Богословские досуги. Сослужение с московскими автокефалистами

Oct 10, 2018 00:17

Георгий Максимов рассказывает известную историю. Перескажу ее по Голубинскому:

"В правление митрополита Феодосия имело место очень неважное само по себе, но очень важное для Русских относительным образом событие посвящения нашим митрополитом одного из митрополитов греческих. В Иерусалиме в правление патриарха Иоакима, как было рассказываемо Русским, случилось большое землетрясение, от которого пал купол храма Воскресения Христова. Когда узнал об этом султан египетский, владевший тогда Палестиной, то решил уничтожить христианскую церковь до основания и на её месте над гробом Господним поставить свой магометанскую мечеть. Будучи молим патриархом об отмене решения, султан потребовал 10 тысяч венецианских золотых и окончательно стал на 5 с половиной тысячах золотых. Для сбора денег на возобновление купола и на внесение откупа султану, нужно было отправиться в христианские православные земли; но все эти земли за исключением России находились во власти неверных, и патриарх вознамерился идти в эту последнюю. Доехав до Кафы он заболел и скончался. Перед смертью он решил отправить в Россию вместо себя своего протосинкелла и вместе племянника Иосифа, который пошёл с ним из Палестины, быв наречённым митрополитом Кесарии Филипповой или которого он сам перед смертью нарёк в эти митрополиты и относительно которого просил нашего митрополита своими грамотами, чтобы последний совершил посвящение согласно наречению. Этого-то Иосифа, на основании протропи патриарховой, и посвятил Феодосий в митрополиты 4 Апреля 1464 года. Всё ли было так, как рассказывал Иосиф, и зачем ему нужно было посвятиться и митрополиты в России, а не дома, об этом Русские не справлялись; они чрезвычайно рады были, что патриарх греческий просит нашего митрополита о посвящении одного из его митрополитов: это значило, что патриарх формальным образом признаёт законность нашего митрополита, поставленного в самой России. Весьма довольный Иосифом, что он послужил так сказать орудием к такому важному акту, Феодосий употребил свои усердные старания, чтобы он мог собрать в России возможно обильную милостыню".
(в пересказе о. Георгия племянник становится братом патриарха).

Вроде это означает, что в 1464 году восточные патриархи признавали московского митрополита своим сослужителем, а, значит, раскола не было.

Вопрос в одном: а точно ли все это было? Если прочитать примечания Голубинского к этому тексту, нельзя не придти к выводу, что Москву посетил сын турецкоподанного Остап Бендер.

"Рассказ о причинах прихода в Россию Иосифова в просительной грамоте за него митрополита Феодосия к Новгородцам и Псковичам. По словам патриарха в послании, «церковь Воскресения расседеся от верху до долу и тако расседеся, яко видети солнце и звезды сквозь ея»

Наводя справки в Истории Иерусалима Григория Паламы (Ἱεροσολυμιάς ἤτοι ἐπίτομος ἱστορία τῆς ἁγίας πόλεως Ἱερουσαλήμ, ἐν Ἱεροσολύμοις, 1862) мы находим, что Иоаким занимал кафедру патриаршую с 1442 года только по 1453 год, когда он сменён был другим, и что ни о каком землетрясении в Иерусалиме во время его бытности на кафедре ничего не говорится. Был ли Иосиф наречённым митрополитом пред отправлением в Россию или его нарёк сам Иоаким, из грамоты митрополита Феодосия и из послания патриарха ясно не видно. Есть грамота иерусалимского патриарха Иоакима к нашему митрополиту Геронтию от Июля месяца 1480 года; а так как другого Иоакима в данное время не известно, то этот Иоаким не один ли и тот же с нашими Иоакимом и смерть последнего в Кафе не составляет ли мифа?

Что митрополит собрал в России многую милостыню,- Никоновская летопись VI, 2.- Он продавал в России разрешительные грамоты, представляющие своего рода индульгенции, какие и до сих пор продаются в Иерусалиме поклонникам. По словам Никоновской летописи, VI, 2, с собранной в России милостыней он не дошёл до своей земли, т. е. вероятно - нашёл неудобным являться в Иерусалим и предпочёл остаться с деньгами в Константинополе. Живя в этом последнем, он служил нашему правительству сообщением вестей".

Как о мифе об этом эпизоде говорит и Каптерев.

https://books.google.ru/books?id=zM0yCwAAQBAJ&pg=PT1045&lpg=PT1045&dq=%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85+%D0%B8%D0%BE%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BC+%D0%B8%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&source=bl&ots=AUXQ3bMtrS&sig=piRCvb_NHBSGW_LRnZSo7eqHW6A&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwj5lsy_ovrdAhXop4sKHS6wACQQ6AEwEHoECAkQAQ#v=onepage&q=%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85%20%D0%B8%D0%BE%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BC%20%D0%B8%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&f=false

Нет, я тоже считаю, что не было ста лет полной изоляции и литургического разрыва с Востоком. Но примеры все же надо подбирать тщательнее. Максимов приводит только это пример с Остапом Бендером и делает глагольный вывод: "Кураев врет". Я же  просто скажу своему бывшему студенту: Юра, ты все-таки безнадежный троешник.

И опять же напоминаю, что история знает четыре уровня раскола. То, что отношения с филаретовцами  загнали до самого глубокого уровня - это не следствеие уникальной тяжести его греха, а  следствие дурного пастырства и мстительности сабоданитов (см. историю  с запорожским неотпеванием).

Война престолов, Московская автокефалия

Previous post Next post
Up