Учебный зал сообщества Dialectical Logic
(материалы сайта кафедры логики философского факультета СПбГУ)
http://logic.philosophy.pu.ru/edu/courses/course.php?id_cours=7
Новости /
Учебные курсы /
Курсовые работы /
Защиты /
СНО /
Учебники /
Ссылки /
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"Основы риторики и теории аргументации"
специальность 020100 "Философия"
Автор:
доцент, к.филос.н., зав. каф. А.И. Мигунов
Рецензент:
проф., д.филос.н. Я.А. Слинин
Санкт-Петербург 2002 г.
1. Организационно-методический раздел
1.1. Цель изучения дисциплины:
Знакомство обучаемых с основными принципами и нормами аргументационного анализа речи, развитие их способности рассуждать, вести дискуссии, правильно и эффективно обосновывать свои точки зрения. Освоение материала курса и выработка практических навыков помогает студентам развить их способность критически слушать и понимать речь других, сознательно формировать и использовать условия взаимопонимания в диалоге, задавать вопросы по существу, давать оценку обоснованности предлагаемых точек зрения; помогает распознавать сильные и слабые аргументы собеседника, уловки недобросовестных ораторов.
Предлагаемый курс лекций, вырабатывая умение грамотно вести дискуссию и диалог вообще, способствует повышению эффективности общения, дискуссий и обсуждений проблем разного рода.
1.2. Задачи курса:
Познакомить студентов с основными концепциями аргументации, логическими основами аргументации, с основами прагматики, теоретическими положениями о коммуникативной природе аргументативного дискурса и аргументативной природе речи, о связи аргументации с логикой и риторикой; дать слушателю знания о современной теории аргументации. Важное место в курсе занимает рассказ о структуре риторического искусства, об античной риторической традиции и ее исторической судьбе, антропологических основаниях риторики, о специфике риторики в различных формах дискурса.
Важной задачей курса является помочь слушателям понять природу речевой деятельности, освоить основные приемы и правила анализа аргументативного дискурса, ведения дискуссии, принципы рациональной организации речи.
1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:
Аргументация и риторика имплицитно входят в любой учебный систематический курс. Сознательное освоение слушателем излагаемого теоретического материала предполагает не только аргументированное изложение соответствующего дидактического материала преподавателем, но и владение навыками аргументационного восприятия речи. К тому же, критический анализ идей в изучаемых дисциплинах предполагает умение анализировать структуру, правильность и полноту аргументации рассматриваемых концепций. Предлагаемый курс будет способствовать формированию у студента способности ясно мыслить, критически осваивать получаемое знание, выделять главную мысль и формы ее обоснования, а, следовательно, улучшают понимание любого теоретического материала.
Кроме того, освоение норм рационального речевого общения, правил ведения дискуссий способствует формированию у слушателя способности к самостоятельному критическому мышлению и ответственному отношению к речи, что является одним из важнейших требований, предъявляемых к современному специалисту в любой области деятельности.
1.4. Требования к уровню освоения дисциплины:
Студенты обязаны в полном объеме освоить понятийный аппарат риторического искусства и технику аргументации, методы аргументационного анализа текстов, уметь правильно строить обоснование и критику точек зрения, видеть ошибки и уловки в споре, знать правила эффективного ведения рациональных дискуссий.
2. Объем дисциплины, виды учебной работы,
формы текущего, промежуточного и итогового контроля
Всего аудиторных занятий
34
из них:
- лекций
34
- практических занятий
0
Самостоятельная работа студента
34
Итого (трудоемкость дисциплины)
68
Изучение дисциплины по семестрам
1 семестр: лекции 34 часа,
зачёт.
3. Содержание дисциплины
3.1. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий
Тема I . Аргументация с точки зрения классической логики: 3 ч. лекций.
Эмпирическая и теоретическая аргументации. Логическая форма как критерий истинности. Логическая структура доказательства. Виды доказательства. Опровержение и его виды.
