Риторика как введение в диалектическую логику

Jun 17, 2008 07:19



Учебный зал сообщества Dialectical Logic
(материалы сайта кафедры логики философского факультета СПбГУ)
http://logic.philosophy.pu.ru/edu/courses/course.php?id_cours=7

Новости / Учебные курсы / Курсовые работы / Защиты / СНО / Учебники / Ссылки /

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

"Основы риторики и теории аргументации"

специальность 020100 "Философия"
Автор: доцент, к.филос.н., зав. каф. А.И. Мигунов Рецензент: проф., д.филос.н. Я.А. Слинин
Санкт-Петербург 2002 г.

1. Организационно-методический раздел

1.1. Цель изучения дисциплины:
Знакомство обучаемых с основными принципами и нормами аргументационного анализа речи, развитие их способности рассуждать, вести дискуссии, правильно и эффективно обосновывать свои точки зрения. Освоение материала курса и выработка практических навыков помогает студентам развить их способность критически слушать и понимать речь других, сознательно формировать и использовать условия взаимопонимания в диалоге, задавать вопросы по существу, давать оценку обоснованности предлагаемых точек зрения; помогает распознавать сильные и слабые аргументы собеседника, уловки недобросовестных ораторов.
Предлагаемый курс лекций, вырабатывая умение грамотно вести дискуссию и диалог вообще, способствует повышению эффективности общения, дискуссий и обсуждений проблем разного рода.

1.2. Задачи курса:
Познакомить студентов с основными концепциями аргументации, логическими основами аргументации, с основами прагматики, теоретическими положениями о коммуникативной природе аргументативного дискурса и аргументативной природе речи, о связи аргументации с логикой и риторикой; дать слушателю знания о современной теории аргументации. Важное место в курсе занимает рассказ о структуре риторического искусства, об античной риторической традиции и ее исторической судьбе, антропологических основаниях риторики, о специфике риторики в различных формах дискурса.
Важной задачей курса является помочь слушателям понять природу речевой деятельности, освоить основные приемы и правила анализа аргументативного дискурса, ведения дискуссии, принципы рациональной организации речи.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:
Аргументация и риторика имплицитно входят в любой учебный систематический курс. Сознательное освоение слушателем излагаемого теоретического материала предполагает не только аргументированное изложение соответствующего дидактического материала преподавателем, но и владение навыками аргументационного восприятия речи. К тому же, критический анализ идей в изучаемых дисциплинах предполагает умение анализировать структуру, правильность и полноту аргументации рассматриваемых концепций. Предлагаемый курс будет способствовать формированию у студента способности ясно мыслить, критически осваивать получаемое знание, выделять главную мысль и формы ее обоснования, а, следовательно, улучшают понимание любого теоретического материала.
Кроме того, освоение норм рационального речевого общения, правил ведения дискуссий способствует формированию у слушателя способности к самостоятельному критическому мышлению и ответственному отношению к речи, что является одним из важнейших требований, предъявляемых к современному специалисту в любой области деятельности.

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины:
Студенты обязаны в полном объеме освоить понятийный аппарат риторического искусства и технику аргументации, методы аргументационного анализа текстов, уметь правильно строить обоснование и критику точек зрения, видеть ошибки и уловки в споре, знать правила эффективного ведения рациональных дискуссий.

2. Объем дисциплины, виды учебной работы,
формы текущего, промежуточного и итогового контроля Всего аудиторных занятий 34 из них: - лекций 34   - практических занятий 0 Самостоятельная работа студента 34 Итого (трудоемкость дисциплины) 68

Изучение дисциплины по семестрам
1 семестр: лекции 34 часа,
зачёт.

3. Содержание дисциплины
3.1. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий

Тема I . Аргументация с точки зрения классической логики: 3 ч. лекций.

Эмпирическая и теоретическая аргументации. Логическая форма как критерий истинности. Логическая структура доказательства. Виды доказательства. Опровержение и его виды.

