(начало разговора тут:
https://diak-kuraev.livejournal.com/2180971.html)
Когда и почему Русская церковь стала автокефальной?
Поставление митр. Ионы в 1448 не мыслилось как автокефалия. Сам Иона не считал себя и свою митрополию покинувшими лоно Кпльского патриархата.
Вот его духовное завещение. Август 1453 года. Но в Москве еще не знают о падении Царьграда, случившемся двумя месяцами ранее.
"А как ныне слышим, что Божьею благодатию и его неизреченною милостию в Цариграде дал Бог святый царь Костянтин православен, а и патриарха собе такова же православна поставити хочет, а и весь Царьствующий град во изначалном православном христианстве живет, а окааннаго Исидора изгнаша. А о Цариграде яко же слышахом, аще есть ныне в древнем благочестии, ино и сын нашь, великый князь, а и наше смирение по изначальству хочем и требуем благословения от святейшиа зборныа апостольскыа церкве Святыа София и от святаго православнаго патриарха и от всего о нем же освященнаго сбора".
( публ. в: Абеленцева О. А. Митрополит Иона и установление автокефалии Русской цекрви М., 2009, с. 381).
Год спустя: митр. Иона пишет св. цареградскому патриарху Геннадию Схоларию: "благословения от твоей великой святыни мы требовать хочем, равно и ото всех, кто ни будет патриархом на патриашестве, держа истинное православие"
(
https://books.google.ru/books?id=ASigAAAAQBAJ&pg=PT789&lpg=PT789&dq=%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85+%D0%B8%D0%BE%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BC+%D0%B8%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&source=bl&ots=4EDDGMnHXO&sig=R4oCHxeC1NkKUCYcfpdvsJhYnSI&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwiaqoSbo_rdAhUvmYsKHQOUC8M4ChDoATADegQIBhAB#v=onepage&q=%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85%20%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B9&f=false)
Отмечу, что прибытие в Псков митрополита Игнатия, посланного патриархом Геннадием, не означает его сослужения с "московскими" епископами. Как и сегодня экзархи, посланные патриархом Варфоломеем в Киев за месяц не сослужили там ни с кем.
1451 год. Князь Василий пишет письмо новому (и последнему) императору Константину 11-му:
русская церковь от Вселенской "благословение требует и ищет, и все по древнему благочестью повинуется ей, и тот наш отец, Киевскый и всея Руси митрополит кир Иона, по тому ж всяческы требует оттоле и благословения и съединения" (РИБ т. 6. стб. 143).
Первым собственно автокефальным митрополитом Киевским считается преемник Ионы - Феодосий Бывальцев. 1561 год.
К этому времени Кпль уж давно вернулся в православие. В 1453 году патриархом стал св. Геннадий Схоларий.
В 1470 на кпльский престол взошел тоже святой Дионисий. "А надобно заметить, что этот Дионисий был учеником Марка Ефесского и в качестве послушника жил при нем до самой его кончины, под его руководством изучал Священное Писание и творения отеческие и отличался строгим православием... Дионисий (1469-1476) не усомнился дать Григорию свое благословение и утверждение в митрополичьем сане и даже отправил своего посла не только ко всей Руси Литовской, но и в Москву и в Новгород с своею грамотою, чтобы Григория признавали за истинного митрополита, а Ионы (умершего еще в 1461 г.) чуждались, так как Цареградская Церковь не признавала и не признает его за митрополита" (митр. Макарий. История Русской Церкви
https://www.sedmitza.ru/lib/text/436020/).
То, что "Иону Цареградская Церковь чуждалась и не признавала и не признает за митрополита" - это и есть взгляд Кпля на московскую автокефалию. Это раскол. Можно ставить вопрос о его глубине. Скажем - не признавались только "московские" митрополиты, или вся московская иерархия или же подвластное им духовенство (есть 4 уровня раскола). Но это уже частности на фоне факта раскола.
Голубинский пишет, что документов, на основании которых митр. Макарий об отчуждении Иона от Кпльского патриархата "мы не имеем под руками" (
https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubinskij/istorija-russkoj-tserkvi-tom-2-chast-1/3_2#note1094)
А мы имеем.
https://diak-kuraev.livejournal.com/2138255.html Лист Дионисия патриархи Константинопольского до Москвы писаныи
Светая головная апостольская церков, имаячи потребно всих православных християн напоминати и научать оными, которые суть к ужитку других, и тако же осмотрила: у великой земли Русской покоя и миру нет у духовенстве, а погоршенъя за правду и разделенъе умножилосе.
А имели бы есте одну церков а одного митрополита, а про тож ся есте приложили к нему в едность, аж бы была одна церков, а в ней один пастыр, абы с того пан Бог похвален был, который рушает все погоршенъе и разделенъе, а диавол прогнан бывает.