Тема II . Особенности аргументативного дискурса: 2 ч. лекций
Аристотель об аналитическом и диалектическом рассуждении. Особенности процедур обоснования в реальной речевой деятельности. Диалогическая природа аргументации. Закон тождества и естественный язык. «Предвосхищение оснований» и несовместимость суждений в формальной логике и в аргументации. Консенсус как исходное условие и основа всякой дискуссии. Истинность и правдоподобность. Истинность и приемлемость в аргументации.
Тема III . Современные концепции аргументации: 3 ч. лекций.
«Новая риторика» Х. Перельмана. Модель аргументации Ст. Тулмина. «Критическое рассуждение», «неформальная логика», «формальная теория ошибок». «Радикальный аргументативизм» в лингвистике. Современные формально-логические средства анализа диалога (формальная диалектика, логика иллокуций). Прагма-диалектический подход к исследованию аргументации и его основные принципы.
Тема IV . Коммуникативная структура аргументации: 2 ч. лекций.
Выраженное мнение как элемент аргументации. Положительная и отрицательная точки зрения. Дифференциация точек зрения. Сомнение как конституирующий фактор аргументативного дискурса и условие диалога. Сомнение и точка зрения. Сомнение явное и неявное (имплицитный спор). Противоположные и противоречащие точки зрения. Спор смешанный и несмешанный, единичный и множественный.
Структурный анализ аргументативного дискурса. Множественная аргументация с независимыми друг от друга аргументами. Сложная сочинительная и сложная подчинительная аргументации. Структурные схемы аргументации.
Тема V . Прагматический аспект аргументации: 4 ч. лекций.
Речевой акт и его структура. Перформативные речевые акты. Локутивный, иллокутивный и перлокутивный речевые акты. Дж. Серль о регулятивных и конституирующих правилах. Диалогическая природа речевого акта. Коммуникативная и пропозициональная определенность речевого акта; вербальный и невербальный контекст. Ответственность слушателя и ответственность оратора в аргументативном дискурсе. Определенность речевого акта как продукт совместной деятельности участников диалога.
Идеальная модель рациональной критической дискуссии и аргументативная практика. Правила эффективного рационального речевого общения. Коммуникативная и пропозициональная релевантность речевых актов.
Прагматические конститутивные характеристики и правила аргументативного речевого акта.
Тема VI . Правила и типичные ошибки аргументации.
Тема VI .1. Правила и ошибки, связанные с выдвижением точек зрения: 2 ч. лекций.
Паралогизмы и софизмы, ошибки и уловки. Отличительные характеристики эристической диалектики. Психология спора. Психологические уловки в споре. Аргумент к силе, аргумент к жалости. Нападки на личность. Условия их допустимости в аргументации. Публика как третий участник дискуссии. Ограничения на право высказывать точку зрения. Процедурные ограничения.
Приемы уклонения от обязанностей доказывания. Перенесение обязанности доказывания в несмешанных и смешанных дискуссиях. Презумпция невиновности.
Ошибки и приемы искажения точки зрения. Полная или частичная подмена точки зрения. Цитирование как способ искажения точки зрения пропонента. Ошибка (уловка) “фиктивный противник”. Значение определения терминов в рациональных дискуссиях.
Тема VI .2. Правила и ошибки при выборе средств защиты точки зрения: 4 ч. лекций.
Аристотель о трех классах аргументов: logos, ethos, pathos. Нравственные качества оратора и их роль в аргументативном дискурсе. Нравственная оценка аргументации, нравственные нормы как аргументы и демонстрация нравственных качеств оратора как аргумент. Аргумент к публике. Демагогия.
Имплицитные и косвенные элементы аргументативного дискурса. Экспликация невыраженных и косвенных аргументов и точек зрения. Контекстуальная интерпретация аргументативного речевого акта. Правило максимальной релевантности интерпретации косвенных речевых актов. Логические (энтимема) и прагматические средства восстановления невыраженных аргументов. Логический минимум и прагматический оптимум в экспликации невыраженных посылок и точек зрения. Ответственность оратора за невыраженные посылки и точки зрения. Различение невыраженных посылок и пресуппозиций. Семантическая пресуппозиция и прагматическая презумпция. Пресуппозиция как средство скрытого введения в консенсус необоснованных суждений. Ошибка «множественность вопросов». Тавтологическая аргументация.
