Закон гражданский и Божественный

Apr 15, 2022 10:52

Это прикрепленная запись о главном. Новые - ниже.

***

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЙНЫ

27 августа 1928 года в Париже главы одиннадцати государств заключили Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Пакт Бриана-Келлога), к которому сразу же присоединилось большинство стран мира.
Договаривающиеся стороны этого Пакта осуждали войну в качестве средства разрешения международных конфликтов, отказывались от нее в качестве орудия политики.
Таким образом, с правовой точки зрения, был закреплен всеобщий запрет войны.

Однако у договора был значительный недостаток.Запрету подлежала лишь война, что привело к тому, что военные действия, которые по существу представляли собой нарушение пакта, более не объявлялись в качестве войны.
Примером этого явились, прежде всего, нападения японских войск на Китай в 1930-е гг.

В связи с этим, в Женевских конвенциях от 12 августа 1949 года и Дополнительных протоколах к ним 1977 года наряду с термином «война» стал применяться термин «военный конфликт». Позже в международном праве оба указанных понятия стали
употребляться как синонимы.
Вооруженный конфликт трактуется также как вид вооруженного
противоборства между государствами или социальными общностями внутри них в целях разрешения экономических, политических и других противоречий посредством ограниченного применения каждой из сторон военной силы. В качестве синонима категории «военный конфликт» в таком понимании употребляется также термин «вооруженный конфликт».

В пункте 4 ст.2 Устава ООН закреплен запрет применения любой силы в международных отношениях, а не только «война в правовом смысле»

Если продолжить рассматривать различия между понятием «война» и «вооруженный конфликт», то можно прийти к мнению, что это разделение достаточно условно, хотя имеет определенное значение для права, применяемого во время вооруженных конфликтов. При этом считается, что понятие «вооруженный конфликт» шире и включает понятие «война». Но каждый вооруженный конфликт можно называть войной, поскольку между ними существует и различия.

Военные авторы обычно определяют войну как вооружённый конфликт, в котором соперничающие группы обладают достаточно равными силами, чтобы сделать исход сражения неопределённым. Вооружённые конфликты сильных в военном отношении стран с находящимися на примитивном уровне развития государствами называются принуждением к миру в текущей теории военной стратегии, военными экспедициями или освоением новых территорий; с небольшими государствами - интервенциями или репрессалиями; с внутренними группами - восстаниями, мятежами либо внутренними конфликтами (гражданская война). Подобные инциденты, если сопротивление оказалось достаточно сильным или продолжительным по времени, могут достичь достаточного размаха, чтобы быть классифицированными как «война».

Проведенный анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, к сожалению, показал, что в настоящее время в действующем законодательстве пока отсутствует определение понятия «Война».

Так же следует отметить, что в настоящее время понятие «война» и «вооруженный конфликт» как в нормативных правовых актах, так и в иных источниках не разделяются.
Военный энциклопедический словарь рассматривает эти понятия как часть и целое.

О необходимости различить войну и конфликт как разные этапы развертывания противоречий заявляют, и авторы статьи «О современной сущности войны». По их мнению, война, как правило, предполагает достижение захватнической цели путем
нанесения неприемлемого ущерба для оборонительного потенциала противника или его полного уничтожения. Конфликту как локальному противоречию присуще ограничение объема наносимого ущерба. Конфликт может быть закончен посредством согласовательных процедур. Война, как правило, завершается полной потерей способности или наступать, или оборонять страну.

Толстых В.В. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ВОЙНА» В РОССИЙСКОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ // Academy 2017

(Толстых Владимир Владимирович - старший научный сотрудник Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации; ныне работает в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации)
https://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovoe-zakreplenie-ponyatiya-voyna-v-rossiyskom-i-mezhdunarodnom-prave/pdf

***

УК РФ об агрессивной войне:

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.
Ведение агрессивной войны - наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Статья 353

Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны -
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 354

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН №3314
«Территория государства является неприкосновенной и что она не должна быть объектом, даже временно, военной оккупации или других мер применения силы, предпринимаемых другим государством.
Статья 1. Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства.
Статья 3. Любое из следующих действий, независимо от объявления войны будет квалифицироваться в качестве акта агрессии:
а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;
b) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;
с) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы, или морские и воздушные флоты другого государства;
Статья 5.
Никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии. Агрессивная война является преступлением против международного мира. Агрессия влечет за собой международную ответственность».