А того же деля шлем до всее Русское земли и до Великого Новогорода неше послы митрополита Кизицкого о святом дусе возлюбленного брата и сослужебника нашого смирения кир Неофита и честнейшого инока и игумена и архимандрита честного монастыря святых великомученик Феодоров Тырона и Стратилата, о святом Дусе възлюбленного сына нашего смирения кир Христофора, иже б полную веру дали вам всим о преосвященного митрополита Киевъского и всея Руси кир Григория, иже ест благодатию божию к вере и к повинности и в закони и обычаи нашое святое зборное великое церкви Царграда и к вас дает общущии в годности з нами брат и сослужебник нашего смирения.
А што зделали на Москве, аж бы того перестати делати, как же указует и приказует святая головнея великая церков соборная, бо то ест против правил и против закону божиего; елико именовали на Москве от Ионы и до сих часов митрополитов, тых всих великая зборная наша святая церков не имает, а ни дръжит, а ни именует за митрополитов. А про тоже бы есте вси приняли, и держали бы есте, и послушнии были его и имели его правого и истинного митрополита, предреченного преосвященного митрополита Киевского и всеа России кир Григория о святом дусе возлюбленного брата и сослужителя нашего смирения. Иже бы был весь мир и покой, иже бы на первыи обычаи, и на мир и на уставленье закону обернулася вся Русская земля.
А хто бы хотел свою волю деяти, а не бытии послушон нешее святое великое соборное церкви, а не восхочет принятии, а ни имети его, а ни послушон бытии во всем деле духовном, тот имает бытии вине подлуг правил и приказаниа святых отец. Супротивление делающии святои церкви и в неи погоршение и разделение то бо есть великая шкода души.
Достойно есть всякому стеречися от тое вины, абы не впасть в тую вину. А благодать, и мир, и милость вседержителя господа Бога да будет со всеми вами.
Писан во Цариграде месяца февраля….. индикта….. (14 февраля 1467 г.)
Дионисия милостью божьею архиепископ Константиня града Новаго Рима и вселенски патриарх.
Публикация: Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Польской народной республики / Составитель Я. Н. Щапов. М., 1976. Ч. 2. С. 146.
У другого современного исследователя:
"Фактическое общение с константинопольскими патриархами после смерти митрополита Ионы так и не возобновилось. Неудивительно, что после покаяния униатского митрополита киевского Григория Болгарина в 1466 году патриарх признал законным митрополитом киевским только его. После этого последовала какая-то дипломатическая переписка между Константинополем, Вильно и Москвой о признании в Москве канонически поставленного митрополита Григория, от которой нам известны только итоги, и довольно скорые. Уже в начале 1467 года московская иерархия была отлучена патриархом Дионисием как отпавшая в раскол. Вскоре (точная дата неизвестна) и в Москве были приняты аналогичные решения о запрете церковного общения как с Константинополем, так и с западной частью киевской митрополии...
Обращенная к Варлааму грамота константинопольского патриарха Феолипта связана с историей доставившего ее греческого церковного посольства в Москву, а эта история была радикально переписана в русских официальных летописях. Судя по "Судным спискам Максима Грека и Исаака Собаки", посольство было принято холодно подчеркиванием того, что канонического общения с греками нет, тогда как, согласно летописи, все обстояло противоположным образом. С посольством патриарха Феолипта связана самая серьезная попытка завершить миром церковный раскол, которая предпринималась после 1467 года. Она закончилась полным крахом и стоила, фактически, пожизненного заключения главному деятелю этого посольства, Максиму Греку (после ареста в Москве в 1525 году и до самой смерти под домашним арестом в Троице-Сергиевой лавре в 1556 году для него будут меняться только условия содержания, но свободы он так и не увидит). Параллельно была разгромлена та церковная партия нестяжателей, которая еще с конца века стремилась изнутри Московской церкви к преодолению ее антиканонического состояния. С миссией Максима Грека, несомненно, связан один малоисследованный эпизод, относящийся к самому началу царствования будущего Ивана Грозного, - период правления митрополита Иоасафа (1539-1542; 1555/1556), поставленного в результате одних и низложенного в результате других боярских вполне светских интриг.
Митрополит принимал при настоловании присягу (текст ее сохранился), содержавшую обещание подчинения патриарху Константинопольскому.
Он облегчил условия содержания Максима Грека и вообще был большим поклонником и распространителем его сочинений; вместе с Максимом он доживал свои дни в Троице-Сергиевой лавре, и они даже умерли в один и тот же год от сотворения мира. С некоторой натяжкой правление митрополита Иоасафа можно считать попыткой вывести московскую церковь из раскола первой попыткой такого рода в царствование Ивана IV"
https://www.academia.edu/9968613/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0_1467_1560_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2_%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%85_The_End_of_the_Moscow_Schism_of_1467-1560_the_Final_of_the_Story_in_Documents_in_Russian_ Это всё - для расширения кругозора о. Георгия Максимова, который полагает, что всю жизнь можно пробавляться пересказом уроков для воскресной школы.