Форма аргументации как критерий приемлемости точки зрения. Основные схемы аргументации. Ссылка на авторитет, явная и скрытая. Условия приемлемости аргумента к авторитету. Телеологическая аргументация, аргументация с точки зрения возможных последствий. Ошибки квазилогического рассуждения. Ссылка на причинно следственное отношение как аргумент и отношение логического следования. Умозаключение на основе материальной импликации и умозаключение на основе ссылки на причинно-следственное отношение. Смешение необходимых и достаточных условий приемлемости утверждений. Аргументация через пример. Аргументация по аналогии. Ошибки, связанные с неправильным перенесением свойств с целого на часть и наоборот. Структурно зависимые и структурно независимые признаки.
Относительность успешности или неудачи аргументации. Софизм умышленной неопределенности. «Ложный спор». Требование оптимальности формулировок и интерпретации сказанного. Возможные причины неясности высказываний. Ясность мысли и словесная форма.
Риторика как искусство рождения мысли и сказывания истины.
Тема VII . Европейская риторическая традиция. 4 часа лекций.
Риторика как предмет философии и как предмет искусства речи. Становление европейской риторической традиции. Социально-исторические факторы возникновения риторического искусства. Риторика и политика в античной Греции и Римской империи.
Античная риторика как система. Три рода красноречия. Источники и цели красноречия. Этапы риторической разработки речи: inventio, dispositio, elocutio, memoria и actio.
Inventio, поиск средств убеждения, релевантных объекту речи, ситуации и публике. Классификация вопросов, подлежащих обсуждению: по отношению к оратору, по отношению к публике, по отношению к предмету. Статусы: статус установления, статус определения, статус оценки и статус отвода - четыре возможных стратегии защиты. Статусы в торжественном и совещательном красноречии. Система мест. Улики, доводы и примеры. Классификация мест. Общие места. Правила инвенции.
Dispositio - оптимальное с точки зрения воздействия на слушателя расположение материала, полученного в результате инвенции. Структурные элементы речи: вступление, изложение, определение темы, доказательство, опровержение, отступление и заключение. Их основные правила.
Разработка собственно словесной формы ( e locutio). Учение о фигурах. Фигуры слова и фигуры мысли. Классификация фигур мысли и фигур слова. Троп как фигура мысли. Метафора, метонимия, синекдоха, ирония. Учение об отборе и сочетании слов. “Распущенная” речь, “нанизанная” речь и “связанная” речь.
Искусство памяти и искусство произнесения речи.
Тема VIII . Риторическая традиция: истоки саморазрушения. 2 часа лекций.
Схоластизация риторики. Техника убеждающей речи и риторика. Стремление убедить как фактор разрушения диалога. Поэтическая функция риторики. Риторика и поэтика. Риторика как теория общих мест. Принцип “риторического рационализма” (С. С. Аверинцев), комбинаторный подход к риторике.
Тема IX . Антропологический взгляд на риторику. 4 часа лекций.
Место риторики в становлении человека, овладевающего миром. Риторика: а) средство постижения истины, б) средство выражения истины, придания истине подобающей формы, в) средство украшения истины. Платон: истина убедительна сама по себе. Цицерон: риторика, украшая истину, делает ее приемлемой и впечатляющей. Христианская традиция о соотношении Божественной истины и риторики.
В. фон Гумбольдт о природе языка : “Язык есть орган, образующий мысль”. Интеракционалистская и субституционалистская концепции языка. Слово как имя вещи и слово как средство формирования мысли. Лексис и логос. Слово-образ и слово-мысль. Двойственная природа понятия и контекстуальная природа слова. Г. Гийом: “факт речи” и “факт языка”. Содержание мысли как продукт моего языка. Прогностическая функция и онтологический смысл метафоры. Референциальный аспект поэтического языка. Истинность и правдоподобность. Истинность и истина. Хайдеггер: истина как несокрытость. “Язык - дом истины бытия” Истина - риторическая проблема. Риторика - средство овладения истиной.
