Поимел новый для себя опыт встречи Нового года за одним столом с человеком не просто верующим, а строго соблюдающим религиозные предписания.
Как известно,
из-за этой чехарды с календарями новогодние праздники у нас выпадают как раз на Рождественский пост. Я думаю, что это обстоятельство - лишний повод нашим церковным иерархам подумать о том,
чтобы привести свой календарь к общепринятому. Ведь наверняка есть люди, которые и рады бы придерживаться установленных правил, но перспектива сидеть за праздничным столом с овощным меню вводит их в непреодолимое искушение и толкает во грех. Ну ладно - рыбу можно. Но ведь под запретом яйца, сыр и все прочие молочные продукты! Что можно сделать при таких кулинарных санкциях? Да и что за русский салат без майонеза, хочу я вас спросить?
Для принципиального гостя за нашим столом были доступны лишь винегрет и специально приготовленный салатик из варёной щуки со свежей капустой на растительном масле. Впрочем, постящийся ничуть из-за этого обстоятельства не манерничал и не подчёркивал свою правильность-избранность, изображая более высокий духовный статус. Мне это понравилось. Ещё одним объединяющим фактором стало то, что «вино и монаси приемлют».
И вот - слово за слово, разговор у нас вырулил как раз на тему постов: в православии, христианстве вообще и религии совсем вообще. Я, признаться, имею за собой привычку поковыряться скальпелем скептицизма в сакральной идеологии. Без особого троллинга, а чисто подиспутировать. Вот например, меня всегда интересовал вопрос: откуда взялись эти самые посты и в чём причина их происхождения? Кем и когда установлены их сроки и перечень ограничений?
К сожалению, в беседе с верующими (и этот раз не был исключением) мне никогда не удавалось получить иное объяснение, кроме того что это аскетическая практика служит для лучшего познания Бога и возвышения души над телом. Я не хочу обсуждать эти утверждения. Если кто-то верит, что ограничение в питании способствует его духовному росту - это его дело. На то она и вера, чтобы верить. Другое дело, что пост внешний - гастрономический должен по идее сопровождаться и внутренним - ограничением общения с внешним миром, укрощением желаний, сдерживанием гнева, лжи и зла вообще. Но это опять же спорное утверждение. Я лично, когда голоден, становлюсь наоборот раздражительным и, кроме того, не понимаю, почему чувство умеренной сытости должно препятствовать размышлениям о высоком. Вот и товарищ Маслов, чуть менее знаменитый, чем его коллеги Хеопс и Мавроди, утверждает, что без удовлетворения базовых потребностей, человеку трудно предаваться духовным практикам из более высокого потребительского уровня.
Но оставим это. Я же о другом хотел сказать. Вот возьмём Священное Писание. Христос не принимал пищу 40 дней во время искушения в пустыне. В Ветхом завете тоже есть упоминания о постах в знак траура или как акте, сопровождающем молитву. Однако мы не найдём в Библии чёткого графика постов, соответствующего современному. Только пару веков спустя Тертуллиан пишет о необходимости воздержания перед Пасхой (нынешний Великий пост), а также еженедельно по средам и пятницам (день осуждения Христа и его смерти). Нынешний порядок куда более сложный: добавилось ещё четыре поста (не считая однодневных), существуют различные степени строгости и исключения из правил. Короче говоря - без специального календаря разобраться и запомнить всё это невозможно. Вот и вопрос: откуда все эти правила взялись и почему?
Не секрет, что на христианство оказали значительное влияние более древние религии и культуры. Миф об умирающем и воскресающем боге и связанные с ним обряды, празднества и ритуалы были у множества земледельческих культур. Египет, Греция, и даже дохристианская Русь (Кострома и Масленица). Древнеперсидский бог Митра, например, был рождён девственницей в пещере. Кроме того, он провозглашал равенство среди своих адептов, которые причащались хлебом и водой, а также сулил им блаженную жизнь после смерти. Никого не напоминает?
Достоверно известно, что дата Рождества - с 24 на 25 декабря - выбрана тоже не случайно, а для того, чтобы заместить собой земледельческий праздник зимнего солнцестояния и связанных с ним карнавалов-сатурналий. Ну как у нас на 7 ноября назначили сначала День примирения и согласия, а потом вспомнили про поляков.
Есть мнение, что даже обычай поклонения кресту также имеет сугубо земное происхождение. Якобы в древности специальным деревянным крестообразным приспособлением пользовались для добывания огня трением. Завися от огня и поклоняясь ему, люди поклонялись и тому предмету, с помощью которого добывали огонь.
Короче говоря, я уверен, что если поскрести почти любую христианскую традицию или символ - обязательно на свет проявится языческая морда какого-нибудь
«Йоулу-пукки» - рождественского козла. И не могу сказать, что это плохо. Преемственность вообще дело хорошее.
Так вот, возвращаясь к теме поста (эвон как я скаламбурил!). Мне представляется, что порядок и продолжительность постов тоже как-то могут быть связаны с традиционной крестьянской культурой. Я имею в виду бытовой, практической. Скажем, коровы телятся чаще всего поздней осенью, поэтому смысл Рождественского поста в том, чтобы не отбирать у телёнка молоко, чтобы тому больше досталось. Или, например, Петров пост - начало лета, молодняк надо подрастить, а не сразу резать и лопать. То есть некие социальные табу, которые бы вписывались в традиционный уклад людей, близких к земле. Которые с точки зрения «высшего разума», объясняли бы и направляли хозяйственную деятельность рода и не давали в конечном итоге помереть с голоду.
Подтверждения этих моих измышлений я нигде не встречал. Поэтому всё это на уровне гипотез. Но мне кажется, что в них больше правды, чем у утверждениях, что пост нужен был «для здоровья», как разгрузочные дни. Ну какая, скажите мне, польза месяц-другой сидеть впроголодь, а потом, празднуя окончание поста, нарубаться жирной пищи до заворота кишок? Конечно, можно предположить, что наши совсем далёкие предки так и жили: сегодня нашли в саванне павшего буйвола - скорее куски рви, хватай пока гиены не набежали: ведь пока другой такой случай представится, так и будем червячками да корешками пробавляться. Но это ведь мера вынужденная. Трудно представить, что охотник-собиратель пройдёт мимо подобной добычи: «Извините, у меня сегодня пост». Значит для подобного поступка требуется уже некоторый «запас прочности», достаток, который может присутствовать уже только у развитой аграрной цивилизации. На этом этапе обычно в обществе как раз и появляются зачатки религии. Но опять же: я могу понять, что будет поститься шаман или жрец «для просветления духа». Могу понять, когда он призывает это делать всё племя, для того чтобы умилостивить своих языческих богов, принести эдакую искупительную жертву, чтобы разжалобить их, показав «как им плохо» без их поддержки. Но откуда взялись эти строгие расписания? Чёткое указание сроков, периодичности и степени «умерщвления плоти» для всех членов общества? Всё-таки должны быть какие-то объективные «народно-хозяйственные» причины.
P.S. Надеюсь, что этот пост о постах не задел ничьих религиозных чувств. Если что - я не нарочно. Я сам неверующий, но к христианству отношусь с уважением. Хотя и уважаю его исключительно как морально-этическую систему, к которой не имеет ни малейшего отношения проблема сколькими пальцами креститься или что и когда есть.
Всех с прошедшим Новым годом и грядущим Рождеством! И всем приятного аппетита!