***

Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств

Принята резолюцией 36/103 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1981 года

Генеральная Ассамблея,

вновь подтверждая, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, что ни одно государство не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела какого-либо другого государства,

вновь подтверждая также основополагающий принцип Устава, состоящий в том, что все государства обязаны не угрожать силой и не применять ее против суверенитета, политической независимости или территориальной неприкосновенности других государств,

учитывая, что установление, поддержание и укрепление международного мира и безопасности основаны на свободе, равенстве, самоопределении и независимости, уважении суверенитета государств, а также на неотъемлемом суверенитете государств над своими природными ресурсами, независимо от их политических, экономических или социальных систем или уровней их развития,

считая, что полное соблюдение принципа отказа от интервенции и невмешательства во внутренние и внешние дела государств имеет важнейшее значение для поддержания международного мира и безопасности и для осуществления целей и принципов Устава,

вновь подтверждая, в соответствии с Уставом, право на самоопределение и независимость народов, находящихся под колониальным господством, иностранной оккупацией или под гнетом расистских режимов;

подчеркивая, что цели Организации Объединенных Наций могут быть достигнуты лишь в условиях, при которых народы пользуются свободой, а государства пользуются суверенным равенством и полностью соблюдают требования этих принципов в своих международных отношениях,

считая, что любое нарушение принципа отказа от интервенции и невмешательства во внутренние и внешние дела государств создаст угрозу свободе народов, суверенитету, политической независимости и территориальной неприкосновенности государств, их политическому, экономическому, социальному и культурному развитию, а также ставит под угрозу международный мир и безопасность,

считая, что декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств будет содействовать осуществлению целей и принципов Устава,

учитывая положения Устава в целом и принимая во внимание резолюции, принятые Организацией Объединенных Наций и касающиеся этого принципа, в частности резолюции, содержащие Декларацию об укреплении международной безопасности, Декларацию о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств и об ограждении их независимости и суверенитета, Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, а также Определение агрессии,

торжественно заявляет, что:

1. ни одно государство или группа государств не имеет права осуществлять интервенцию или вмешательство в любой форме или по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела других государств;

2. принцип отказа от интервенции и невмешательства во внутренние и внешние дела государств включает следующие права и обязанности:

- I -

a) суверенитет, политическую независимость, территориальную неприкосновенность, национальное единство и безопасность всех государств, а также национальную самобытность и культурное наследие их народов;

b) суверенное и неотъемлемое право государства свободно определять свою собственную политическую, экономическую, культурную и социальную систему, развивать свои международные отношения и осуществлять неотъемлемый суверенитет над своими природными ресурсами в соответствии с волей его народа без внешней интервенции, вмешательства, подрывной деятельности, принуждения или угрозы в какой бы то ни было форме;

c) право государств и народов иметь свободный доступ к информации и полностью развивать без вмешательства свою систему информации и средств массовой информации и использовать свои средства информации в целях содействия своим политическим, социальным, экономическим и культурным интересами и чаяниям, на основе, в частности, соответствующих статей Всеобщей декларации прав человека (1) и принципов нового международного порядка в области информации;

- II -

a) обязанность государств воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения в какой бы то ни было форме с целью нарушить международно признанные границы другого государства, нарушить политический, социальный или экономический порядок других государств, свергнуть или изменить политическую систему другого государства или его правительство, вызвать напряженность между двумя или более государствами или лишить народы их национальной самобытности и культурного наследия;

b) обязанность государства обеспечить, чтобы его территория не использовалась каким-либо образом, который нарушал бы суверенитет, политическую независимость, территориальную неприкосновенность и национальное единство или нарушал политическую, экономическую и социальную стабильность другого государства; это обязательство относится также к государствам, на которые возложена ответственность за территории, которым еще предстоит достичь самоопределения и национальной независимости;

c) обязанность государства воздерживаться от вооруженной интервенции, подрывной деятельности, военной оккупации или какой-либо иной формы интервенции и вмешательства, явной или скрытой, направленной против другого государства или группы государств, или от любого акта военного, политического или экономического вмешательства во внутренние дела другого государства, включая акты репрессалий с использованием силы;

d) обязанность государства воздерживаться от любых насильственных действий, которые лишают народы, находящиеся под колониальным господством или иностранной оккупацией, их права на самоопределение, свободу и независимость;

e) обязанность государства воздерживаться от любых действий или попыток в какой бы то ни было форме или под каким бы то ни было предлогом дестабилизировать или подорвать стабильность другого государства или любого из его институтов;

f) обязанность государства воздерживаться от оказания содействия, поощрения или поддержки, прямо или косвенно, мятежной или сепаратистской деятельности в других государствах под каким бы то ни было предлогом, или от каких-либо действий, направленных на нарушение единства или подрыв, или свержение политического строя других государств;

g) обязанность государства не допускать на своей территории обучения, финансирования и вербовки наемников или засылки таких наемников на территорию другого государства и отказывать в предоставлении средств, включая финансирование, для оснащения и транзита наемников;

h) обязанность государства воздерживаться от заключения соглашений с другими государствами, имеющих своей целью осуществление интервенции или вмешательство во внутренние и внешние дела третьих государств;

i) обязанность государств воздерживаться от любой рассматриваемой в контексте конфронтации между великими державами меры, которая привела бы к укреплению существующих военных блоков или к созданию или укреплению новых военных союзов, договоренностей о взаимных обязательствах, развертыванию интервенционистских сил или созданию военных баз и других связанных с ними военных сооружений;

j) обязанность государства воздерживаться от любых клеветнических кампаний, оскорбительной или враждебной пропаганды с целью осуществления интервенции или вмешательства во внутренние дела других государств;