Тема II . Особенности аргументативного дискурса: 2 ч. лекций

Аристотель об аналитическом и диалектическом рассуждении. Особенности процедур обоснования в реальной речевой деятельности. Диалогическая природа аргументации. Закон тождества и естественный язык. «Предвосхищение оснований» и несовместимость суждений в формальной логике и в аргументации. Консенсус как исходное условие и основа всякой дискуссии. Истинность и правдоподобность. Истинность и приемлемость в аргументации.

Тема III . Современные концепции аргументации: 3 ч. лекций.

«Новая риторика» Х. Перельмана. Модель аргументации Ст. Тулмина. «Критическое рассуждение», «неформальная логика», «формальная теория ошибок». «Радикальный аргументативизм» в лингвистике. Современные формально-логические средства анализа диалога (формальная диалектика, логика иллокуций). Прагма-диалектический подход к исследованию аргументации и его основные принципы.

Тема IV . Коммуникативная структура аргументации: 2 ч. лекций.

Выраженное мнение как элемент аргументации. Положительная и отрицательная точки зрения. Дифференциация точек зрения. Сомнение как конституирующий фактор аргументативного дискурса и условие диалога. Сомнение и точка зрения. Сомнение явное и неявное (имплицитный спор). Противоположные и противоречащие точки зрения. Спор смешанный и несмешанный, единичный и множественный.

Структурный анализ аргументативного дискурса. Множественная аргументация с независимыми друг от друга аргументами. Сложная сочинительная и сложная подчинительная аргументации. Структурные схемы аргументации.

Тема V . Прагматический аспект аргументации: 4 ч. лекций.

Речевой акт и его структура. Перформативные речевые акты. Локутивный, иллокутивный и перлокутивный речевые акты. Дж. Серль о регулятивных и конституирующих правилах. Диалогическая природа речевого акта. Коммуникативная и пропозициональная определенность речевого акта; вербальный и невербальный контекст. Ответственность слушателя и ответственность оратора в аргументативном дискурсе. Определенность речевого акта как продукт совместной деятельности участников диалога.

Идеальная модель рациональной критической дискуссии и аргументативная практика. Правила эффективного рационального речевого общения. Коммуникативная и пропозициональная релевантность речевых актов.

Прагматические конститутивные характеристики и правила аргументативного речевого акта.

Тема VI . Правила и типичные ошибки аргументации.

Тема VI .1. Правила и ошибки, связанные с выдвижением точек зрения: 2 ч. лекций.

Паралогизмы и софизмы, ошибки и уловки. Отличительные характеристики эристической диалектики. Психология спора. Психологические уловки в споре. Аргумент к силе, аргумент к жалости. Нападки на личность. Условия их допустимости в аргументации. Публика как третий участник дискуссии. Ограничения на право высказывать точку зрения. Процедурные ограничения.

Приемы уклонения от обязанностей доказывания. Перенесение обязанности доказывания в несмешанных и смешанных дискуссиях. Презумпция невиновности.

Ошибки и приемы искажения точки зрения. Полная или частичная подмена точки зрения. Цитирование как способ искажения точки зрения пропонента. Ошибка (уловка) “фиктивный противник”. Значение определения терминов в рациональных дискуссиях.

Тема VI .2. Правила и ошибки при выборе средств защиты точки зрения: 4 ч. лекций.

Аристотель о трех классах аргументов: logos, ethos, pathos. Нравственные качества оратора и их роль в аргументативном дискурсе. Нравственная оценка аргументации, нравственные нормы как аргументы и демонстрация нравственных качеств оратора как аргумент. Аргумент к публике. Демагогия.

Имплицитные и косвенные элементы аргументативного дискурса. Экспликация невыраженных и косвенных аргументов и точек зрения. Контекстуальная интерпретация аргументативного речевого акта. Правило максимальной релевантности интерпретации косвенных речевых актов. Логические (энтимема) и прагматические средства восстановления невыраженных аргументов. Логический минимум и прагматический оптимум в экспликации невыраженных посылок и точек зрения. Ответственность оратора за невыраженные посылки и точки зрения. Различение невыраженных посылок и пресуппозиций. Семантическая пресуппозиция и прагматическая презумпция. Пресуппозиция как средство скрытого введения в консенсус необоснованных суждений. Ошибка «множественность вопросов». Тавтологическая аргументация.

