АРХИЕРЕЙСКИЕ «ЯЙЦА»
Этот текст адресован нашим уважаемым архиереям. Пока еще уважаемым. Ведь в жизни каждого бывает выбор, после которого человек может потерять и свое достоинство и уважение навсегда. Но я не могу этот текст разослать только им, так как их нынешнее молчание касается всех, от их выбора зависит судьба множества, а также то, во что превратится наша Церковь, сохранит ли она заглавную букву.
1-3 ноября 1991 года состоялся Поместный собор УПЦ, на котором участники подписали обращение к Патриарху Московскому с просьбой о предоставлении автокефалии. Через пару месяцев три архиерея, Алипий (Погребняк), Онуфрий (Березовский) и Сергий (Генсецкий) отозвали свои подписи. Говорят, что тогда Патриарх Алексий II склонялся к тому, чтобы запустить процесс дарования автокефалии, но ярым противником этого выступал митрополит Кирилл (Гундяев). Наших архиереев пригласили на Архиерейский собор РПЦ 1992 года, в Москву. Глава Верховной Рады Иван Плющ уговаривал их, говоря, что, возможно, им не стоит ехать, что их будут всячески «отговаривать», а РПЦ будет вынуждена на фоне тех «сложных политических событий» дать автокефалию, уговаривал «просто подождать», если они уже «приняли решение». На что наши владыки отвечали, что как-то это неправильно, некрасиво, что они «совершенно тверды» в своем решении, что они «стоят за Блаженнейшего Филарета горой», что они хотят просто озвучить свою твердую позицию на соборе… Что уж там происходило с ними в москве и по дороге в нее, кто подсаживался к ним в купе и беседовал с ними, какие доводы были приведены, какие папки показываны, - об этом мы можем только догадываться. Но произошло то, что произошло - на соборе 1992-го г. большинство архиереев УПЦ отказалось от своих подписей под прошением, заявив о давлении со стороны митрополита Филарета. Более того, по просьбе трех вышеупомянутых архиереев, а также епископов Агафангела (Саввина), Иова (Тивонюка) и Василия (Васильцева), Синод РПЦ отстранил митрополита Филарета (Денисенко) от руководства УПЦ, и, по указанию Синода, епископы УПЦ собрались на собор в Харькове, где избрали нового предстоятеля - митрополита Владимира (Сабодана). Это повлекло за собой масштабный раскол, отстраненный Филарет создал УПЦ КП, но это и так всем хорошо известно.
Будь у меня возможность, я хотел бы спросить архиереев, которые тогда отказались от своих подписей, не жалеют ли они теперь об этом, не понимают ли, что, не сделай они тогда резкий разворот на 180 градусов, наша Церковь вообще избежала бы не только раскола, но и сейчас никто бы не спрашивал на блокпостах: «Какой патриархат?!» И мы не потеряли бы в такой мере уважение и доверие украинского общества. И что, возможно, даже этой войны сейчас не было. И Вселенское Православие не оказалось бы на грани раскола. Понимают ли те три первых отказавшихся от подписей, что, перед проведением Поместного собора, конечно же, молятся о том, чтобы Святой Дух явил через Собор Свою волю? Что, если они были несогласны с необходимостью автокефалии, если со стороны Филарета было давление, то именно на Соборе и надо было проявить смелость, заявить о своей позиции и обсуждать ее, а не делать самостоятельный демарш после Собора? Архиепископа Алипия мы спросить уже не можем, но почему-то я уверен, что он жалеет. Почему? Владыка рассказывал, что однажды ему приснился сон, что он будет помазывать на царство нового русского царя. Он был убежден, что сон пророческий. Его смерть развеяла эти пустые глупые фантазии, в которые он напрасно вкладывал свою веру и надежды. Его душа там, где разрушаются все иллюзии.