k) обязанность государства при осуществлении своих международных отношений в экономической, социальной, технической и торговой областях воздерживаться от любых мер, которые могут представлять собой интервенцию или вмешательство во внутренние или внешние дела другого государства, препятствуя ему тем самым свободно определять свое политическое, экономическое и социальное развитие; это включает, в частности, обязанность государства не использовать свои программы внешней экономической помощи и не прибегать к любой многосторонней или односторонней экономической репрессалии или блокаде и не допускать использования транснациональных или многонациональных корпораций, находящихся под его юрисдикцией или контролем, в качестве средств политического давления или принуждения против другого государства, в нарушение Устава Организации Объединенных Наций;

l) обязанность государства воздерживаться от использования или искажения вопросов о правах человека в качестве средства вмешательства во внутренние дела государств, оказания давления на другие государства или создания атмосферы недоверия и беспорядка в пределах государств и между государствами или группами государств;

m) обязанность государства воздерживаться от использования практики терроризма в качестве государственной политики против других государств или против народов, находящихся под колониальным господством, иностранной оккупацией или под гнетом расистских режимов, и не допускать предоставления какой-либо помощи, использования или проявления терпимости в отношении террористических групп, саботажников или лиц, ведущих подрывную деятельность против третьих государств;

n) обязанность государства воздерживаться от организации, обучения, финансирования или вооружения политических и этнических групп на своих территориях или территориях других государств с целью осуществления подрывной деятельности, создания беспорядков или волнений в других странах;

o) обязанность государства воздерживаться от любой экономической, политической или военной деятельности на территории другого государства без его согласия;

- III-

a) право и обязанность государства принимать активное участие на основе равноправия в решении неурегулированных международных проблем и тем самым активно содействовать устранению причин конфликта и вмешательства;

b) право и обязанность государства полностью поддерживать право на самоопределение, свободу и независимость народов, находящихся под колониальным господством, иностранной оккупацией или под гнетом расистских режимов, а также право этих народов вести как политическую, так и вооруженную борьбу с этой целью в соответствии с целями и принципами Устава;

c) право и обязанность государства соблюдать, содействовать осуществлению и защищать все права человека и основные свободы в пределах своей национальной территории и осуществлять деятельность по ликвидации массовых и грубых нарушений прав наций и народов, в частности по ликвидации апартеида и всех форм расизма и расовой дискриминации;

d) право и обязанность государства бороться, в рамках своих конституционных полномочий, против распространения фальшивых или искаженных сообщений, которые могут рассматриваться как вмешательство во внутренние дела других государств или как наносящие ущерб укреплению мира, сотрудничества и дружественных отношении между государствами и нациями;

e) право и обязанность государства не признавать ситуаций, сложившихся в результате угрозы силой или ее применения, или актов, совершенных в нарушение принципа отказа от интервенции и невмешательства;

3. права и обязанности, изложенные в настоящей Декларации, являются взаимосвязанными и находятся в соответствии с Уставом;

4. ничто в настоящей Декларации никоим образом не затрагивает права на самоопределение, свободу и независимость народов, находящихся под колониальным господством, иностранной оккупацией или гнетом расистских режимов, и права добиваться и получать помощь в соответствии с целями и принципами Устава;

5. ничто в настоящей Декларации никоим образом не затрагивает положений Устава;

6. ничто в настоящей Декларации не затрагивает действий, предпринимаемых Организацией Объединенных Наций на основании глав VI и VII Устава.
(1) Резолюция 217 A (III)

"Высокие Договаривающиеся Стороны в соответствии с положениями Устава ООН и обязательствами по Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость существующих между ними границ".
Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной. 1997 год

"Российско-украинская государственная граница проходит так, как это указано в Описании прохождения государственной границы между Российской Федерацией и Украиной (приложение 1*) и изображено сплошной линией красного цвета на картах государственной границы между Российской Федерацией и Украиной".
ДОГОВОР между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе
2003 год. Подписан В. В. Путиным

***

Евангелие о превентивной войне:

"Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы".
Мф 6,34
Неужели это только о съестных запасах и "пенсионных фондах"?
Мне кажется, это стоит помнить и при принятии любого морально значимого решения, главным аргументом в пользу которого является опасение завтрашних невзгод. Вряд ли с этим словом Христа совместимо поведение по принципу "Я сегодня стану людоедом, иначе послезавтра меня могут укусить".
Поэтому для христианина недопустимы превентивные войны.

Пример из истории:

После кончины имп. Константина Великого император Констанций решил вырезать свою мужскую родню. Его гвардейцы убили брата Константина Великого - Юлия Констанция. Спаслись только дети - 12-летний Галл и пятилетний Юлиан. Галла не стали убивать, потому что он и так был в лихорадке, и солдатам показалось, что можно не брать лишнего греха на душу и не убивать доходягу.
А вот за маленького Юлиана вступились два вбежавших в комнату христианских священника, один из которых - епископ финикийского города Аретузы Марк (см. Жак Бенуа-Мешэн. Юлиан Отступник. М., 2001, сс 21 и 238).
Династическая резня - это же чистая политика, почище воровского подсчета голосов. Но священники вмешались. Может быть, на свою голову - ибо повзрослевший Юлиан все равно станет гонителем христианской Церкви. Но у нормальных людей веление совести выше расчетов.
Previous post Next post
Up