Форма аргументации как критерий приемлемости точки зрения. Основные схемы аргументации. Ссылка на авторитет, явная и скрытая. Условия приемлемости аргумента к авторитету. Телеологическая аргументация, аргументация с точки зрения возможных последствий. Ошибки квазилогического рассуждения. Ссылка на причинно следственное отношение как аргумент и отношение логического следования. Умозаключение на основе материальной импликации и умозаключение на основе ссылки на причинно-следственное отношение. Смешение необходимых и достаточных условий приемлемости утверждений. Аргументация через пример. Аргументация по аналогии. Ошибки, связанные с неправильным перенесением свойств с целого на часть и наоборот. Структурно зависимые и структурно независимые признаки.

Относительность успешности или неудачи аргументации. Софизм умышленной неопределенности. «Ложный спор». Требование оптимальности формулировок и интерпретации сказанного. Возможные причины неясности высказываний. Ясность мысли и словесная форма.

Риторика как искусство рождения мысли и сказывания истины.

Тема VII . Европейская риторическая традиция. 4 часа лекций.

Риторика как предмет философии и как предмет искусства речи. Становление европейской риторической традиции. Социально-исторические факторы возникновения риторического искусства. Риторика и политика в античной Греции и Римской империи.

Античная риторика как система. Три рода красноречия. Источники и цели красноречия. Этапы риторической разработки речи: inventio, dispositio, elocutio, memoria и actio.

Inventio, поиск средств убеждения, релевантных объекту речи, ситуации и публике. Классификация вопросов, подлежащих обсуждению: по отношению к оратору, по отношению к публике, по отношению к предмету. Статусы: статус установления, статус определения, статус оценки и статус отвода - четыре возможных стратегии защиты. Статусы в торжественном и совещательном красноречии. Система мест. Улики, доводы и примеры. Классификация мест. Общие места. Правила инвенции.

Dispositio - оптимальное с точки зрения воздействия на слушателя расположение материала, полученного в результате инвенции. Структурные элементы речи: вступление, изложение, определение темы, доказательство, опровержение, отступление и заключение. Их основные правила.

Разработка собственно словесной формы ( e locutio). Учение о фигурах. Фигуры слова и фигуры мысли. Классификация фигур мысли и фигур слова. Троп как фигура мысли. Метафора, метонимия, синекдоха, ирония. Учение об отборе и сочетании слов. “Распущенная” речь, “нанизанная” речь и “связанная” речь.

Искусство памяти и искусство произнесения речи.

Тема VIII . Риторическая традиция: истоки саморазрушения. 2 часа лекций.

Схоластизация риторики. Техника убеждающей речи и риторика. Стремление убедить как фактор разрушения диалога. Поэтическая функция риторики. Риторика и поэтика. Риторика как теория общих мест. Принцип “риторического рационализма” (С. С. Аверинцев), комбинаторный подход к риторике.

Тема IX . Антропологический взгляд на риторику. 4 часа лекций.

Место риторики в становлении человека, овладевающего миром. Риторика: а) средство постижения истины, б) средство выражения истины, придания истине подобающей формы, в) средство украшения истины. Платон: истина убедительна сама по себе. Цицерон: риторика, украшая истину, делает ее приемлемой и впечатляющей. Христианская традиция о соотношении Божественной истины и риторики.

В. фон Гумбольдт о природе языка : “Язык есть орган, образующий мысль”. Интеракционалистская и субституционалистская концепции языка. Слово как имя вещи и слово как средство формирования мысли. Лексис и логос. Слово-образ и слово-мысль. Двойственная природа понятия и контекстуальная природа слова. Г. Гийом: “факт речи” и “факт языка”. Содержание мысли как продукт моего языка. Прогностическая функция и онтологический смысл метафоры. Референциальный аспект поэтического языка. Истинность и правдоподобность. Истинность и истина. Хайдеггер: истина как несокрытость. “Язык - дом истины бытия” Истина - риторическая проблема. Риторика - средство овладения истиной.

Тема X . Риторика в сакральном дискурсе. 2 часа лекций.