Тема X . Риторика в сакральном дискурсе. 2 часа лекций.
Антиномия риторического слова в сакральном дискурсе: а) Божественная истина не нуждается в риторической изощренности; б) риторика делает Божественную истину доступной человеку. Предмет гомилетики. Ложь и истина в профанном слове, таинство и откровение в слове Божьем. Риторика и грамматика на Руси в период никоновских реформ. Грамматика и Божественная истина. Юродивый как риторическая фигура. Особенность сакрального дискурса в риторическом аспекте. Ответственность публики за понимание сказанного как принцип риторики.
Тема XI . Риторика в историческом нарративе. 2 часа лекций.
Риторика и историография. Проблема особого объективного исторического стиля как противоположного фигуральному, риторическому стилю в историографии. Риторический анализ и идеологическая определенность историографического текста.
Соотношение логики, аргументации и риторики. Логика, аргументация и риторика - три формы анализа языка и построения правильной, осмысленной речи.
3.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
- Что такое правильная форма рассуждения.
- Как связана правильность рассуждения и истинность суждений?
- Какова структура доказательства?
- Как строится прямое доказательство?
- Правила построения косвенного доказательства.
- Основные правила логического следования.
- Что такое опровержение и каковы его основные виды?
- Аристотель об аналитических и диалектических рассуждениях.
- В чем специфика теории аргументации в анализе дискурса?
- Из каких элементов состоит модель аргументации Ст. Тулмина?
- Х. Перельман о специфике аргументации.
- Какие принципы лежат в основе прагма-диалектического подхода к анализу аргументации?
- Каковы гносеологические характеристики сомнения и убеждения?
- Что собой представляет аргументация как коммуникативный процесс?
- В чем состоит ошибка «предвосхищение оснований» и особенности ее присутствия в формальной логике и в теории аргументации?
- Как работает закон тождества в естественном языке?
- В чем особенности оперирования с несовместимыми суждениями в классической логике и в естественном языке?
- Что такое «консенсус» и почему без него аргументация невозможна?
- Как соотносятся понятия «истинность» и «правдоподобие»?
- Как понимать утверждение, что в аргументации приемлемость суждений важнее истинности?
- В чем особенности единичного и множественного, смешанного и несмешанного спора?
- В чем отличие сочинительной аргументации от множественной?
- Каковы основные правила структурного анализа аргументативного дискурса?
- Что такое прагматика как раздел семиотики?
- Что такое речевой акт?
- Как Дж. Остин характеризует перформативные речевые акты?
- В чем разница между иллокутивным и перлокутивным речевыми актами?
- Чем конституирующие правила отличаются от регулятивных правил?
- Что такое аргументативный речевой акт, каковы конституирующие его правила?
- Какие факторы реального речевого общения задают определенность коммуникативной функции и пропозиционального содержания речевого акта?
- Как понимать утверждение, что смысл сказанного определяется слушателем?
- Какие основные правила рационального речевого общения надо соблюдать, чтобы ваша речь была ясной и эффективной?
- Что такое релевантность речевых актов?
- Каковы основные стадии дискуссии и в чем их особенности?
- Какие правила аргументации связаны с выдвижением точки зрения или тезиса аргументации?
- Что такое «подмена тезиса» и какие варианты этой ошибки или уловки возможны?
- В чем состоит ошибка «нападки на личность»? Опишите ее возможные варианты и разъясните, при каких условиях подобные приемы аргументации не являются ошибкой или уловкой.
- В чем состоит ошибка «уклонение от обязанностей доказывания» и каковы способы реализации подобных уловок в споре?
- В чем состоят ошибки связанные с аргументом к ethos и с аргументом к pathos .
- Каковы логические и прагматические правила восстановления имплицитных элементов аргументации?
