снами. Хотя православное душепопечение это как раз предполагает.