Как могла бы сложиться наша церковная жизнь за эти годы? У нас издавались бы свои собственные книги, а не привозилась бы ВСЯ литература из москвы. Вы же понимаете, что у нас издавались почти исключительно репринты, брошюры и перепечатки российских авторов, все эти годы?! Вы понимаете, насколько ненормально почти полное отсутствие хоть сколько-нибудь заметных украинских церковных писателей? Книги свящ. Андрея Ткачева? А это действительно церковный публицист? Сбежавший в россию и благословляющий сейчас войну против нас, христианин ли он вообще? У нас была бы полноценная Киевская духовная школа, а не то тихое болото, в которое раньше не советовало поступать большинство нашего священства: Хочешь в семинарию, тогда только в Москву или в Питер, куда же еще?! (разве только последнее время в ней что-то к лучшему изменилось). Вы понимаете, что не ушло бы СТОЛЬКО приходов на Западной Украине к греко-католикам?! И что мы все в гораздо большей степени чувствовали бы ответственность за то, что происходит в нашей стране и могли бы заботиться о просвещении нашего общества?
Но, возможно, Вам просто уже нравится то, что теперь этой ответственности нести не надо? Не пускают нас в университеты, в школы, в армию, в госучреждения - и отлично, чего напрягаться! В самом деле, народ в храмах еще есть, пожертвования несут, люди, как говорил один слишком простой батюшка, «слава Богу умирают», чего из кожи вон лезть. Да вот только уже с кандидатами в священство проблемы. «Почему-то» в наши семинарии перестали поступать. Слышал статистику года три назад. Такая-то семинария - один поступивший, такая-то - два, такая-то один… У нас в Сумскую семинарию в позапрошлом году поступили «целых» шестеро. Потому что единственная осталась бесплатная в Украине. Абитуриенты, за исключением одного, слабые, а двое - полный ноль знаний. Одного уже и так и сяк тянули, спрашивают: Расскажите об обстоятельствах Воскресения Христа. - Чего? - спрашивает. - Ну расскажите, где это событие произошло, где Христос воскрес?… В ответ - молчание. - Ну вспомните, гора еще там была, что за гора, как называется? - Почаевская? - неуверенно спрашивает. Посмеялись, конечно все, душу отвели, но взяли, дескать, а что делать, может все-таки чему-то научим, какие альтернативы, больше ж никого нет. Два года учится и уже точно скажу: не научим! На днях в фейсбуке просится в друзья один семинарист. Ознакомился с тем, что же он пишет, что постит. А там - бесконечная туалетная лента: в таком-то селе у нас храм отобрали, в сяком-то отобрали, нас гонят, нас обижают, у нас отбирают, ужасное ПЦУ, к нам несправедливы… Дорогие владыки, привыкайте, это - портрет Ваших кандидатов в священство, это портрет нашего будущего православия, с бесконечной обидой на всех и на вся, необразованного, без способности к элементарной самокритике. Привыкайте заранее не к единицам, а к нулю абитуриентов.
Вчера встретился с собратом-единомышленником, соавтором нашего письма о необходимости разрыва с РПЦ и автокефалии. Обсуждаем, сколько уже подобных инициатив и писем есть со стороны священства разных епархий, говорим о ПОЛНОМ и невыносимом молчании нашего епископата. Говорю, что мне, мол, известно, что какой-то подспудный процесс идет, что некоторые архиереи с этим вопросом уже к Блаженнейшему обращаются. - Ничего не будет, - говорит мой собеседник, - они сейчас переждут, будут говорить: Да, конечно, собор соберем, будем решать, - а потом будут его откладывать, а в конце концов и вовсе не проведут. Смотрите, наше письмо подписала четвертая часть нашего духовенства, часть еще с этим вопросом не определилась, часть боится реакции владыки (а вдруг он против?), часть - против. Владыка и подумает: если я выступлю за автокефалию, у меня же в епархии произойдет раскол (а вы уже знаете, что нас уже называют разные добрые церковные люди «раскольниками»?), а активная поддержка у меня - всего четверть духовенства. Вот епископ может и не решиться. И большинство архиереев сейчас думает: а может как-то все уляжется, вон и Президент ответил на законопроект о запрещении УПЦ, что это сейчас «не наразі», давайте, говорит, не будем в такое время раскалывать общество, так архиереи и думают: может как-то все само собой и утихнет.
