Лука М. проповедует:
"Казанская икона Божией Матери.
Сегодня мы вспоминаем историческое событие заступничества Божией Матери в то время, когда помощи было ждать неоткуда. Беззакония правителей довели страну до полного опустошения. Смутное время было следствием жадности бояр, которые подорвали не только экономику страны, но и моральные силы самого народа. Как логическое следствие такой политики, была интервенция в беззащитную, по сути, страну".
https://t.me/s/Lekarzp Ой, а кто же эти "интервенты"? И чем занимались в русское смутное время запорожские казаки?
Коронный гетман Станислав Жолкевский записал в начале октября 1609-го, что к нему для осады Смоленска «прибыл с казаками Запорожскими атаман Олевченко, и было их до 30 тысяч». В следующем году гетман запорожских казаков Каленик Андриевич, сменивший атамана Олевченко привел под Смоленск 15-20 тысяч человек. Казаки приняли участие в попытках взятия Смоленска 19-20 июля и 11 августа 1610 года
"С конца лета 1610-го никаких данных об участии запорожских казаков в осаде Смоленска не существует.
Судя по всему, они просто рассредоточились по близлежащей территории с целью грабежа населения - ведь это был их единственный реальный источник дохода" (Читать далее:
https://ukraina.ru/history/20210613/1031624260.html).
Войско Олевченко участвовало в битве с московскими войсками в июне 1610 г. вблизи с. Клушино, затем в составе войск коронного гетмана Жолкевского осаждало Москву.
В марте 1610 года крупный отряд конных запорожцев, выступавших на стороне польско-литовского государства, совершил быстрый поход к Стародубу, неожиданно появился у города и ворвался в него. Русские войска укрылись в центральной крепости Стародуба. Началась осада. Запорожцы подожгли деревянную стародубскую крепость. Часть защитников попала в плен, часть сгорела. Потом запорожские казаки двинулись к Почепу. Им удалось зажечь крепость. Почепцы оборонялись от врага, потеряли более 4000 человек и вынуждены были сдаться.
https://iia-rf.ru/men/dva-krizisa-russkoi-gosudarstvennosti-oprichnina-i-smutnoe-vremya-dva-krizisa/ Участвовали запорожские казаки и в осаде Троице-Сергиевой Лавры:
Авраамий Палицын сообщает: "Воеводы же повелели новопойманных языков пытать и разузнавать у них вопросами и пытками об их замыслах и о количестве их воинства. Те же сказали, что действительно гетманы их надеются крепость взять подкопами и упорными приступами... С Сапегою - польские и литовские люди, жолнеры, подольские люди, гусары русские, прусские, жемоцкие, мазовецкие, а с Лисовским - дворяне и дети боярские из многих разных городов, татар много, и черкесы запорожские, казаки донские, волжские, северские, астраханские. И всего войска с Сапегою и с Лисовским - до тридцати тысяч"
http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/skazanie-avraamiya-palicyna/skazanie-avraamiya-palicyna.htm "Итак, грамоты патриарха и грамоты троицких властей говорили московским людям не одно и то же. Патриарх призывал московских людей сплотиться для борьбы не только с польскою властью, но и с казачьим беззаконием, а троицкая братия звала города соединиться с казачеством и поддержать его в его борьбе с поляками и литвою. Примирить и совместить советы Гермогена и Дионисия было невозможно: они предполагали совершенно различные комбинации политических сил и исходили из взаимно противоположного понимания казачества. Для Гермогена казачество было противогосударственной силой, с которой нужно было бороться как с врагом; это был старый московский взгляд, воспитанный наблюдениями над десятилетней Смутой" Платонов С. Ф. Очерки по исторiи смуты въ московскомъ государствѣ XVI-XVII вв.. Спб., 1910, с.498
в марте 1611 года ярославцы писали о Гермогене: "Только б не от Бога послан и такого досточудного дела патриарх.не учинил, - и за то (народное дело) было кому стояти? не токмо веру попрати, хотя б на всех хохлы хотели учинити, и за то бы никто слова не смел молвити!". (там же с 460)
Но запорожский епископ ни словом не упоминает об этих запорожских деяниях.
(Очень любопытно указание Арсения Елассонского, что Гермоген сам отрицал, будто "восстание городов и народа произошло по совету патриарха" (Труды Киевской дух. академии, 1898, май, стр. 95-96)