Текст romantaran'a представлен жирным шрифтом с отступом.
Свой комментарий-вставку в текст romantaran'a я, Михаил Грачёв [MG], выделяю зелёным текстом.
Пишет romantaran (
romantaran)
@
2006-
01-
19 09:32:00
romantaran: Формальная интерпретация «Учения о бытии» Гегеля. Качество
http://romantaran.livejournal.com/3036.html
- Первый пункт Гегелевской диалектики - момент непосредственности (хорошо известно Гегелевское определение бытия как простого непосредственного). Это "первое, простое определение некой сферы" (Энц. 1, 215), ему соответствует момент всеобщности (триады всеобщее-особенное-единичное).
MG> У Пятигорского и Мамардашвили простое и непосредственное названо "сферой сознания":
MG> [М.К. Мамардашвили, А.М. Пятигорский] = [МП]:
МП> "Сферу сознания" мы вводим для обозначения гипотезы о том, что сознание
МП> может быть описано вне приурочивания этого сознания к определенному психическому
МП> субъекту, индивиду. Более того: в связи с этим возникает другой вопрос - вопрос
МП> о принципиальной возможности не приписывать сознанию чего бы то ни было,
МП> как со стороны субъекта, так и со стороны объекта (см. М.К. Мамардашвили, А.М.
МП> Пятигорский. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике
МП> и языке. М. 1999)
Всё мыслимое мыслимо лишь постольку, поскольку оно является чем-то определенным. Возьмем, к примеру, предмет А.
MG> Si - Sj
MG> | |
MG> Предмет А
Он есть нечто определенное и поэтому его можно изобразить в виде замкнутой геометрической фигуры - круга. Этот круг и есть А.
MG> ОК.
Он нам дан вначале непосредственно, мы не обращаем внимания на какие-то отдельные его моменты, а воспринимаем как единую нерасчлененную цельность. Поскольку наше внимание сконцентрировано только на предмете, то кроме него ничего не предполагается. Для нас существует только А и ничего больше.
MG> Допустим.
- Но раз кроме А ничего нет, то само А теряет всякую определенность. Мы, таким образом, приходим к самому началу, основанию А, и А как свое собственное начало есть еще полная неопределенность, чистая возможность самого себя. Гегель называет это бытием.
- Эта неопределенность есть, собственно, отсутствие А, есть ничто.
- Но эта неопределенность есть не просто неопределенность, а неопределенность именно А, как таковая, она есть точка возникновения определенности, становление А.
MG> Хорошо, пусть так. Это всё пока лишь конвенции, против которых нет возражений.
2. Последующие моменты - это "определения, которые суть некая сфера в ее различенности", они представляют собой дефиниции конечного (Энц. 1, 215). Это моменты особенного.
В созерцаемом нами круге мы замечаем, прежде всего, его границу. Поскольку кроме предмета А ничего больше нет, то замеченная нами граница оказывается чем-то иным по отношению к самому предмету. Она есть не-А, его отрицание, антитезис. Между ними разворачивается сложная система отношений; собственно, она есть не что иное, как диалектика границы. Каждый момент этих отношений представляет собой определенную категорию.
MG> Можно было бы сразу начать с А и не-А без длинного предисловия.
a. Снятое противоречие, форма простого единства с собой, А, содержащее отрицание или определенность. Рефлексия в самое себя, в-себе-бытие. Мы знаем, что А определенно, что оно имеет границу, но мы пока не обращаем на нее внимания.
MG> К т о этот таинственный "Мы"? Все манипуляции с "предметом А" производит субъект
MG> рассуждений Si ( или на пару с Sj) в общей структуре сознания F (табло разума). Образ
MG> кодируется в вербальный текст. Предложения текста: суждения, вопросы, оценки,
MG> императивы. Таким образом, предмет А превращается в суждение А, которому и
MG> противопоставляется суждение не-А. Данный процесс описывается формулой диалога:
MG> Схема 6.1 (формула диалога):
MG>
MG> Sij> s - p,
MG> где
MG> S - субъект рассуждений
MG> s - логический субъект
MG> p - предикат
MG> [i],[j] - нижние индексы, идентификаторы участников диалога
MG> [-] - связка
MG> [>] - знак квотирования
b. Теперь мы фиксируем обе составляющие определенности: А и не-А в их, так сказать, "рядоположенности", в противопоставлении. Поскольку не-А есть граница А, то она содержится в А, но отличается от него, соответственно, здесь в А появляется момент бытия-для-другого.
MG> Короче, имеем А и не-А -- два суждения.
c. В свою очередь, не-А получает свою определенность за счет А, и значит, А является границей не-А. Стало быть, не-А тоже есть нечто определенное. В отношении к А оно является инобытием.
MG> Продолжаем перевод категориального ряда Гегеля на язык формальной логики.
d. Поскольку не-А есть собственный момент А, то оба они оказываются тождественными. А переходит в не-А, изменяется.
e. Но и, с другой стороны, не-А переходит в А.
f. Раз А есть не-А, то переходя в него, оно переходит в самое себя, сливается с собой. Это переход к следующему пункту.
MG> Дальше фиксации двух суждений А и не-А всё равно не продвинулись.
3. Третий пункт триады - для-себя-бытие - "возвращение из процесса различения к простому отношению с собой" (Энц. 1, 215). (единичное). Это есть всем известное, но не всем понятное отрицание отрицания. Его суть в том, что А в своей границе (т. е. в своем отрицании) находит самого себя, то есть, оказывается безграничным, бесконечным. Стало быть, для его определенности требуется новая граница. Раз не-А перестало быть границей А, то нужна граница для А и не-А вместе взятых, нужно отрицание отрицания. Это уже будет выходом за пределы противоположностей А и не-А на новую ступень.
MG> В чём же выражается этот выход "за пределы противоположностей А и не-А на новую ступень"?
Обозначим моменты внутри полученной бесконечной сферы.
-
В первую очередь здесь восстановлена непосредственность и отсутствие различенности. А сливается с не-А или, что то же, исключает из себя не-А, является единым.
- Мы вновь видим перед собой тот же самый круг, но уже явственно различаем принцип его внутренней определенности. Мы видим А и не-А, но поскольку не-А это то же самое А, то мы наблюдаем бесконечное множество А. А является многим.
- Из этих двух пунктов следует отталкивание одного, полагание многих одних и
- притяжение
Перечислим полученные нами диалектические моменты предмета А.
MG> Выход "за пределы" уже состоялся? Не пропустил ли я его?
- Непосредственное А;
- бытие;
- ничто;
- становление;
- Конечно определенное А - нечто;
- А как в-себе-бытие;
- А как бытие-для-другого;
- не-А - инобытие;
- переход А в не-А;
- переход не-А в А;
- слияние А и не-А - переход к следующему пункту;
- Бесконечно определенное А - для-себя-бытие;
- А как единое;
- А как многое;
- становление единого многим;
- становление многого единым.
MG> Я так понял, что это была лишь "присказка", а сказка впереди.
[
#]