Антиномия риторического слова в сакральном дискурсе: а) Божественная истина не нуждается в риторической изощренности; б) риторика делает Божественную истину доступной человеку. Предмет гомилетики. Ложь и истина в профанном слове, таинство и откровение в слове Божьем. Риторика и грамматика на Руси в период никоновских реформ. Грамматика и Божественная истина. Юродивый как риторическая фигура. Особенность сакрального дискурса в риторическом аспекте. Ответственность публики за понимание сказанного как принцип риторики.

Тема XI . Риторика в историческом нарративе. 2 часа лекций.

Риторика и историография. Проблема особого объективного исторического стиля как противоположного фигуральному, риторическому стилю в историографии. Риторический анализ и идеологическая определенность историографического текста.
Соотношение логики, аргументации и риторики. Логика, аргументация и риторика - три формы анализа языка и построения правильной, осмысленной речи.

3.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
  1. Что такое правильная форма рассуждения.
  2. Как связана правильность рассуждения и истинность суждений?
  3. Какова структура доказательства?
  4. Как строится прямое доказательство?
  5. Правила построения косвенного доказательства.
  6. Основные правила логического следования.
  7. Что такое опровержение и каковы его основные виды?
  8. Аристотель об аналитических и диалектических рассуждениях.
  9. В чем специфика теории аргументации в анализе дискурса?
  10. Из каких элементов состоит модель аргументации Ст. Тулмина?
  11. Х. Перельман о специфике аргументации.
  12. Какие принципы лежат в основе прагма-диалектического подхода к анализу аргументации?
  13. Каковы гносеологические характеристики сомнения и убеждения?
  14. Что собой представляет аргументация как коммуникативный процесс?
  15. В чем состоит ошибка «предвосхищение оснований» и особенности ее присутствия в формальной логике и в теории аргументации?
  16. Как работает закон тождества в естественном языке?
  17. В чем особенности оперирования с несовместимыми суждениями в классической логике и в естественном языке?
  18. Что такое «консенсус» и почему без него аргументация невозможна?
  19. Как соотносятся понятия «истинность» и «правдоподобие»?
  20. Как понимать утверждение, что в аргументации приемлемость суждений важнее истинности?
  21. В чем особенности единичного и множественного, смешанного и несмешанного спора?
  22. В чем отличие сочинительной аргументации от множественной?
  23. Каковы основные правила структурного анализа аргументативного дискурса?
  24. Что такое прагматика как раздел семиотики?
  25. Что такое речевой акт?
  26. Как Дж. Остин характеризует перформативные речевые акты?
  27. В чем разница между иллокутивным и перлокутивным речевыми актами?
  28. Чем конституирующие правила отличаются от регулятивных правил?
  29. Что такое аргументативный речевой акт, каковы конституирующие его правила?
  30. Какие факторы реального речевого общения задают определенность коммуникативной функции и пропозиционального содержания речевого акта?
  31. Как понимать утверждение, что смысл сказанного определяется слушателем?
  32. Какие основные правила рационального речевого общения надо соблюдать, чтобы ваша речь была ясной и эффективной?