Я отвечаю: Ну неужели они не понимают, к чему это приведет, что наша Церковь окажется в итоге в полной изоляции от общества? - Вы слишком большой оптимист, - с улыбкой отвечает мой собеседник. - Я и понимаю все это, что они попытаются ничего не предпринимать, но и надеюсь на какое-то Божественное вмешательство, что Сам Господь даст им ясно понять, что это единственный выход. - Ну разве что чудо, но, смотрите, они же долгие годы занимали безответственную позицию, принимали безответственные решения, неужели они вдруг сейчас изменятся? Как только война началась, так они вначале в шоке были, вон и Данилевич вдруг начал ПЦУ писать без кавычек и большими буквами, а сейчас испуг прошел и снова вернулась прежняя риторика.
Поэтому именно теперь я должен написать о серьезной ошибке, которую я сделал в своей статье «УПЦ. Как мы настроили против себя Украинское общество» (
https://risu.ua/ru/upc-kak-my-nastroili-protiv-sebya-ukrainskoe-obshchestvo_n127829). Я написал, что якобы ограничение автономии УПЦ в 2017 году было совершено со стороны РПЦ в одностороннем порядке. На что мой хороший знакомый отвечает мне в личном письме: "Весь ужас заключается в том, что вовсе не в одностороннем же порядке, а решением Архиерейского собора РПЦ, в состав которого входят ВСЕ епископы УПЦ. То есть наши архиереи прямо за это ПРОГОЛОСОВАЛИ. И это была реальная победа Кирилла. Наши просто в один день потеряли все то, что годами выстраивалось при Владимире…"
А мне это просто в голову не пришло, очевиднейшая вещь, наверное потому, что даже не мог предположить, как можно было сдать собственные интересы! И вот тогда я задумался: публиковать ли пост об этой ошибке? Не хочется же и епископат наш прилюдно позорить, да и врагов среди епископов себе наживать. Ведь голову моего друга, вдохновителя питерского Анаксиоса, протоиерея Андрея Пинчука, до сих пор жаждет тогдашний его оппонент, митрополит Константин, каждый раз при встрече с митрополитом Днепропетровским Иринеем с жаром требует запретить его в служении, а прошло ведь уже более 20 лет. И я ответил: Пусть это будет моей скидкой нашим архиереям. Потому что надеялся, что произойдет сдвиг в сознании, проснется ответственность за судьбы Церкви. А сейчас вынужден об этом писать, поскольку понимаю, что может и не произойти. Пишу открыто, поскольку это голосование в 2017 - очевидное доказательство Вашей, владыки, безответственной позиции. Сейчас не время бояться ни мне, ни Вам, архиереям.