- Что такое семантическая пресуппозиция и прагматическая презумпция?
- Какие ошибки и уловки в споре связаны с использованием пресуппозиции?
- Когда аргумент к авторитету, в различных его вариантах, является ошибкой?
- В каких случаях аргументация с точки зрения возможных последствий ошибочна и что такое телеологическая аргументация?
- Как различать достаточные и необходимые условия истинности суждений?
- Выясните различие между умозаключением, в основе которого лежит смысл импликации, и умозаключением, в основе которого лежит ссылка на причинно-следственное отношение?
- В чем смысл относительности успешности или неудачи всякой аргументации?
- Напишите текст, в котором вы даете аргументационный анализ некоторой точки зрения.
- Представьте аргументацию положительной (отрицательной) точки зрения относительно обсуждаемого положения, а затем проведите сравнительный критический анализ вашей аргументации и аргументации ваших коллег отрицательной (положительной) точки зрения относительно того же положения.
- Какое место аргументация занимает в структуре риторического искусства?
- Как риторические нормы работают в аргументативном дискурсе?
- В чем специфика философского анализа риторики?
- В чем состоит зависимость риторики от форм политической жизни общеситва?
- Раскройте основное содержание частей, составляющих античный риторический канон.
- В чем суть комбинаторного подхода к риторическому искусству?
- Перечислите и раскройте смысл основных факторов, разрушающих риторику.
- Почему истину можно рассматривать как продукт риторического слова?
- Почему риторика является антропологическим фактором?
- Диалогическая природа слова и интеракционалистская концепция языка.
- Раскройте основные идеи В. фон Гумбольдта относительно природы языка.
- Выполняет ли метафора референциальную функцию и в чем она состоит?
- Как понимать выражение «одну и ту же мысль нельзя высказать дважды»?
- Почему содержание мысли является продуктом моего языка?
- В чем различие между истинностью и истиной?
- Изложите основное содержание хайдеггеровской концепции истины.
- В чем принципиальное отличие гомилетики от риторики?
- В чем особенности позиций слушателя в сакральном и профанном дискурсе?
- В чем состоит проблема «риторического» стиля в историографии?
- На основе прослушанного курса попытайтесь дать краткую характеристику единства и предметной специфики формальной логики, теории аргументации и риторики.
3.3. Примерные темы курсовых работ
- Классическая логика о структуре аргументации.
- Доказательство и аргументация.
- «Новая риторика» Х. Перельмана.
- Ст.Тулмин и его концепция аргументации.
- Обзор современных подходов к аргументации.
- Теория аргументации и диалогическая логика (формальная диалектика).
- Иллокутивная логика.
- Диалектика в античной философии.
- Психологические и рациональные средства убеждения.
- Прагма-диалектический подход к аргументации.
- Спор, полемика и дискуссия. Их место и роль в научной и общественной жизни.
- Эристика: возникновение и концепции.
- Правила рациональной дискуссии.
- Основы теории речевых актов Дж. Остина.
- Дж. Серль о речевых актах.
- Логические методы в прагматике.
- Убеждение и аргументация.
- Взаимосвязь риторики и аргументации.
- Проблема истины в риторике и в аргументации.
- Связь формальной логики и аргументационного анализа речи.
3.4. Примерные темы рефератов
В данном курсе не предусмотрены
3.5. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
- Логические основы аргументации: доказательство, его структура и виды.
- Логические основы аргументации: опровержение.
- Аргументативный дискурс и формально-логическое доказательство: сходство и различие.
- Проблема истинности в логике и в аргументации.
- Закон тождества и несовместимость суждений в логике и в аргументации.
- «Предвосхищение оснований» в логике и в аргументации.
- Прагма-диалектический подход к анализу аргументации. Основные принципы.
- Споры простые и сложные, единичные и множественные, смешанные и несмешанные. Единая классификация споров.
- Дж. Остин о перформативных речевых актах.
- Структура речевого акта по Дж. Остину.