  33. Что такое релевантность речевых актов?
  34. Каковы основные стадии дискуссии и в чем их особенности?
  35. Какие правила аргументации связаны с выдвижением точки зрения или тезиса аргументации?
  36. Что такое «подмена тезиса» и какие варианты этой ошибки или уловки возможны?
  37. В чем состоит ошибка «нападки на личность»? Опишите ее возможные варианты и разъясните, при каких условиях подобные приемы аргументации не являются ошибкой или уловкой.
  38. В чем состоит ошибка «уклонение от обязанностей доказывания» и каковы способы реализации подобных уловок в споре?
  39. В чем состоят ошибки связанные с аргументом к ethos и с аргументом к pathos .
  40. Каковы логические и прагматические правила восстановления имплицитных элементов аргументации?
  41. Что такое семантическая пресуппозиция и прагматическая презумпция?
  42. Какие ошибки и уловки в споре связаны с использованием пресуппозиции?
  43. Когда аргумент к авторитету, в различных его вариантах, является ошибкой?
  44. В каких случаях аргументация с точки зрения возможных последствий ошибочна и что такое телеологическая аргументация?
  45. Как различать достаточные и необходимые условия истинности суждений?
  46. Выясните различие между умозаключением, в основе которого лежит смысл импликации, и умозаключением, в основе которого лежит ссылка на причинно-следственное отношение?
  47. В чем смысл относительности успешности или неудачи всякой аргументации?
  48. Напишите текст, в котором вы даете аргументационный анализ некоторой точки зрения.
  49. Представьте аргументацию положительной (отрицательной) точки зрения относительно обсуждаемого положения, а затем проведите сравнительный критический анализ вашей аргументации и аргументации ваших коллег отрицательной (положительной) точки зрения относительно того же положения.
  50. Какое место аргументация занимает в структуре риторического искусства?
  51. Как риторические нормы работают в аргументативном дискурсе?
  52. В чем специфика философского анализа риторики?
  53. В чем состоит зависимость риторики от форм политической жизни общеситва?
  54. Раскройте основное содержание частей, составляющих античный риторический канон.
  55. В чем суть комбинаторного подхода к риторическому искусству?
  56. Перечислите и раскройте смысл основных факторов, разрушающих риторику.
  57. Почему истину можно рассматривать как продукт риторического слова?
  58. Почему риторика является антропологическим фактором?
  59. Диалогическая природа слова и интеракционалистская концепция языка.
  60. Раскройте основные идеи В. фон Гумбольдта относительно природы языка.
  61. Выполняет ли метафора референциальную функцию и в чем она состоит?
  62. Как понимать выражение «одну и ту же мысль нельзя высказать дважды»?
  63. Почему содержание мысли является продуктом моего языка?
  64. В чем различие между истинностью и истиной?
  65. Изложите основное содержание хайдеггеровской концепции истины.
  66. В чем принципиальное отличие гомилетики от риторики?
  67. В чем особенности позиций слушателя в сакральном и профанном дискурсе?
  68. В чем состоит проблема «риторического» стиля в историографии?
  69. На основе прослушанного курса попытайтесь дать краткую характеристику единства и предметной специфики формальной логики, теории аргументации и риторики.