И должен Вас предупредить, что надежды на то, что всё как-то уляжется само собой, не оправдаются. Во-первых, потому, что Вы, наверное, не вполне осознаете настроения в украинском обществе сейчас. Я вчера проехал из Ахтырки в Сумы, меня останавливали почти на десятке блокпостов и почти на каждом, видя бороду и подрясник, угрожающе спрашивали: «Какой патриархат?!» Другие машины могли пропускать почти без досмотра, а мою особо досматривали. И была у меня неофициальная беседа в военной администрации Ахтырки, где мне сказали: «Мы сейчас наблюдаем за вами и ждем вашей реакции на происходящее, но ждать будем недолго. Вы не знаете настроений среди военных в отношении УПЦ, мы сейчас воюем, но потом, после войны, мы вынесем вас из храмов, если вы так и не определитесь, на чьей вы стороне, Кирилла, который благословляет эту войну, или своего народа». Во-вторых, не секрет, что сейчас за Украину воюют наши лучшие люди, те, кто готов, если придется, отдать жизнь за свой народ, люди жертвенные и смелые. Вас устроит перспектива, что именно они не придут в наши храмы, даже если они и не выгонят нас? Что именно лучшие люди Украины будут считать нас коллаборантами, трусами и предателями? Что они своим женам будут запрещать ходить в храмы «к этим предателям» (да простят меня наши замечательные воюющие защитницы-женщины, я о них, конечно же, не забыл). Что многие из них потом придут в семинарии ПЦУ, а не в наши? А Вы же должны знать, что в ПЦУ стали в эти годы приходить кадры в большем количестве и гораздо лучшие, чем к нам? Если нет, то очень скоро это станет Вам очевидно. Многие из Вас все эти годы вскармливали кликуш с бесконечной обидой на всех и постоянно обвиняющих кого-то в своих бедах, с полной уверенностью в своей полной правоте, с черно-белым восприятием действительности, бесконечно ругающих раскольников, противопоставляющих себя обществу, в котором живут, проповедующих политические идеи и неспособных проповедовать Живого Христа. Теперь Вы сами стали их заложниками, но бояться Вам не их надо в первую очередь. Вы должны осознать, что если, не дай Бог, какие-то епархии останутся под оккупацией, то лучше выглядеть неблагонадежными в глазах оккупантов и пострадать, чем быть предателями в глазах своих, украинцев, и с таким клеймом жить. В-третьих, Вы понимаете, что сами ответственны за раскол Церкви в Украине (участники тех соборов) и за то, что не попытались его уврачевать (а это - ко всем Вам)? Вы понимаете, что именно вы должны это исправить и прекратить снова начавшуюся ужасающую украинцев информационную войну с ПЦУ?
Сейчас наши прихожане, наши сограждане воюют, рискуя своей жизнью. Многие гражданские также рискуют своей жизнью, поддерживая жизнь осажденных и находящихся под обстрелами городов: управленцы, коммунальщики, волонтеры и многие другие. Справедливо пишут, что у этих людей «стальные яйца». Еще несколько дней назад я посчитал бы для себя дурным тоном и недопустимым использовать в тексте такую аллегорию. Но сейчас я пишу не только Вам, архиереям, но всему Украинскому обществу, всему миру: то, как в ближайшее время поведут себя архиереи УПЦ, будут ли они и дальше отмалчиваться, пока их паства гибнет на войне, решатся ли они спасти Церковь, в которой служат, смогут ли они разорвать связи с РПЦ, большинство и руководство которой поддерживает войну против них и всего нашего народа, признают ли они свои ошибки и попытаются ли убедить большинство верных УПЦ, что надо воссоединить Православие в Украине, что было не по-христиански ТАК относиться к раскольникам раньше, что по-Евангельски будет с ними помириться и соединиться, постараются ли они помириться с Константинополем, все это покажет не только их моральные качества, но и обладают ли они силой благодати Божией - говоря современным языком, есть ли у них «яйца», не потеряли ли они их во время хиротонии и если есть, то какого качества эти «яйца», «стальные», или так, «мяконькие». Потому что «стальные яйца» должны быть в первую очередь у тех, кто стал «скопцом ради Царствия Небесного». А кого же архиереям надо бояться больше вышеупомянутых кликуш? Конечно Бога, потому что Он когда-то спросит, что они сделали с Его Церковью. И будьте уверены, наличие «яиц» у каждого Он тоже проверит.
Да, и кстати, примите как факт ближайшего будущего: или из УПЦ уйдут ярые русскомировцы, либо те, кто сейчас выступает за разрыв с РПЦ и автокефалию (а это наиболее активная часть духовенства), а вслед за ними и большинство сельских приходов перейдёт в ПЦУ. С кем вы желаете остаться?
Архимандрит Серафим (Панкратов)
https://www.facebook.com/106880175331792/posts/106904055329404/