Библиотечный зал сообщества "Dialectical Logic"
dial_issl предложил обсудить пятый очерк из книги Э.В. Ильенкова "Диалектическая логика: очерки истории и теории":
"Во-первых, в этом очерке напрямую затрагивается вопрос о понимании мышления (начиная с пятого абзаца, совсем конкретно). Во-вторых, Ильенков дает критически осмысленное изложение позиции
(
Read more... )
Comments 6
"Гегелевское решение вопроса о предмете логики сыграло в истории этой науки особую роль. И чтобы понять гегелевскую логику, мало только уяснить прямой смысл ее положений. Важнее и труднее рассмотреть сквозь причудливые обороты гегелевской речи тот реальный предмет, о котором на самом деле ведется разговор".
-- Реальный предмет Х "о котором на самом деле ведется разговор" каждый эпистемолог может трактовать самостоятельно. Пусть им будет сама диалектическая логика.
"Это и дает возможность понять Гегеля критически: восстановить для себя образ оригинала по его искаженному изображению. Научиться читать Гегеля материалистически, так, как читал и советовал его читать В.И. Ленин, - значит научиться критически сопоставить гегелевское изображение предмета с самим этим предметом, на каждом шагу прослеживая расхождения между копией и оригиналом"-- Остается вопрос об идентичности предмета и того образа о нём, который составляет себе каждый приступающий к исследованию эпистемолог. Другими словами, следует ради объективности предварительно ( ... )
Reply
Reply
Михаил, совершенно непонятно зачем Вам понадобилось вводить разные обозначения предмета рассмотрения - "Х" - и произвольно решать, что пусть предметом будет диалектическая логика. Предмет рассмотрения обозначен в первом же предложении: "Гегелевское решение вопроса о предмете логики..."
Это ваше указание на предмет. А сам предмет?
И дальше куда уж определеннее, что предметом логики является мышление и логика это "мышление о мышлении",
Предметом психологии, физиологии, педагогики, психиатрии также является мышление. Так что не очень-то и "определенно". Предмет логики желательно обособить от того же предмета других дисциплин. Если логика есть мышление (о мышлении), то логика представляет собой предмет самой себя. Ситуация, скажем, не совсем ординарная. Во всяком случае, определенности не добавляет.
"что оригинал - "действительные формы и законы теоретического познания" (в существовании этих высших форм мышления кто бы сомневался) и т.д."
Довольно-таки расплывчатый "оригинал".
"Вы же сами все это цитируете и у Вас же получается, что ( ... )
Reply
Reply
"Такая реконструкция осуществима, если ясно понято устройство той оптики, сквозь которую Гегель рассматривает предмет своего исследования. Эта искажающая, но вместе с тем и увеличивающая оптика (система фундаментальных принципов гегелевской логики) как раз и позволила ему увидеть, хотя бы и в идеалистически перевернутом виде, диалектику мышления. Ту самую логику, которая остается невидимой для философски невооруженного взора, для простого «здравого смысла»".
-- Средство, метод рассмотрения предмета тот же: диалектическая логика (диалектическая методология).
"Прежде всего важно ясно понять, какой реальный предмет исследует и описывает Гегель в своей «Науке логики», чтобы сразу же обрести критическую дистанцию по отношению к его изображению. «Что предмет логики есть мышление, с этим все согласны» 1, - подчеркивает Гегель. А потому логика как наука совершенно естественно получает определение мышления о мышлении, или «мыслящего само себя мышления»"-- Предмет исследования мышление. Но мышление мышления есть логика. Отсюда, предмет ( ... )
Reply
Leave a comment