3.3. Примерные темы курсовых работ
  1. Классическая логика о структуре аргументации.
  2. Доказательство и аргументация.
  3. «Новая риторика» Х. Перельмана.
  4. Ст.Тулмин и его концепция аргументации.
  5. Обзор современных подходов к аргументации.
  6. Теория аргументации и диалогическая логика (формальная диалектика).
  7. Иллокутивная логика.
  8. Диалектика в античной философии.
  9. Психологические и рациональные средства убеждения.
  10. Прагма-диалектический подход к аргументации.
  11. Спор, полемика и дискуссия. Их место и роль в научной и общественной жизни.
  12. Эристика: возникновение и концепции.
  13. Правила рациональной дискуссии.
  14. Основы теории речевых актов Дж. Остина.
  15. Дж. Серль о речевых актах.
  16. Логические методы в прагматике.
  17. Убеждение и аргументация.
  18. Взаимосвязь риторики и аргументации.
  19. Проблема истины в риторике и в аргументации.
  20. Связь формальной логики и аргументационного анализа речи.


3.4. Примерные темы рефератов

В данном курсе не предусмотрены


3.5. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
  1. Логические основы аргументации: доказательство, его структура и виды.
  2. Логические основы аргументации: опровержение.
  3. Аргументативный дискурс и формально-логическое доказательство: сходство и различие.
  4. Проблема истинности в логике и в аргументации.
  5. Закон тождества и несовместимость суждений в логике и в аргументации.
  6. «Предвосхищение оснований» в логике и в аргументации.
  7. Прагма-диалектический подход к анализу аргументации. Основные принципы.
  8. Споры простые и сложные, единичные и множественные, смешанные и несмешанные. Единая классификация споров.
  9. Дж. Остин о перформативных речевых актах.
  10. Структура речевого акта по Дж. Остину.
  11. Три уровня анализа речевого акта, в коммуникативном контексте: локуция, иллокуция, перлокуция.
  12. Дж. Серль о конститутивных правилах.
  13. Диалогическая природа речевого акта.
  14. Специфические характеристики аргументативного речевого акта.
  15. Этапы разрешения спора.
  16. Имплицитные и косвенные речевые акты.
  17. Стратегия максимально аргументативной интерпретации и принцип максимальной релевантности речевых актов.
  18. Логический минимум и прагматический оптимум в анализе имплицитных аргументов.
  19. Множественная, сочинительная и подчинительная аргументации.
  20. Семантическая и прагматическая пресуппозиция.
  21. Пресуппозиция в аргументации.
  22. Приемы уклонения от обязанностей доказывания.
  23. Нападки на личность и условия их допустимости.
  24. Перенесение обязанности доказывания в несмешанных и смешанных дискуссиях.
  25. Значение определения легальных терминов в толковании правовых норм.
  26. Три класса аргументов: logos, ethos, pathos.
  27. Консенсус как исходное условие и основа всякой дискуссии.
  28. Ссылка на авторитет, явная и скрытая.
  29. Аргументация с точки зрения возможных последствий.
  30. Необходимые и достаточные условия.
  31. Правила поведения пропонента и оппонента на завершающей стадии дискуссии.
  32. Ошибки, основанные на использовании неясных выражений.
  33. Ошибки, связанные с неправильным перенесением свойств с целого на часть и наоборот.
  34. Ошибки и приемы искажения точки зрения.
  35. Ясность выражений: соотношение мысли и словесной формы.
  36. Ответственность слушателя за понимание сказанного.
  37. Риторика и политика. Риторика как средство убеждения, орудие силы.
  38. «Риторический рационализм» (С.С. Аверинцев)
  39. Место риторики в античной культуре.
  40. Инвенция.
  41. Диспозиция.
  42. Элокуция.
  43. Тропы и фигуры в античной риторике. Метафора, метонимия, синекдоха, ирония.
  44. Учение об отборе и сочетании слов в античной риторике.
  45. Семантическая модель понятия.
  46. Двойственная природа понятия.
  47. Контекстуальная природа слова.
  48. Истина как риторическая проблема.
  49. Риторика в сакральном дискурсе. Риторика и гомилетика.
  50. Риторика и грамматика на Руси в период никоновских реформ.
  51. Риторика и исторический нарратив.


4. Учебно-методическое обеспечение курса.
4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдфильмов, кино и видео- фильмов
По желанию лектора при изложении части тем применяется графопроектор для демонстрации графического иллюстративного материала и программный пакет Reason ! Able для анализа структуры аргументации

4.2. Активные методы обучения
В данном курсе используются классические аудиторные методы и самостоятельное построение студентами аргументационных моделей как с помощью компьютерной программы Reason ! Able , так и без нее .

4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля
Стандартно оборудованные лекционные аудитории с графопроектором и, если возможно, компьютерный класс.

4.4. Литература

4.4.1. Основная
  1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.
  2. Аристотель. О софистических опровержениях // Соч. в четырех томах. М., 1978. Т.2.
  3. Аристотель. Риторика //Античные риторики / Под. ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1978.
  4. Аристотель. Топика // Соч. в четырех томах. М., 1978. Т.2.
  5. Брутян Г.А. Аргументация. Ереван, 1984.
  6. Гаспаров М.Л. Античная риторика как система. //Античная поэтика. М., 1991.
  7. Еемерен Ф.Х. ван, Гроотендорст Р. Ф.С.Хенкеманс Аргументация: анализ, проверка, представление. СПб, 2002.
  8. Ивин А.А. Основы теории аргументации. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
  9. Лотман Ю.М. Риторика. // Его же. Избранные статьи. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992. С. 167 - 183.
  10. Платон. Федр.
  11. Поварнин С.И. Искусство спора. О теории и практике спора. М., 1918, 1923, (“Вопросы философии”, 1990, №3), 1993 и др. годов издания.
  12. Теория метафоры. М., 1990.
  13. Цицерон М.-Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.
  14. Шопенгауэр А. Эристическая диалектика // Логика и риторика. Хрестоматия. Минск, 1997.