- Три уровня анализа речевого акта, в коммуникативном контексте: локуция, иллокуция, перлокуция.
- Дж. Серль о конститутивных правилах.
- Диалогическая природа речевого акта.
- Специфические характеристики аргументативного речевого акта.
- Этапы разрешения спора.
- Имплицитные и косвенные речевые акты.
- Стратегия максимально аргументативной интерпретации и принцип максимальной релевантности речевых актов.
- Логический минимум и прагматический оптимум в анализе имплицитных аргументов.
- Множественная, сочинительная и подчинительная аргументации.
- Семантическая и прагматическая пресуппозиция.
- Пресуппозиция в аргументации.
- Приемы уклонения от обязанностей доказывания.
- Нападки на личность и условия их допустимости.
- Перенесение обязанности доказывания в несмешанных и смешанных дискуссиях.
- Значение определения легальных терминов в толковании правовых норм.
- Три класса аргументов: logos, ethos, pathos.
- Консенсус как исходное условие и основа всякой дискуссии.
- Ссылка на авторитет, явная и скрытая.
- Аргументация с точки зрения возможных последствий.
- Необходимые и достаточные условия.
- Правила поведения пропонента и оппонента на завершающей стадии дискуссии.
- Ошибки, основанные на использовании неясных выражений.
- Ошибки, связанные с неправильным перенесением свойств с целого на часть и наоборот.
- Ошибки и приемы искажения точки зрения.
- Ясность выражений: соотношение мысли и словесной формы.
- Ответственность слушателя за понимание сказанного.
- Риторика и политика. Риторика как средство убеждения, орудие силы.
- «Риторический рационализм» (С.С. Аверинцев)
- Место риторики в античной культуре.
- Инвенция.
- Диспозиция.
- Элокуция.
- Тропы и фигуры в античной риторике. Метафора, метонимия, синекдоха, ирония.
- Учение об отборе и сочетании слов в античной риторике.
- Семантическая модель понятия.
- Двойственная природа понятия.
- Контекстуальная природа слова.
- Истина как риторическая проблема.
- Риторика в сакральном дискурсе. Риторика и гомилетика.
- Риторика и грамматика на Руси в период никоновских реформ.
- Риторика и исторический нарратив.
4. Учебно-методическое обеспечение курса.
4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдфильмов, кино и видео- фильмов
По желанию лектора при изложении части тем применяется графопроектор для демонстрации графического иллюстративного материала и программный пакет Reason ! Able для анализа структуры аргументации
4.2. Активные методы обучения
В данном курсе используются классические аудиторные методы и самостоятельное построение студентами аргументационных моделей как с помощью компьютерной программы Reason ! Able , так и без нее .
4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля
Стандартно оборудованные лекционные аудитории с графопроектором и, если возможно, компьютерный класс.
4.4. Литература
4.4.1. Основная
- Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.
- Аристотель. О софистических опровержениях // Соч. в четырех томах. М., 1978. Т.2.
- Аристотель. Риторика //Античные риторики / Под. ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1978.
- Аристотель. Топика // Соч. в четырех томах. М., 1978. Т.2.
- Брутян Г.А. Аргументация. Ереван, 1984.
- Гаспаров М.Л. Античная риторика как система. //Античная поэтика. М., 1991.
- Еемерен Ф.Х. ван, Гроотендорст Р. Ф.С.Хенкеманс Аргументация: анализ, проверка, представление. СПб, 2002.
- Ивин А.А. Основы теории аргументации. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
- Лотман Ю.М. Риторика. // Его же. Избранные статьи. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992. С. 167 - 183.
- Платон. Федр.
- Поварнин С.И. Искусство спора. О теории и практике спора. М., 1918, 1923, (“Вопросы философии”, 1990, №3), 1993 и др. годов издания.
- Теория метафоры. М., 1990.
- Цицерон М.-Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.
- Шопенгауэр А. Эристическая диалектика // Логика и риторика. Хрестоматия. Минск, 1997.
4.4.2. Дополнительная
- Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.
- Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. Ленинград, 1989.
