Винтовая лестница в Нобелевском центре мира вела ввысь мимо раскрашенных темно-синих занавесей с серебристыми звездами из картона и привела в темную-темную комнату, где росла трава в виде светящихся проводов. Эта искуственная трава переливалась разными неестественными для травы цветами, дорастала по пояс взрослому высокому человеку и вела какими-то странными лабиринтами по аллее славы тех, кто когда-либо получал Нобелевскую премию мира. Среди этой травы росли цветы-"тачскрин", которые повествовали отдельно о каждом человеке, который когда-либо удостаивался премии. Меня каким-то галюциногенным ветром занесло прямиком к лысине Горбачева, потом к матери Терезе, потом к Обаме, и тут клич гида отвлек меня от дальнейшего изучения всех этих лиц.
Все мои экскурсии в Осло длились не более 15 минут, поэтому рассказываю крайне поверхностно и эмоционально. За эти 15 минут нашей группе успели показать волшебную книгу красного цвета, листая которую можно было вкратце ознакомиться с жизнью Нобеля, потыкать в картинку с динамитом и услышать раскатистый взрыв. Запомнился рассказ гида о том, насколько красивая, но и настолько же тупая была подружка Нобеля. Настолько тупая, что забеременев от другого мужчины и выскочив за него замуж, потом всю жизнь с мужем вымогала деньги у бедного Альфреда, грозясь опубликовать их личную переписку. Как-то тронуло, что Альфред Нобель не учредил никакой премии по математике опять-таки из-за личной драмы. Его дражайший друг известный шведский математик М. Г. Миттаг-Леффлер отбил у Нобеля девушку, из-за чего Нобель надул губки и показал всем математикам кукиш. Бедный создатель динамита в личной жизни оказался однолюбом и лузером, что подтвердждает исконно армянское правило "ерку ернек ми тех чи линум" (непереводимый армянский юмор). Кому динамит, мозги, слава и почет, а кому - тупая девушка.
После этого мы каким-то бешеным галопом домчались до музея современных искусств в Беруме, мэр которого оказался настолько же странным, насколько и экспонаты музея. Он подарил нам малиновые ручки с резиновой лампочкой на конце, которая зажигается при ударе оной о какую-либо твердую поверхность. Все его выступление я думала, откуда он травку берет и подозревала разные разности, но не об этом хочу рассказать. Хочу рассказать о том, что нас в этом музее встретили дети из разных школ, подарили нам самодельные и не очень сувенирчики, потом оказалось, что они нас еще в мае будут всех ждать.
Мальчик из Rykkenn skole, который подарил мне разукрашенную тарелку, сказал, что дети их школы учат армянские буквы, историю армянского народа и армянские традиции для следующей встречи в мае. Трогательно это все как-то, друзья мои...
Настолько трогательно, что я даже не буду рассказывать как пропустила рейс из Осло в Париж, меняла билеты в собственный день рождения, ругалась с нашим работником КПП в аэропорту за то, что он нещадно мнет мой паспорт и мусолит его своими грязными лапищами. Даже не буду рассказывать про озабоченных старикашек, почему-то севших в самолете не на свои места, а рядом со мной и изводивших меня до такой степени, что я почувствовала себя Дрю Бэрримор из "Дюплекса". Все это ничто по сравнению с очарованием Осло и
со сказочностью моих воспоминаний о нем.