4.4.2. Дополнительная
  1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.
  2. Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. Ленинград, 1989.
  3. Аргументация, интерпретация, риторика // http://www.argumentation.ru
  4. Барт Р. Избр. работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989. С. 48-56.
  5. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.
  6. Болинджер Д. Истина - проблема лингвистическая. // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.
  7. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.
  8. Войнрих Х. Лингвистика лжи. // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.
  9. Гриненко Г.В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация. М., 2000.
  10. Грифцова И.Н. Логика как теоретическая и практическая дисциплина. К вопросу о соотношении формальной и неформальной логики. М.: Эдиториал УРСС, 1998.
  11. Гумбольдт В. фон О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества. /Его же Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
  12. Дюбуа Ж., Эделинг Ф. и др. Общая риторика М., 1989.
  13. Еемерен Ф.Х. ван, Гроотендорст Р. Аргументация. Коммуникация. Ошибки. СПб, 1991.
  14. Еемерен Ф.Х. ван, Гроотендорст Р. Речевые акты в аргументативных дискуссиях. СПб, 1994.
  15. Зелинский Ф.Ф. Теория судебного красноречия // Цицерон. Полн. собр. соч. СПб, 1901. Т.1.
  16. Игорь Пешков О(т)речение мысли.//Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996. С. 377 - 399.
  17. Ильин А., Кадацкий В., Никифоров К., Пихоя Л. Отзвук слова. Из опыта работы спичрайтеров первого президента России. М., 1999. 144 с.
  18. Йейтс Френсис Искусство памяти. СПб, 1997
  19. Кони А.Ф. Приемы и задачи обвинения.//Кони А.Ф. Собрание сочинений в 8 томах. Т.4. М., 1967.
  20. Кони А.Ф. Советы лекторам // Русская риторика. Хрестоматия. М., 1996.
  21. Корнилова Е.Н. Риторика - искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М., 1998.
  22. Логика и риторика. Хрестоматия. Минск, 1997.
  23. Мигунов А.И. Диалектическая природа речевого акта // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2000. Сер.6, вып.2 (№14).
  24. Мигунов А.И. К вопросу о месте риторики в гуманитарном знании. //“Вестник ЛГУ”, №27, 1990.
  25. Мигунов А.И. О риторическом контексте проблемы истины // Логико-философские штудии. СПб, 2001.
  26. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. М.,Просвещение, 1996.
  27. Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.
  28. Остин Джон. Как производить действия при помощи слов // Его же. Избранное. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.
  29. Паскаль Б. О геометрическом уме и об искусстве убеждать // Логика и риторика. Хрестоматия. Минск, 1997.
  30. Перельман Х., Ольбрехт-Тытека Л. Из книги “Новая риторика: трактат об аргументации” // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 1987.
  31. Пешков И.В. М.М.Бахтин: от философии поступка к риторике поступка. М., 1996.
  32. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М., 1997.
  33. Русская риторика. Хрестоматия. М., 1996.
  34. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде // Русская риторика. Хрестоматия. М., 1996.
  35. Серль Дж. Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. XVII. - М., 1986.
  36. Сопер Поль Л. Основы искусства речи. М., 1992.
  37. Строгович М.С. Теория судебных доказательств. Его же. Избранные труды. Том 3. М., 1991.
  38. Стросон П.Ф. Намерение и конвенция в речевых актах // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. XVII. - М., 1986.
  39. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию. Или переговоры без поражения. М., 1990.
  40. Хайдеггер М. Гегель и греки // Время и бытие. М., 1993
  41. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие. М., 1993
  42. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Время и бытие. М., 1993
  43. Цицерон М.-Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.
  44. Яскевич Я.С. Аргументация в науке. Минск, 1992.
  45. Argumentation on the World Wide Web // http://www.dnai.com/~mackey/thesis/thesis.html
  46. Critical Thinking On The Web // http://www.philosophy.unimelb.edu.au/reason/critical/
  47. Fundamentals of Argumentation Theory. A Handbook of Historical Backgrounds and Contemporary Developments / Frans H. van Eemeren…[et al.]. Lawrence Erlbaum Associates, Publishers. Mahwah, New Jersey, 1996.
  48. Informal Logic // http://plato.stanford.edu/entries/logic-informal/


& Диалектическая логика

неформальная логика, аналоги РДЛ, новая риторика, диалектической логики проекция

Previous post Next post
Up