- Аргументация, интерпретация, риторика // http://www.argumentation.ru
- Барт Р. Избр. работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989. С. 48-56.
- Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.
- Болинджер Д. Истина - проблема лингвистическая. // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.
- Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.
- Войнрих Х. Лингвистика лжи. // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.
- Гриненко Г.В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация. М., 2000.
- Грифцова И.Н. Логика как теоретическая и практическая дисциплина. К вопросу о соотношении формальной и неформальной логики. М.: Эдиториал УРСС, 1998.
- Гумбольдт В. фон О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества. /Его же Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
- Дюбуа Ж., Эделинг Ф. и др. Общая риторика М., 1989.
- Еемерен Ф.Х. ван, Гроотендорст Р. Аргументация. Коммуникация. Ошибки. СПб, 1991.
- Еемерен Ф.Х. ван, Гроотендорст Р. Речевые акты в аргументативных дискуссиях. СПб, 1994.
- Зелинский Ф.Ф. Теория судебного красноречия // Цицерон. Полн. собр. соч. СПб, 1901. Т.1.
- Игорь Пешков О(т)речение мысли.//Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996. С. 377 - 399.
- Ильин А., Кадацкий В., Никифоров К., Пихоя Л. Отзвук слова. Из опыта работы спичрайтеров первого президента России. М., 1999. 144 с.
- Йейтс Френсис Искусство памяти. СПб, 1997
- Кони А.Ф. Приемы и задачи обвинения.//Кони А.Ф. Собрание сочинений в 8 томах. Т.4. М., 1967.
- Кони А.Ф. Советы лекторам // Русская риторика. Хрестоматия. М., 1996.
- Корнилова Е.Н. Риторика - искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М., 1998.
- Логика и риторика. Хрестоматия. Минск, 1997.
- Мигунов А.И. Диалектическая природа речевого акта // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2000. Сер.6, вып.2 (№14).
- Мигунов А.И. К вопросу о месте риторики в гуманитарном знании. //“Вестник ЛГУ”, №27, 1990.
- Мигунов А.И. О риторическом контексте проблемы истины // Логико-философские штудии. СПб, 2001.
- Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. М.,Просвещение, 1996.
- Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.
- Остин Джон. Как производить действия при помощи слов // Его же. Избранное. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.
- Паскаль Б. О геометрическом уме и об искусстве убеждать // Логика и риторика. Хрестоматия. Минск, 1997.
- Перельман Х., Ольбрехт-Тытека Л. Из книги “Новая риторика: трактат об аргументации” // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 1987.
- Пешков И.В. М.М.Бахтин: от философии поступка к риторике поступка. М., 1996.
- Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М., 1997.
- Русская риторика. Хрестоматия. М., 1996.
- Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде // Русская риторика. Хрестоматия. М., 1996.
- Серль Дж. Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. XVII. - М., 1986.
- Сопер Поль Л. Основы искусства речи. М., 1992.
- Строгович М.С. Теория судебных доказательств. Его же. Избранные труды. Том 3. М., 1991.
- Стросон П.Ф. Намерение и конвенция в речевых актах // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. XVII. - М., 1986.
- Фишер Р., Юри У. Путь к согласию. Или переговоры без поражения. М., 1990.
- Хайдеггер М. Гегель и греки // Время и бытие. М., 1993
- Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие. М., 1993
- Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Время и бытие. М., 1993
- Цицерон М.-Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.
- Яскевич Я.С. Аргументация в науке. Минск, 1992.
- Argumentation on the World Wide Web // http://www.dnai.com/~mackey/thesis/thesis.html
- Critical Thinking On The Web // http://www.philosophy.unimelb.edu.au/reason/critical/
- Fundamentals of Argumentation Theory. A Handbook of Historical Backgrounds and Contemporary Developments / Frans H. van Eemeren…[et al.]. Lawrence Erlbaum Associates, Publishers. Mahwah, New Jersey, 1996.
- Informal Logic // http://plato.stanford.edu/entries/logic-informal/
& Диалектическая логика